|
МАТУРИДИМАТУРИДИ МАТУРИДИ Абу Мансур Мухаммад Ибн Мухаммад, ал(870, Матурид — 940, Самарканд) — мусульманский религиозный философ, основатель и эпоним теологической школы, ставшей одной из двух (наряду с ашаризмом) ведущих школ суннитского калама — матуридизма. Праву ханафитского толка и другим религиозным наукам ал-Матурвдй обучался в Самарканде, где впоследствии преподавал и жил вплоть до своей смерти. Среди наиболее важных из изданных сочинений ал-Матурйдй — обширный комментарий к Корану “Та'вйлат ал-кур'ан”, толкование к теологическому трактату “ал-Фикх ал-акбар” (“Большой фикх”) Абу Ханйфы (основателя ханафитского толка в мусульманском праве, ум. 767) “Шарх ал-Фикх алакбар”, а также “Книга о единобожии” (“Китаб ат-таухйд”), Лишь последнее признается вполне аутентичным (хотя бейрутское издание 1970 и представляет, по-видимому, одну из версий этой книги). Из не дошедших до нас трудов ал-Матуридй — трактаты по методологии права и работы в опровержение мутазилитов, каррамитов, шиитов и исмаилитов-карматов. Если ашариты разрабатывали свое учение как серединное между мутазилизмом и традиционализмом, то ал-Матурйдй и его последователи занимали срединную позицию между ашаритской и мутазилитской. В ашаритском духе ал-Матурйдй учит о реальности и извечности субстанциальных атрибутов, об извечности Корана в отношении его “смысла” и становлении во времени в отношении словесного выражения этого смысла; о людских деяниях как сотворенных Богом, но “приобретенных” (касб) человеком. Однако в отличие от ашаритов (и мутазилитов), ал-Матурйдй признает извечность также оперативных атрибутов, присоединяя к семи субстанциальным атрибутам, выделенным ашаритами, восьмой — творение (“таквйн”). Вслед за мутазилитами ал-Матурвдй подчеркивал наличие у человека свободы выбора, отстаивал объективный и рациональный характер нравственных принципов. Для его онтологии и натурфилософии характерен отказ от финитизма (атомизма). Лит.: Kitab al-Tawhid, ed. F. Kholeif, introd. Beirut, 1970; АууиЬА Maturidism, in: A History of Muslim Philosophy, ed. M. M. Sharif, t. 1. Wiesbaden, 1963. Т. Ибрагим Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль. Под редакцией В. С. Стёпина. 2001. Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Философская энциклопедия Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|