КОММУНИТАС И СТРУКТУРА


КОММУНИТАС И СТРУКТУРА
    КОММУНИТАС И СТРУКТУРА — пара контрастных понятий, разработанная английским ученым 20 в. В. Тэрнером и призванная перевести на язык социальной антропологии, этнографии, этнологии ряд философских дихотомий (противоположность мира Я—Ты миру Я—Оно у М Бубера; противоположность Быть—Иметь у Г. Марселя и Э. Фромма). Резкая критика пороков цивилизации уступает у Тэрнера место спокойной констатации факта вечного сосуществования коммунитас и структуры; это такая же вечная пара, как инь и ян в китайской метафизике; они не вытесняют, а дополняют друг друга, начиная с африканских племен и кончая уходом Будды или Д. Н. Толстого из своего дома. Коммунитас — общение, возникающее в обрядах перехода, в период “лиминальности” (на пороге двух статусов, в состоянии социальной невесомости или беспочвенности). В книге “Символ и ритуал” (М., 1983) Тэрнер писал, что предпочитает употреблять вместо англ. термина “община” (community) лат. слово “сотmunitas”, чтобы выделить модальность социальных отношений из сферы обыденной жизни. Коммунитас и структура различаются иначе, чем “секулярное” и “сакральное”, или политика и религия. Некоторые фиксированные, структурно закрепленные должности в племенных обществах имеют много сакральных свойств. “Однако этот “сакральный” элемент приобретается именно в период rites de passage, посредством которых статус меняется на новый. Кое-что из сакральности, этого кратковременного унижения и бесформенности, сохраняется и после...” (Тэрнер В. Символ и ритуал, с. 170).
    Многие “лиминальные” понятия составляют то, что принято считать особенностями религиозной жизни в христианстве, исламе, буддизме и т. д. Члены презираемых или бесправных этнических либо культурных групп играют главные роли в мифах и сказках как представители и выразители общечеловеческих ценностей. Мифические типы структурно занимают низкое или маргинальное положение и представляют то, что А. Бергсон назвал бы “открытой моралью” в противоположность “закрытой”, являющейся по сути нормативной системой замкнутых, структурных, партикулярных групп. В закрытых (или структурных) обществах именно маргинальный, или приниженный человек, или “чужак” часто символизирует, по выражению Д. Юма, “чувство к человечеству”, что в свою очередь соответствует модели, которая определяется как коммунитас(тамже, с.183).
    “Коммунитас, или “открытое общество”, отличается от жесткой структуры, или “закрытого общества”, тем, что потенциально или идеально распространяется до пределов всего человечества” (там же, с. 196). На практике первоначальный импульс вскоре теряется и “движение” само по себе становится институтом среди других институтов — часто более фанатичным и воинственным, чем другие, по той причине, что оно ощущает себя единственным носителем общечеловеческих истин. В большинстве случаев такие движения возникают в исторические периоды, которые во многих отношениях “гомологичны” (подобны.— Г. П.) лиминальным фазам важных ритуалов, когда основные группы переходят из одного культурного состояния в другое (с. 184). Есть нечто общее в “таких по видимости различных явлениях, как неофиты в лиминальной фазе ритуала, покоренные автохтоны, малые народы, придворные шуты, блаженные нищие, добрые самаритяне, милленаристские движения, “бездельники дхармы” (название романа П. Керуака об американской богеме.— Г. П.)„.” (там же, с. 196). Коммунитас возникает там, где нет социальной структуры. Вероятно, лучше всего определить эту сложную идею словами Бубера. Он употреблял термин “община” вместо “коммунитас”. “Община — это жизнь множества людей, но не рядом (и можно было бы добавить: не над и не под), а вместе. И это множество, хотя оно движется к единой цели, на всем протяжении пути сталкивается с другими, вступает в живое общение с ними, испытывая перетекание Я в Ты. Община там, где возникает общность” (Buber M. Between Man and Man. L., 1961,р.51;цит.по: 7эрнер5.Указ.соч.,с.197). Русское слово “община” надо понимать в данном случае скорее как “общность”, как “перетекание” Я в Ты и Ты в Я, как общение в мире Я—Ты, общение детей одного Бога-Отца, противоположное отчужденным отношениям Я—Оно, структурной жесткости, разрушение которой означает падение в пустоту, диалог с хаосом. См. также ст. Общество, Община.
    Г. Г. Померанц

Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль. . 2001.


Просмотров: 1409
Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Философская энциклопедия





Другие новости по теме:

  • Бытовое общение
  • Классово-стратификационная структура общества
  • Классово-стратификационная структура общества
  • Межгосударственное общение
  • Межгосударственное общение
  • Межличностное общение
  • Моравские Братья (Jednota Bratska, Богемские Братья, Братская Община, Чешские Братья)
  • ОБЩЕНИЕ
  • ОБЩЕНИЕ
  • ОБЩЕНИЕ
  • ОБЩИНА
  • ОБЩИНА
  • ОБЩИНА КРЕСТЬЯНСКАЯ
  • Обряды перехода (rites de passage)
  • Общение
  • Общение
  • Общение
  • Община Единой Веры (Виссарионовцы, Община ""Источник"", Церковь Последнего Завета)
  • Община св.Иосифа
  • СТАТУСОВ СТРУКТУРА
  • Социальная структура общества
  • Структура общества
  • Тэйниньская Община
  • Феминистская критика социальной политики
  • Церковь, собрание, община
  • деятельность и общение
  • общение
  • общение: структура
  • община братская
  • после этого значит по причине этого



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь