Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/init.php on line 69 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/init.php on line 69 Warning: strtotime(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/academicru/academicru_news.php on line 46 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/academicru/academicru_news.php on line 47 Warning: strtotime(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/academicru/academicru_news.php on line 49 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/academicru/academicru_news.php on line 50
|
ОККУЛЬТИЗМОККУЛЬТИЗМ (от лат. occultus — тайный, сокровенный) — попытка выявить и использовать в практических целях «скрытые» природные силы. О. основывается на убеждении, что все вещи составляют единое целое и между ними существуют необходимые, целенаправленные отношения, не являющиеся ни временными, ни пространственными. Представление о всеобщих скрытых связях явлений и о человеке, включенном в систему таких связей, было распространенным в Зап. Европе в 14—16 вв. Тайные силы иногда персонифицировались, и их пытались вызвать заклинаниями. Рецидивы О. встречаются и в настоящем времени. Философия: Энциклопедический словарь. — М.: Гардарики. Под редакцией А.А. Ивина. 2004. ОККУЛЬТИЗМ (от лат. occultus — тайный, сокровенный), общее название учений, признающих существование скрытых сил в человеке и космосе, недоступных для общего человеч. опыта, но доступных для людей, прошедших через особое посвящение и спец. психич. тренировку. При этом цель ритуала посвящения, нередко связанного с психич. потрясениями, переживанием смерти и «нового рождения», усматривается в достижении «высшей ступени» сознания и нового видения мира, открывающего доступ к т. н. тайным знаниям — воздействию или контролю над скрытыми силами природы и человека. В филос. плане О. ближе всего к гилозоизму и пантеизму, рассматривающим мир как некий одухотворённый организм, все силы которого находятся в непрестанном динамич. взаимодействии. Объём и содержание понятия О., как и его роль, изменялись на протяжении истории; на разных этапах развития культуры он вступал в сложные взаимоотношения с наукой, философией, религией, искусством. Ряд явлений, прежде считавшихся чисто оккультными (напр., магнетизм в эпоху Возрождения, гравитация в астрологии, гипнотизм в 18 в.), позднее отошли в сферу науки. Однако большая часть т. н. оккультных явлений отвергается наукой как не находящая себе места в совр. науч. картине мира. Впервые в самостоят. сферу, не связанную к.-л. религ. системой, О. выделяется в эпоху поздней античности на базе эллинистич. религ. синкретизма. В 1—4 вв. в Александрии создаётся обширная оккультная лнт-ра, наз. герметической (по имени легендарного основателя О. — Гермеса Трисмегиста; см. Герметизм). Тогда же кодифицируются «герметич. науки» (алхимия и астрология) и появляется теоретич. соч. О. — «Изумрудная скрижаль», формулирующая учение о «соответствиях», всеобщих таинств, связях всех элементов Вселенной (связи между планетами, металлами, драгоценными камнями, растениями и частями человеч. тела). Аналогична этому связь между смыслом слова и его начертанием в каббале. Представление О. о человеке как о микрокосме, воспроизводящем неисчерпаемое богатство и структуру макрокосма (см. Микрокосмос и макрокосмос), легло в основу оккультного учения об аналогии. Человек и мир взаимно объясняются в О. друг через друга; человеч. волевые акты рассматриваются как особые природные силы, способные прямо воздействовать на мир.С утверждением христианства как господств. религии О., подобно гностицизму, подвергается гонениям и культивируется лишь в тайных еретических учениях. В эпоху Возрождения О. способствовал разрушению ср.-век. картины мира, преодолению умозрит. схоластики и подготовке развития экспериментального естествознания. Предельного развития О. достиг у Агрип-пы Неттесхеймского, который в соч. «Оккультная философия» (1533) стремился к синтезу различных оккультно-магич. учений и к превращению магии в «естеств.» науку, изучающую тайные силы («симпатии» и «антипатии»), связующие элементы Вселенной. Центр тяжести переносился при этом на человека как микрокосм и «узел Вселенной», средоточие материальных и духовных сил; астрология и магия рассматриваются, т. о., как средство овладения скрытыми силами природы. Создаётся новая концепция учёного-мага, управляющего стихиями, что стимулировало развитие естествознания в 17 в. (ср. переход от О. к «естеств.» знанию в итал. натурфилософии Возрождения — у Дж. Кардано, Б. Телезио и др.). Развитие естеств. паук в 17 в. подорвало веру в О. и «герметич. науки». В то же время получают распространение светские оккультные общества. Крупнейшие из них — розенкрейцеры, у которых алхимия и элементы каббалы сочетаются с социальными проектами (идеи «обновления» земли и «всеобщей реформы», выраженные на языке алхимич. учения о преобразовании природы и человека), а «оккультный мистицизм» — с естеств.-науч. рационализмом. Связь социальной утопии с эзоте-рич. традицией О. прослеживается в «Городе Солнца» Кампанеллы и «Новой Атлантиде» Ф. Бэкона. Оккульт-но-космологич. система Р. Фладда (1574—1637), главы англ. розенкрейцеров, легла позднее в основу шотл. масонства. С кон. 19 в., в условиях кризиса традиц. религий, начались попытки создания некой новой «универсальной» религии на основе объединения оккультных и религ.-филос. учений самых разных времён и народов (теософия, антропософия и др.). В сер. 20 в. для Зап. Европы и США стало характерным распространение массового коммерч. О. (астрологии, оккультной медицины, мантики), причём сами «маги» выступают в роли дельцов пли антрепренеров. Среди причин этого явления, отражающего общий кризис совр. бурж. культуры, — растущее отчуждение и механизация жизни, чувство неуверенности, разочарования в традиц. ценностях бурж. общества, бездуховность «массовой культуры». Антошевский И. К., Библиография О., СПБ, 19102; Зыбковец В. ?.,? белой и черной магии, М., 1963; Тhorndike L., A history of magic and experimental science, v. l—8, N. Y., 1923—58; Jung С. G., Psychologie und Alchemic, Z., 1944; Shumaker W., The occult sciences in the Renaissance, Berk., l972. Д. Н. Ляликов. Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. 1983. ОККУЛЬТИЗМ (от лат. occultuc тайный, сокровенный) «совокупность положений и методов, основывающихся на теории следующего содержания: все вещи составляют единое целое, совокупность, между ними существуют необходимые, целенаправленные отношения, не являющиеся ни временными, ни пространственными» (R. Amadou. L'Occultisme, esquisse d'un monde vivant, 1950). На практике оккультизм занимается исследованием скрытых природных сил, которые считает возможным использовать для практических целей. Эти силы, которые часто персонифицируются и вызываются заклинаниями (см.: Гёте, Фауст, I, сцена 1), проявляются якобы в форме звуковых и световых явлений, материализации (возникновения новых материальных форм) и т. д. Учения оккультизма о всеобщих скрытых связях явлений и о человеке как микрокосмосе сыграли в 14-16 вв. важную роль в развитых наблюдательных и экспериментальных методах (итал. натурфилософия эпохи Просвещения и др.). См. также Парапсихология, Магия. Философский энциклопедический словарь. 2010. ОККУЛЬТИЗМ (от лат. occultus – тайный, сокровенный) – мистич. учение, в основе к-рого лежит представление о существовании сверхъестеств. ("оккультных") сил, с к-рыми якобы можно вступать в общение при помощи магии. Рассматривая человека как иерархич. сочетание различных "планов бытия", О. считает, что с помощью спец. методов психич. тренировки и магич. воздействия на сверхъестеств. силы можно осуществить восхождение в т.н. "высшие планы бытия" и достичь "тайного знания", выходящего за пределы обычного человеч. опыта. Первым и осн. оккультным трактатом считается "Изумрудная скрижаль" Гермеса Трисмегиста (ок. 2 в. н.э.), по имени к-рого оккультные науки получили в дальнейшем название "герметических"; в александрийских школах 3 в. н.э. они были классифицированы на алхимию, астрологию и каббалу. В качестве осн. метода "оккультных наук" в "Изумрудной скрижали" устанавливается метод аналогии. В ср.-век. Европе широкое обращение к О. начинается с Луллия и Альберта фон Больштедта. Луллий на основе древнеевр. каббалы дал комбинационную тео-онтологич. систему, объясняющую "все тайны вселенной". Его работы были продолжены Агриппой Неттесхеймским и Афанасием Кирхером (1602–80). Оккультные соч. Р. Бэкона, Н. Фламеля (конец 14 в.), Парацельса, Яна Баптиста Гельмонта полны головоломных символов и загадочных шифров. Период увлечения О. пережили Дж. Бруно, Коперник и Ф. Бэкон. Развитие естествознания и материалистич. философии в 16–18 вв. подорвало веру в О.: химия, математика, астрономия вытеснили "герметич. науки". Во 2-й пол. 19 в. он возрождается среди мистически настроенной бурж. интеллигенции и развивается по двум линиям: с одной стороны – спиритизм и черная магия, с другой – слияние зап. и вост. систем О. Под влиянием буддизма и даосизма, а также философии йогов складывается теософия. Е. Головин. Москва. Наиболее влиятельным представителем О. в сер. 19 в. был франц. аббат А. Констан (1810–75), к-рый опубликовал под псевдонимом Э. Леви ряд книг по каббалистике, магии и т.п. Сторонники совр. О. считают, что науки разделяются на экзотерические, изучающие внешнюю форму явлений природы, и эзотерические, исследующие их внутр. сущность, доступную только посвященным. К. Дю Прель (1839–99), пытаясь соединить О. с дарвинизмом, объявил О. "новым естествознанием" (С. du Prel, Die Magie als Naturwissenschaft, В., 1899). Эти воззрения развивали глава виталистов Г. Дриш (Н. Driesch, Der Okkultismus als neue Wissenschaft, 1923), психологи Т. Эстеррейх (Т. К. Oesterreich, Der Okkultismus im modernen Weltbild, 1921), Р. Тишнер (R. Tischner, Der Okkultismus als Natur und Geisterwissenschaft, Stuttg., 1926; Ergebnisse okkulter Forschung, Stuttg., 1950) и др. Распространение О. – свидетельство упадка и разложения бурж. культуры. В США, Зап. Германии, Франции, Англии имеется ок. 30 видов "оккультных наук"; особенно распространена "оккультная медицина" (см. разоблачение ее в сб. "Medizinischer Okkultismus. Paramedizin", Jena, 1962). В бурж. странах есть спец. издательства оккультной литературы, издаются журналы ("Okkulte Welt" и др. – в ФРГ, "Prediction" – в Англии, "Neue Wissenschaft" – в Швейцарии). В США имеются учебные заведения: Американский колледж астральных наук, Колледж магов, Школа астрологии и оккультных наук. В 1959 в Англии возникло "Общество в защиту магии". В 1962 в ФРГ в Вюрцбурге состоялась междунар. конференция оккультистов. О. использует веру в чудеса, слепое доверие к вымыслам мистиков древности, убеждение в том, что гл. источник познания – откровение и мистич. интуиция. Материалистич. философия и естествознание разоблачают О. как вредное суеверие. М. Шахнович. Ленинград. Лит.: Тухолка С., О. и магия, СПБ, 1907; Антошевский И. К., Библиография О., СПБ, 1910; Agriрра Н. С., De occulta philosophie, [Cologne ], 1533; Levi E., Dogme et rituel de la haute magie, 2 ed., v. 1–2, P., 1861; Papus [Encausse G. A. V. ], Traite elementaire de science occulte, 10 ed., P., [1926 ]; Amadou R., De l'occultisme, P., 1950; Hutin S., L'Alchimie, P., 1951; Moser F., Der Okkultismus, Bd 1–2, Munch., 1935; Hartlaub G., Das Unerklarliche. Studien zum magischen Weltbild, 1952; Serouya H., La Kabbale, [2 ed. ], P., [1957 ]. Критич. лит.: Цейтлин З. ?., Философия и логика спиритуалистич. мышления (Магия и религия), "Воинствующий атеизм", 1931, No 5, 6, 10; Зыбковец В. Ф., О белой и черной магии, М., 1963; Шахнович М. И., Совр. мистика в свете науки, М., 1965; Lehmann ?., Aberglaube und Zauberei. Von den altesten Zeiten bis zur Gegenwart, 3 Aufl., Stuttg., 1925; Zwerenz G., Magie, Sternenglaube, Spiritismus, Lpz., 1956; Wunschelrute, Erdstrahler und Wissenschaft. Hrsg. von Otto Prokop, Lpz.–Jena, 1957. Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия. Под редакцией Ф. В. Константинова. 1960—1970. ОККУЛЬТИЗМ ОККУЛЬТИЗМ (от лат. occultus — тайный, сокровенный) — “тайные науки”, в том числе и “герметические” (алхимия, астрология, каббала), признающие существование скрытых сил в космосе и в человеке, но человеке посвященном и инициированном. Цель ритуала посвящения — дать посвящаемому новое видение мира и помочь достигнуть “высшей степени” сознания, при которой скрытые силы природы и человека делаются подконтрольными адепту. При этом мир представляется одухотворенным, а силы мира находятся в непрерывном динамическом взаимодействии (см. Магия, Гностицизм). “Тайные науки” сопровождают “науки” “светлого” мира, пребывая с ними в определенных взаимодействиях. К знаниям о вещах мира следует прибавить также религию и искусства. “Оккультный” аккомпанемент человеческих умений задает особые ритмы в истории культуры, окрашивает в особые тона научную картину мира на разных этапах ее исторического развития, участвуя при этом лишь в периферийных ее сюжетах. Оккультизм — не столько явление культуры, сколько “паракультуры”, изнанки магистральной культуры. В “паракультуре” сочетаются достоверность и мифологическая утопия. В оккультизме эпохи эллинизма (1—4 вв.) была построена синкретическая концепция астролого-алхимического герметизма, проводившего мысль о “соответствиях” и всеобщих таинственных связях всех частей Вселенной (“Изумрудная скрижаль”), смыслов слов и их графических изображений (в каббале). Сюда же следует отнести объяснительный пафос оккультизма в его учении об аналогии (человек и мир во взаимопроникновениях: волевые акты, являясь особыми природными силами, прямо воздействуют на мир). “Официальная” христианская культура средневековья лишена универсалистских притязаний оккультизма, который распространяется лишь в еретических учениях; он представлен также в алхимии и астрологии. Философия эпохи Возрождения, стремившаяся преодолеть схоластику и ставшая на путь теоретико-экспериментального природознания, близка к оккультизму. Так, Агриппа Неттесгеймский в работе “Оккультная философия” (1533) развил учение о “симпатиях” и “антипатиях” как элементах, связующих Вселенную по тайным, но “естественным” законам. При этом человек — “узел Вселенной” и ее микрокосм, а магия — лишь средство, с помощью которого осваиваются скрытые силы природы. Средством же этим владеет ученый маг и с помощью него управляет стихиями. Все это стало предпосылкой “естественного” знания у итальянских натурфилософов 16 в. Дж. Бруно, Дж. Кардано, Б. Телезио) в канун революции теоретического мышления 17 в. Оккультизм постепенно отдавал ряд областей в ведение науки: магнетизм — физике, гравитацию (как основу астрологии) — астрологии, гипнотизм — психиатрии и психологии 18 в. В 17—18 вв. оккультизм уходит в социальные сферы, суля всечеловеческое благоденствие, и социализируется в светских сообществах со своими утопическими проектами (розенкрейцеры, “Город Солнца” Т. Кампанеллы, “Новая Атлантида” Ф. Бэкона, оккультная космологическая система Р. Фладда, масонство, алхимические штудии И. Ньютона). Последняя треть 19 в. отмечена созданием оккультных учений сверхэклектической природы (теософия, антропософия, западно-восточные эзотерические мировоззренческие синтезы). В сер. 20 в. широкое распространение получил коммерческий оккультизм (новая астрология, оккультная медицина, мантика, новая алхимия), свидетельствующее о глубоком общественном кризисе, сопровождаемом трагическими утратами в продуктивных — нравственных и интеллектуальных — сферах высокого рационализма. Лит.: Антошевский И. К. Библиография оккультизма. СПб., 1910; Рабинович В. Л. Алхимия как феномен средневековой культуры. М1979; Crow W. В. A history of magic, witchcraft and occultism. L, 1969; Shumaker W. The occult sciences in the Renaissance. Berk., 1972; Thorndike L. History of magic and experimental science, v. 1—8. N. Y, 1923-1958. В. Л. Рабинович Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль. Под редакцией В. С. Стёпина. 2001. Синонимы: Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Философская энциклопедия Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|