ЛЕССИНГ Готхольд


ЛЕССИНГ Готхольд
    ЛЕССИНГ (Lessing) Готхольд Эфраим (22 января 1729, Каменц, Саксония — 15 февраля 1781, Брауншвейг) — немецкий философ-просветитель, писатель, литературный критик и теоретик искусства. Испытал влияние Лейбница, позже — Спинозы, способствовал пробуждению в Германии интереса к нему своей статьей “О действительности вещей вне Бога” (1763), где говорилось об идентичности понятий Бога вещам, в силу чего вещи имеют двоякое существование — в эмпирической реальности и в Боге как прообразы. После смерти Лессинга возникла дискуссия о том, был ли он спинозистом {Jakobi F. H. Uber die Lehre des Spinoza, in Briefen an Moses Mendelssohn, 1785). Большую роль в немецком Просвещении сыграли произведения Лессинга, где он выкупал поборником веротерпимости и свободного исследования религии (памфлет “Анти-Геце”, 1778, философская драма “Натан Мудрый”, 1779, утверждающая, что основу всех религий составляет нравственное чувство). Главную причину распространения христианства Лессинг видел в его проповеди всеобщей любви. Высоко оценивая роль лютеранства, Лессинг считал, что будущее принадлежит естественной религии. Философско-исторические взгляды Лессинга изложены в сочинениях “Воспитание человеческого рода” (1780) и “Эрнст и Фальк” (1780). Развитие человечества проходит те же стадии, что и развитие отдельного человека — детство, юношество и зрелость. Детство соответствует эпохе Ветхого Завета, юность — эпохе Нового Завета, а зрелость человеческого рода будет достигнута в будущем. Идеальное устройство общества предполагает отсутствие государства как особого социального института.
    Теория искусства Лессинга явилась важнейшей ступенью в развитии немецкой эстетики 18 в. В “Лаокооне, или О границах поэзии и живописи” (Laokoon, oder Uber die Grenzen der Malerei und Poesie, 1766) Лессинг, полемизируя с трактовкой Лаокоона Винкельманам, отвергает тезис классицизма “ut pictura poesis” (поэзия как живопись) и показывает, что изобразительные искусства и поэзия отличаются как по предмету, так и по роду подражания. Предмет живописи и скульптуры — “тела”, расположенные в пространстве. Предмет поэзии — “действия”, совершающиеся во времени. Уступая живописи и скульптуре в яркости и полноте изображения видимого, телесного облика предметов, поэзия превосходит их в воспроизведении действий, глубинных пружин и страстей жизни. У поэзии больше возможностей в индивидуализации человеческих характеров, в изображении случайного и даже безобразного. В “Гамбургской драматургии” ставится вопрос об общественной и воспитательной функции искусства: театр должен быть “школой нравственного мира”.
    Соч.: Gesammelle Werke, hrsg. v. P. Rilla, Bd. 1-10, B.-Weimar, 1968; Собр. соч., т. 1-10. СПб, 1904; Избр. произв. M., 1953. Лит.: Фридлендер Г. Лессинг. М., 1957; Егоров Н. В. Проблема времени и пространства в эстетике Аристотеля и Лессинга.— В кн.: Проблемы истории критики и поэтики реализма, вып. 2. Куйбышев, 1977, с. 23—35; Лессинг и современность, сб. ст. М., 1981; Стадников Г. В. Лессинг. Л., 1987: Lessing und Spinoza, hrsg. von T. Hohl. Halle, 1982; Seifen S. Lessing-Bibliographie. B.—Weimar, 1973.
    3. Г. Матюшенко

Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль. . 2001.


Просмотров: 766
Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Философская энциклопедия





Другие новости по теме:

  • "ИСКУССТВО ДЛЯ ИСКУССТВА"
  • "ЭСТЕТИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ ИСКУССТВА К ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ"
  • “РАЗУМНЫЕ МЫСЛИ О БОГЕ, МИРЕ И ДУШЕ ЧЕЛОВЕКА, А ТАКЖЕ О ВСЕХ ВЕЩАХ ВООБЩЕ”
  • «ИСКУССТВО ДЛЯ ИСКУССТВА»
  • Григорианский музей светского искусства
  • ИСКУССТВА СОЦИОЛОГИЯ
  • ИСКУССТВА СОЦИОЛОГИЯ
  • ИСКУССТВА ФИЛОСОФИЯ
  • ИССЛЕДОВАНИЯ ПРЕДМЕТ
  • Искусства, Ремесла, Художества
  • Коллекция современного религиозного искусства
  • ЛЕССИНГ
  • ЛЕССИНГ
  • ЛЕССИНГ
  • ЛЕССИНГ Готхольд Эфраим
  • ЛЕССИНГ Теодор
  • МЁД ПОЭЗИИ
  • Мифы древней Индии во времени и пространстве
  • Морфология искусства (artistic morphology)
  • НАРОДНОСТЬ ИСКУССТВА
  • О различии строения человеческих языков и его влиянии на духовное развитие человечества
  • ОНТОЛОГИЯ ИСКУССТВА
  • ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ
  • ПСИХОЛОГИЯ ИСКУССТВА
  • Психология искусства (psychology of the arts)
  • СОЦИОЛОГИЯ ИСКУССТВА
  • СОЦИОЛОГИЯ ИСКУССТВА
  • ЭДИП 1 ЕГО ДЕТСТВО. ЮНОСТЬ И ВОЗВРАЩЕНИЕ В ФИВЫ
  • Экспрессивные искусства (expressive arts)
  • ЯЗЫК ИСКУССТВА



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь