АПАТИЯ


АПАТИЯ
(от греч. apatheia — отсутствие страданий, бесстрастие) — термин стоицизма, обозначающий способность мудреца, руководствующегося стоическим нравственным идеалом, не испытывать радости оттого, что вызывает наслаждение у обычных людей, и не страдать от того, что страшит обычного человека. У мудреца, достигшего А., нет аффектов и страстей, он руководствуется только разумным нравственным законом.

Философия: Энциклопедический словарь. — М.: Гардарики. . 2004.


АПАТИЯ
        (греч. , букв.— отсутствие страданий, бесстрастие, от ? — отрицат. частица и — страдание, чувство, страсть), термин др.-греч. филос. школы стоиков, обозначавший способность мудреца, носителя стоич. нравств. идеала, не радоваться тому, что вызывает наслаждение у обычных людей, и не испытывать страданий от всего того, чего страшатся люди, вплоть до обращения в рабство, пыток и самой смерти. Мудрец, достигший А., управляет собой, руководствуясь одним только разумным нравств. законом.
        см. Стоицизм.

Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. . 1983.


АПАТИЯ
(от греч. apatheia – бесстрастие)
безучастие, при нормальных условиях результат истощения или душевной усталости, часто является также симптомом тяжелых заболеваний. В философском смысле, в этике стоизма, отсутствие аффектов и страстей есть цель нравственного самовоспитания.

Философский энциклопедический словарь. 2010.


АПАТИЯ
(греч. ?????? – бесстрастие) – одно из осн. понятий этики стоиков, состоящее в требовании полного освобождения души от всех страстей. Впервые развитое представителем мегарской школы Стилпоном и заимствованное у него Зеноном-стоиком, требование А. отличало стоич. этику от этики перипатетиков, требовавших умеренности в страстях. По учению стоиков, "страсть" – неразумное, противоестеств. движение души, характеризующееся уклонением от правильного суждения о добре и зле; мудрец не имеет никаких страстей и ему чужды чувства страха и печали. Термин "А." вошел в совр. словоупотребление как синоним безразличия.
Лит.: Арним Г., История античной философии, пер. с нем., СПБ, 1910. с. 194–95; Маковельский А., Мораль Эпиктета, Казань, 1912; Sеnеса, De tranguillitate animi, в кн.: Annaei Senecae philosophi opera omnia..., t. 1, Lipsae, 1878; его же, De ira libri III, там же; ?einzе М., Stoicorum de affectibus doctrina, В., [1860]; Richter D., Die ?berlieferung der stoisehen Definitionen ?ber dieAffecte, Halle, 1873; Bonh?ffer ?., Epictet und die Stoa, Untersuchung zur stoischen Philosophie, Stuttgart, 1890.
А. Маковельский. Баку.

Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия. . 1960—1970.


АПАТИЯ
    АПАТИЯ (греч. ???????: ? отрицательная частица + ?????, аффект, лат. tranquillitas animi)—термин античной этики, означающий бесстрастие как отсутствие аффекта или невосприимчивость к нему (функциональный аналог — “безмятежность”, атараксия). Первоначальное значение апатии — неаффицируемость в широком смысле (Arist. De an. 429 а 29; Phys. 217 b 26 cf. Plat. Phileb. 33 de; Phaedr. 250 с). Этическое понятие апатии, восходящее к Платону (Phileb. 21 е; 33 b), начало оформляться у киников (Антисфен—Diog. L. VI 2; 15) и в Мегарской школе (Стильпон — Sen. Ep. 9,1); упоминается Аристотелем (Eth. Nie. 1104 b 24; Eth. Eud. 1222 a 3 cf. II An. 97 b 23). Особое значение апатия приобрела в этике стоицизма, где понималась как существенное свойство добродетельного состояния (мудрости), изоморфного конечной цели. Но если мегарики (и, вероятно, скептики — Diog. L. IX 108) трактовали апатию как почти полное “бесчувствие” (ср. Крантор у Cic. Tusc. Ill 12; Ps.-Plat. Def. 413 а), то стойки—как позитивную способность преодолевать аффекты (прежде всего четыре главные “страсти”: печаль, страх, вожделение и наслаждение), возникающие в результате ошибочной оценки “внешних” вещей. У Хрисчппа понятие апатии приобрело особый интеллекгуалистический оттенок: “несогласие” на аффект есть проявление общей “невосприимчивости” разумного начала к ошибочным суждениям, верного понимания “природы” и мировой необходимости, т. е. устойчивого интеллектуально-нравственного состояния, позволяющего быть выше превратностей (Epict. Diss. 4,27; Diog. L. VII 110 sq.; SVF III 378 sq.); вместе с тем, апатия имеет эмоциональный эквивалент в т. н. “благих (т. е. разумных) душевных состояниях” (??' ?????? — Diog. L. VII 116). В Средней Стое апатия временно сблизилась с перипатетической метриопатией (Panaet. frg. 111). У поздних стоиков — Сенеки (трактат De tranquillitate animi), Эпиктета (Diss. I 4,3; III 15,12; 26,13) и Марка Аврелия (XI 18 cf. I 9) апатия выступает (иногда наряду с атараксией) преимущественно в традиционном значении (с некоторой акцептацией волевого момента) как умение властвовать над собой. Через Филона Александрийского (Leg. alleg. II 101; III 129; De plant. 98) термин апатия усваивается раннехристианской этикой и используется для характеристики святости (Clem. Alex. Strom. IV 7,55,4; VI 9,74,1; VII 2,10,7). У Плотина апатия вновь приобретает неэтическое значение (неаффицируемость умопостигаемого—'Епп. III 6,6; V 8,3; 9,4; VI 5,3). В Новое время этическое понятие апатии используется Спинозой (Ч. 4, 5 “Этики”), а затем—Кантом (“Антропология” § 73—75; “Метафизика нравов”, ч. II, введение, § 16—17).
    Лит.: Столяров А. А. Стоя и стоицизм. М., 1995; Rieth О. Grundbegnfte der Stoischen Ethik. B., 1933; Rist J. M. The Stoic concept of detachment.—The Stoics, ed. J. M. Rist. Berkeley—Los Angeles, 1978, p. 259-272.
    ?. А. Столяров

Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль. . 2001.


Синонимы:
    анахренархия, анахренизм, апатичность, бездействие, бездеятельность, безразличие, безразличность, безучастие, безучастность, бесстрастие, бесстрастность, бесчувственность, бесчувствие, болезнь, вельтшмерц, вялость, индифферентизм, индифферентность, крутолом, лень, лом, минус, наплевательское отношение, нестояние, нечувствительность, пассивность, плющит, пофигизм, праздность, равнодушие, холодность, холодок, эмоциональная тупость


Антонимы:
  • воодушевление
  • ,
  • заинтересованность
  • ,
  • подъем
  • ,
  • увлечение
  • ,
  • энтузиазм


Просмотров: 1842
Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Философская энциклопедия





Другие новости по теме:

  • “ИДЕИ К ФИЛОСОФИИ ПРИРОДЫ КАК ВВЕДЕНИЕ В ИЗУЧЕНИЕ ЭТОЙ НАУКИ”
  • «СУМЕРКИ ИДОЛОВ, или Как философствуют молотом»
  • «ЧТО ТАКОЕ ДРУЗЬЯ НАРОДА И КАК ОНИ ВОЮЮТ ПРОТИВ СОЦИАЛДЕМОКРАТОВ»
  • Апатия
  • АПАТИЯ
  • АПАТИЯ
  • апатия
  • АПАТИЯ ПОЛИТИЧЕСКАЯ
  • АПАТИЯ СОЦИАЛЬНАЯ
  • Апопи III
  • ВЕЧНОЕ ВОЗВРАЩЕНИЕ ТОГО ЖЕ САМОГО, ИЛИ ВСЕХ ВЕЩЕЙ
  • знание-как и знание-что
  • История как проблема логики
  • Как
  • как
  • Как делать вещи при помощи слов
  • Каликст III
  • ОТНОШЕНИЕ (как черта характера)
  • ОТНОШЕНИЕ (как чувство)
  • ТЕРМИН
  • ТЕРМИН
  • термин
  • Термин
  • ТЕРМИН
  • Термин
  • термин теоретический
  • термин эмпирический
  • Фрейм как если бы
  • Фрейм как если бы
  • ЧЕЛОВЕК ДЛЯ СЕБЯ. ИССЛЕДОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ПРОБЛЕМ ЭТИКИ



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь