“КУЛЬТ, РЕЛИГИЯ И КУЛЬТУРА”


“КУЛЬТ, РЕЛИГИЯ И КУЛЬТУРА”
    “КУЛЬТ, РЕЛИГИЯ И КУЛЬТУРА” - текст лекции П. А. Флоренского, прочитанной 5—7 мая 1918. Один из немногих сохранившихся фрагментов общего курса лекций о культе, которые он читал в Московской духовной академии с 1908 по 1919. Позднее Флоренский продолжил разработку темы в написанных им “разделах” незавершенного труда, претендующего на построение единой философии культа: “Дедукция семи таинств” (декабрь 1919), “Философия культа” (1922), “Иконостас” (1921—22), “Свидетели” (1922). Все эти рукописи, включая и сохранившиеся наброски лекций, прочитанных в 1918, впервые опубликованы в “Богословских трудах” (сб. 17. M., 1977).
    Свои исследования Флоренский начинает с поиска “перводеятельности” — “деятельности, посредством которой и в которой человек впервые делается человеком” (там же, с 104), причем “искомая нами деятельность есть трансцендентальное условие всех деятельностей разума и — самого разума” (там же). Человеческий разум со всеми своими “орудиями-понятиями” и многообразными произведениями, в т. ч. и материально-техническими, есть лишь продукт культовой “перводеятельности”; антропогенетически “человек есть homo liturgus”, ибо “в деятельности литургической должно видеть сердцевину деятельности человека вообще, перводеятельность”.
    Своим определением перводеятельности Флоренский принципиально расходится с Кантом и, хотя и считает его “величайшим философом” (“Платон и Кант — два величайших философа, в своей совокупности определившие всю философию”, с. 126), с беспощадной жесткостью критикует последнего за “протестантское” отрицание фундаментальногносеологической роли культа. По Флоренскому, культ — это точка пересечения “усии” (сущности) и ипостаси. Или, другими словами, это соединение беспредельно изменчивой мощи автономной воли-воображения и устойчивых, свыше заданных эйдосов, т. е. твердо определенных, зримых обликов, “видов” трансцендентной идеи, воспринимаемых как святыни. Но пересечение субъективной своей воли и “чужого” отстраненного идеала, образующее человеческий разум, исходно антиномично и потому потенциально всегда трагично. Трагическая мистерия с падениями во грех, ослеплениями и катарсисом — судьба развития личности. По Флоренскому, только “в Боге гармония усии и ипостаси” — полное тождество облика и идеи, собственной воли и абсолютного смысла (с. 114). Человек же достигает осмысленности своей деятельности опосредованно — через конкретный культ. В разных конфессиях совершенно разные вещи (символы-маски) могут стать предметами культа — “лицом святыни”. Но без таких твердо очерченных лиц — тьма беспредметности, хаотическая игра необузданного воображения, т. е. “вне-бытие” — “бытие вне Бога”, “геенна” (с. 135). Суть всякого культа, созидающего ипостасные лица, — “именно в мерности, в ограненности, в наложении определений и границ” (там же). Без культа продуктивное воображение, способное конструировать нерушимые образы и твердые общезначимые первопонятия, невозможно. В этом суть критики Канта: “Кант не хотел знать культа. Единственная осмысленная реальность для него сам он и поставление себя в безусловный центр мироздания, а в этом существо западноевропейского духа нового времени” (с. 123).
    Флоренский утверждает, что “всякий культ истинен”, хотя, разумеется, одна религия может быть богаче и выше другой. “Культу можно противопоставить лишь культ”. Ни один из них нельзя опровергнуть рационально: “если бы мы могли сполна выкачать из сознания своего культовое содержание, то не только лишились бы высших духовных ценностей, но — и просто сознания. Для нас не было бы... никаких координат” (с.133).
    Из соборного культового ритуала (перводеятельности) Флоренский выводит миф и культуру. Вторичен миф-первоязык: “миф возникал из ритуала, а не ритуал из мифа” (с. 111) Для доказательства этого тезиса Флоренский обращается к этнографии. Миф, пытающийся задним числом словесно истолковать и объяснить обряд, есть первый шаг в сторону секуляризации литургического действа — “перводеятельности, производящей святыни — Sacra” (с. 108). Еще дальше заходит культура: “культурные ценности — это производные культа... Система понятий первоначально есть система, сопровождающая культ... мифы, формулы, термины получают далее самостоятельный рост, автономно усложняются, отдаляются и отделяются от культа... порождают светскую философию и светскую науку... аналогичным путем выветривания религиозного смысла возникает техника” (с. 117). Особое внимание Флоренский уделяет философии, доказывая, что основной массив собственно философской терминологии разных культур (китайской, античной, классической западноевропейской) имеет прямое культовое происхождение и в значительной степени сохраняет исходный сакральный смысл.
    Ю. М. Бородой

Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль. . 2001.


Просмотров: 1246
Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Философская энциклопедия





Другие новости по теме:

  • Важнейшие понятия христианского культа
  • ГОР КУЛЬТ
  • ДЕРЕВЬЕВ КУЛЬТ
  • ЖИВОТНЫХ КУЛЬТ
  • ЗМЕЙ КУЛЬТ
  • КАМНЕЙ КУЛЬТ
  • КУЛЬТ
  • КУЛЬТ
  • КУЛЬТ ЛИЧНОСТИ
  • КУЛЬТ ЛИЧНОСТИ
  • КУЛЬТ ПРЕДКОВ
  • КУЛЬТ РЕЛИГИОЗНЫЙ
  • КУЛЬТ РЕЛИГИОЗНЫЙ
  • Культ Быка
  • Культ Диска
  • Культ Зайца
  • Культ Ибиса
  • Культ Коровы
  • ПРЕДКОВ КУЛЬТ
  • РАСТЕНИЙ КУЛЬТ
  • РЕК КУЛЬТ
  • Секта Тоталитарная (Деструктивное Религиозное Объединение, Деструктивный Культ)
  • ФЛОРЕНСКИЙ
  • ФЛОРЕНСКИЙ
  • ФЛОРЕНСКИЙ
  • ФЛОРЕНСКИЙ ПАВЕЛ АЛЕКСАНДРОВИЧ
  • ФЛОРЕНСКИЙ Павел Александрович
  • Церковь Пепла И Очищения (Культ Деима)
  • культ
  • культ фаллический



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь