|
ОРФИКИОРФИКИ — последователи др.-греч. легендарного певца Орфея. От их соч. сохранились лишь фрагменты. Уже в древности существовало несколько версий орфической космогонии. Первоначалом является то ли Никта (Ночь), то ли Вода, то ли Хронос (Время), то ли Хаос, то ли слиянность Земли, Неба и Моря. Будучи пред-философией, космогония О. содержит в себе значительные элементы теогонии. Человек сотворен Зевсом из праха испепеленных им титанов, растерзавших ребенка-Диониса и вкусивших его мяса, а потому является двойственным существом: титаническим и дионисийсклм, телесным и духовным. Бессмертная душа пребывает в смертном теле как в темнице, она обречена на переселение в новые тела. Цель жизни — освобождение души от тела для обитания на «островах блаженных». Философия: Энциклопедический словарь. — М.: Гардарики. Под редакцией А.А. Ивина. 2004. ОРФИКИ (греч. ???????, от ?????? – Орфей) – представители религ.-филос. течения в Др. Греции, связанного с культом Диониса и Деметры. В деталях теогонии О. близки Гесиоду, их ритуалы во многом повторяют земледельч. магию. Это дает основание отнести орфизм к мировоззрению крестьянства. В Афинах О. обосновались во времена Писистрата во главе с популяризатором идей орфизма Ономакритом. Основание орфизма приписывается полулегендарным Орфею и его ученику Мусею. Наибольшее историч. влияние имело учение О. о душе как добром начале, частице божества и о теле, как "темнице души" (Plato, Cratyl. 400 ВС). После смерти человека душа, продолжающая существовать, должна претерпевать ряд иаменений и перевоплощений, чтобы очиститься от осквернения телом. О. приписывается учение о метемпсихозе (переселении душ) в форме тройного испытания души телесной жизнью, однако свидетельства эти целиком восходят к позднейшим источникам (Пиндару и Платону). Весь этот комплекс идей о теле и душе впоследствии был воспринят и разработан пифагореизмом отчасти Платоном, а через него – неоплатонизмом и христианством. О. имели неск. вариантов теогонии и космогонии. По Дамаскию сначала было время, затем небо и пустота. Небо вылепило серебряное яйцо, из к-рого появился Фанет (свет или любовь – Эрос). Тот же Дамаский приводит еще одну версию: вначале вода и гюле (грязь), от них – земля. Вода и земля считаются первыми началами, а третье, рожденное водой и землей, – дракон с головой тавра и льва, но с лицом бога, с крыльями за плечами. Это третье называет себя Хроносом нестареющим и Гераклом (Damasc., 123–124, Diels). По Афиногору, верхняя и нижняя половины скорлупы яйца образуют небо и землю. Теогония и космогония О., находящие отражение в их культах, содержат диалектич. мотивы т.н. "генетической модели": первичное единство, разделение, воссоединение разделенного в половой любви. В группе орфич. теогонии прослеживается общая центр, идея, эволюционирующая в ходе тысячелетней истории О. к пантеизму. В одних теогониях Зевс, в других Фанет или Гелиос, или Дионис содержат в собств. теле семена всего существующего и из этого состояния смеси в едином возникает мир. Процессы возникновения трактуются разделением противоположностей и их воссоединением. Мусею приписывают высказывание: "все из одного рождается и в него же разлагается" (Diog. L., I 3). Тот же тезис в конкретно-образной форме относят к Орфею: "Орфей пел и рассказывал, что некогда небо, земля и море были соединены в одно, но потом рассорились и разделились", – сообщает Аполлоний (Argonautica, I, 494–498; ср. также Аристофан, 693–697; Аристотель, Met. 1071 в 26 и 1094 в 4). Лит.: Томсон Дж., Исследования по истории древ-не-греч. общества, т. 2 – Первые философы, пер. с англ., М., 1959; Eisler В.., Orphisch-Dlonysische Mysteriengedanken in der christlichen Antike, Bd 2, Tl 2, Lpz.–В., 1925; Lagrange M. J., Lee mysteres. L'orphisme. в кн.: Introduction a l'etude du Nouveau Testament, [v.] 4, P., 1937; Linforth I. M., The arts of Orpheus, Berk.–Los Ang., 1941; Cornford F. M., Principium Sapientiae, Camb., 1952; Guthrie W. K. C., Orpheus and Greek religion, 2 ed., L., 1952; его же, Orphee et la religion grecque, P., 1956; Moulinier L., Orphee et l'orphisme a l'epoque classique, P., 1955. M. Петров. Ростов н/Д. Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия. Под редакцией Ф. В. Константинова. 1960—1970. Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Философская энциклопедия Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|