“РАССУЖДЕНИЕ О МЕТОДЕ”


“РАССУЖДЕНИЕ О МЕТОДЕ”
    “РАССУЖДЕНИЕ О МЕТОДЕ” (Discours de la methode), полное название “Рассуждение о методе для хорошего направления разума и отыскания истины в науках” — сочинение Р.Декарта, опубликованное в 1637 в Лейдене (вместе с “Диоптрикой”, “Метеорами”, “Геометрией”); латинский перевод — 1644 (Амстердам). Трактат резюмирует философскометодойогаческие идеи “Правил для руководства ума” и прокладывает путь общефилософской проблематике “Метафизических размышлений” и “Начал философии”.
    Часть 1 (“Соображения, касающиеся наук”) — своего рода введение, где Декарт высоко оценивает здравый смысл, “обычный ум человека”: это “единственное, что отличает нас от животных и что в полной мере присуще каждому” (Избр. произв. М., 1950, с. 260). Но “мало иметь хороший ум, главное — хорошо его применять” (там же). “Книжной науке” (какими бы полезными и утонченными ни были ее результаты) Декарт предпочитает ознакомление с “великой книгой мира”, т. е. путешествия, наблюдения, общение с людьми и т. д. Ибо “в рассуждениях каждого о делах, непосредственно его касающихся... гораздо больше истины, чем в бесполезных спекуляциях кабинетного ученого...” (с. 265—266). Употребив несколько лет на изучение “книги мира”, Декарт “принял решение изучать самого себя” (с. 266). Для “Рассуждения о методе” вообще характерны свободные, исповедальные биографические экскурсы.
    Во 2-й части (“Основные правила метода”) Декарт обосновывает тезис о “книжной” науке как сумме мнений различных лиц и о том, что “самое лучшее — раз и навсегда отрешиться от них, чтобы впоследствии водворить на их место лучшие либо те же, но согласованные с разумом” (с. 268). При этом он не одобряет людей, постоянно задумывающих какие-либо новые преобразования в обществе, и утверждает:
    “Никогда мои намерения не шли дальше попыток реформировать мое собственное мышление и строить на фундаменте, который принадлежит мне” (с. 269). Изложение основных правил метода Декарт предваряет разъяснением относительно того, что они не сводятся к приемам логики, ее силлогизмам (к “искусству Луллия”), к анализу суждений древних, равно как и к приемам алгебры Нового времени. Искомые правила метода Декарт излагает следующим образом: “Первое — никогда не принимать за истинное ничего, что я не познал бы таковым с очевидностью... Второе — делить каждое из исследуемых мною заблуждений на несколько частей, сколько это возможно и нужно для лучшего их преодоления. Третье — придерживаться определенного порядка мышления, начиная с предметов наиболее простых и наиболее легко познаваемых и восходя постепенно к познанию наиболее сложного... И последнее — составлять всегда перечни столь полные и обзоры столь общие, чтобы всегда была уверенность в отсутствии упущений”(с. 274). В разных сочинениях Декарт по-разному записывал и группировал правила метода. Эти четыре правила— обобщенное формулирование 21 правила, изложенного в более ранних “Правилах для руководства ума”. Ум должен привыкать мыслить ясно и отчетливо и отыскивать истину, которая по каждому вопросу только одна.
    В части 3 (“Некоторые правила морали, извлеченные из этого метода”) представлены следующие “временные правила нравственности”: “Первое — это подчиняться законам и обычаям моей страны, блюдя религию... и во всем остальном руководствоваться мнениями, наиболее умеренными и далекими от крайностей...” Второе правило — “оставаться возможно более твердым и решительным в своих действиях...” (с. 276). “...Моим третьим правилом было стремиться всегда побеждать скорее самого себя, чем судьбу, и менять скорее свои желания, чем порядок мира...” (с. 277).
    В 4-й части (“Доводы, доказывающие существование Бога и человеческой души, или Основание метафизики”) излагается в краткой форме “методическое” движение по пути сомнения к “первому принципу философии”, а именно к идее “я мыслю, следовательно, я существую”, а от нее — к идее субстанции, “вся сущность и вся природа которой состоит только в мышлении и которая, чтобы существовать, не нуждается ни в каком месте и не зависит ни от какой материальной вещи” (с. 283). Следующий шаг (подробно представленный в “Метафизических размышлениях”, 1641): “размышляя по поводу того, что я сомневался и что, следовательно, мое существо не является вполне совершенным...”, я логично прихожу к идее более совершенного существа, чем я. Аналогичным образом “я знаю некоторые совершенства, мне не присущие”, и по контрасту представляю себе существо, способное быть “бесконечным, вечным, неизменным, всесведущим, всемогущим”, т. е. прихожу к идее Бога.
    В частях 5 (“Порядок физических вопросов”) и 6 (“Что необходимо, чтобы продвинуться вперед в исследовании природы”) излагаются принципы и порядок естественнонаучных исследований: сначала отыскиваются “вообще принципы, или первопричины всего того, что есть и может быть в мире...” (с. 306), затем выясняется, “каковы первые и самые обычные следствия”, какие можно вывести из этих причин. На этом пути предметом исследования стали небеса, звезды, земля, а на земле — вода, огонь, минералы, т. е. вещи “наиболее общие из всех и наиболее простые, а следовательно, и наиболее легкие для познания” (там же); в частности, была предложена гипотеза о возникновении Земли, Солнца из хаоса материального движения, затем совершился переход “к более подробному рассмотрению Земли” (с. 291). Таким же образом вначале исследовались движения животных и человеческого тела; Декарт подробно обсуждает движение сердца, крови, чтобы доказать, что “все это согласуется с правилами механики, являющимися и правилами природы” (с. 299). Отличие человека от животных — наличие “разумной души”, которая “никоим образом не может быть продуктом материальной силы наподобие других вещей” (с. 302—303) и которая сотворена Богом и является бессмертной. Хотя принципы философии “крайне просты и очевидны”, ученые мужи не торопятся обладать светом истины, ограничиваясь “тщеславной видимостью всезнайства” (с. 312). Впрочем, своими судьями Декарт желает иметь тех, “кто соединяет здравый смысл с ученостью” (с.316).
    Наиболее известные комментарии к “Рассуждению о методе” выполнены Э. Жильсоном в парижском издании 1947 и в исследовании Ш. Серрюса (Sems Ch. La methode de Descartes. P., 1933).
    Русский перевод — M. M. Скиада (Воронеж, 1873); H. A. Любимова (СПб., 1885); Г. Тымянского (M., 1925); Г. Г. Слюсарева и А. П. Юшкевича (1953, с комментариями).
    Н. В. Мотрошилова

Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль. . 2001.


Просмотров: 1229
Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Философская энциклопедия





Другие новости по теме:

  • "РАССУЖДЕНИЕ О МЕТОДЕ..."
  • “ИДЕИ К ФИЛОСОФИИ ПРИРОДЫ КАК ВВЕДЕНИЕ В ИЗУЧЕНИЕ ЭТОЙ НАУКИ”
  • “РАЗУМНЫЕ МЫСЛИ О БОГЕ, МИРЕ И ДУШЕ ЧЕЛОВЕКА, А ТАКЖЕ О ВСЕХ ВЕЩАХ ВООБЩЕ”
  • “РАССУЖДЕНИЕ, ВЫНОСЯЩЕЕ РЕШЕНИЕ ОТНОСИТЕЛЬНО СВЯЗИ МЕЖДУ РЕЛИГИЕЙ И ФИЛОСОФИЕЙ”
  • «РАССУЖДЕНИЕ О МЕТОДЕ»
  • ВЕЧНОЕ ВОЗВРАЩЕНИЕ ТОГО ЖЕ САМОГО, ИЛИ ВСЕХ ВЕЩЕЙ
  • ДЕКАРТ
  • ДЕКАРТ
  • ДЕКАРТ
  • Декарт (Descartes) Peнe
  • Декарт Peнe
  • Декарт Р. Отрывки
  • Декарт Рене
  • ИМЕТЬ ИЛИ БЫТЬ?
  • ПРАВИЛА ИГРЫ
  • ПРОМИТТОР Планета, к которой может быть определена дирекция сигнификатора, в результате чего образуется аспект между прогрессивным положением сигнификатора и положением при рождении промиттора, обещающий определенные события или условия, соответствую
  • ПРОТИВ МЕТОДА
  • ПРОТИВ МЕТОДА
  • Против метода. Очерк анархистской теории познания
  • РАССУЖДЕНИЕ О МЕТОДЕ
  • СМИРЕНИЕ, покорность-добродетель, которая может возникнуть от сознания, что совершенство
  • ТРОН Некоторые астрологи, более склонные к преувеличению, чем к точному соответствию и ясности, говорят о планете на троне, если она находится в знаке, которым управляет. В более древнем и более логичном варианте это планета, расположенная в той част
  • УЧЕНИЕ О МЕТОДЕ
  • ФИГУРА Фигура, также карта, схема, тема, зеркало небес, гороскоп - условное изображение состояния неба (т. е. астрологически значимых астрономических факторов) в данный момент времени. Наиболее значимые в большинстве систем факторы, так или иначе отр
  • Этические правила речевой деятельности
  • Этические правила речевой деятельности
  • Этнические правила речевой деятельности
  • Этнические правила речевой деятельности
  • правила тестирования
  • церемонии образцовые и правила благопристойности



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь