|
ПРОИЗВОДСТВО ОБЩЕСТВЕННОЕПРОИЗВОДСТВО ОБЩЕСТВЕННОЕ ПРОИЗВОДСТВО ОБЩЕСТВЕННОЕ — социальнофилософское понятие, применяемое для обозначения и характеристики процесса и способа (основы) человеческой жизнедеятельности в целом. Слова “производство”, “производить” используются при этом в предельно широком значении и в разных семантических оттенках, — имеется в виду не только “изготовлять, вырабатывать, выделывать”, но и “совершать, родить, произвести”. А определение “общественное” подчеркивает, что речь идет о совместной деятельности людей, вступающих в процессе производства в некие отношения, имеющие общественный характер и смысл. Понятие “общественное производство” вбирает в себя обозначение не только какой-то особой отрасли или совокупности различных отраслей производства, но и общественного жизненного процесса как такового, или, иначе, производство людьми своей общественной жизни. Поэтому в философской и экономической литературе принято говорить о производстве “материальном”, “духовном”, “научном”, “художественном”, о производстве “сознания”, “общественных отношений” и т. д. Напр., когда Ф. М. Достоевский настаивал на том, что человек должен “выделаться”, т. е. стать человеком в процессе своего общественного и индивидуального развития, он лишь иными словами выразил идею “производства человека” как личности. Такая широта и многообразие применения термина “производство” не снижает и не отрицает примата “материального производства”, как полагают противники “расши рительной версии” данного понятия. Начиная “Капитал” с тезиса “Предмет исследования — это прежде всего материальное производство (Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 46, ч. 1, с. 17), А. Маркс раскрывает диалектику производства, распределения и обмена, а затем вполне органично (отнюдь не метафорично) переходит к рассмотрению взаимосвязи и взаимодействия материального производства со сферой сознания, идеологическими отношениями и формами, которые он представляет и характеризует как особый вид производства, в частности, говорит о “производстве искусства как такового” (там же, с. 47). Выдвигая на первый план “материальное производство”, автор “Капитала” понимает его как единство производительных сил и производственных отношений и при этом нисколько не умаляет значение первых, когда выделяет значения вторых как определяющего фактора “реального процесса жизни”. Так был найден, определен и обозначен единый специфический “продукт” общественного производства всех эпох — общественная форма, в которой происходит присвоение и переработка индивидами предметов природы. Однако, согласно Марксу, производство является общественным не только потому, что занятые в нем люди вступают в определенные отношения друг с другом и совместно трудятся ради достижения общих целей. Есть и другое, более общее основание общественной природы производства: его конечным продуктом и результатом всегда выступает общество, или, чтото же самое, производство человека как общественного существа. Последнее с необходимостью служит основанием общественного производства и общественного бытия в любых исторических условиях и при любой общественной форме самого производства. Даже капиталистическое производство, в котором господствуют “вещные” отношения и непосредственной целью является получение прибыли, подчиняется действию этой закономерности (другое дело, во что это выливается в реальной практике). Важно то, что по отношению к данной всеобщей цели и результату общественного производства все остальное, будь то произведенный продукт, условия труда или сам непосредственный процесс производства, оказывается лишь “моментами”, т. е. средством и материальными условиями (“оснасткой”) осуществления индивидами своего общественного бытия. Этот вывод можно сформулировать и иначе: производство и воспроизводство общественных индивидов в их реально (исторически) складывающихся взаимоотношениях, что в свою очередь неотделимо от создания людьми материальных и духовных обстоятельств их жизнедеятельности, и составляет основное содержание производственной деятельности, если рассматривать ее применительно к обществу в целом. В собственно философском смысле общественное производство есть сама жизнь, порождающая жизнь, поскольку оно выступает в качестве основы жизни и развития общества, человеческого рода вообще. Общественное производство — это и есть деятельная “родовая жизнь” человека, тот способ, которым он утверждает и реализует себя как родовое существо. В. И. Толстых Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль. Под редакцией В. С. Стёпина. 2001. Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Философская энциклопедия Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|