|
БОЖЭ СЮЭБОЖЭ СЮЭ БОЖЭ СЮЭ — китайское учение махаяны о “высшей мудрости” (санскр. праджяя, кит. божэ) как одной из шести “переправ” — парамит (кит. боломидо), позволяющих достичь “другого берега” — нирваны (кит. непань). Появилось в конце эпохи Восточная Хань (25—220) и было связано с деятельностью монахов—переводчиков парамитской литературы, прибывших в столицу Лоян из государства Юэчжи (Кушанского царства). Среди них наиболее известны Чжичэнь (Локакшема), Чжилян, Чжицян (т. н. “Три Чжи”—Сань Чжи). Наибольшее распространение это учение получило в Южном Китае в эпоху Вэй-Цзинь (3—5 вв.). Основным положением божэ сюэ было деление вещей на “чувственно воспринимаемые” и “умопостигаемые”. Первые относились к материальному миру, вторые — к миру ментальных сущностей, но и те, и другие рассматривались как иллюзорные, имеющие одинаково “пустотную” (кун, санскр. шунья) природу. Наивысшего развития божэ сюэ достигло в учении Сэнчжао (384—414), изложенном в его трактате “О пустотности нереального” (Бу чжэнь кун лунь): “Высшая пустота, которая не рождается [и не умирает], непостижимым образом отображается в глубочайшем зеркале мудрости-праджни и есть предельный источник наличествующих вещей. Тот, кто не обладает высшей силой ума, свойственной мудрецам, не в состоянии постичь духом то, что не наличествует и не отсутствует. Ибо настоящий человек (чжи жэнь) проникает умом и духом в беспредельное, где его ум недоступен ограничениям [налагаемым утверждением или опровержением чего-либо], а его зрение и слух обретают способность видеть и слышать без ограничений, налагаемых внешними звуками и формами. Разве это происходит не оттого, что он постиг изначальную пустотность всех вещей и явлений, так что этим вещам уже не под силу обременять собой его абсолютно ясный умсознание”. Мнение об общности для этой эпохи понятийного аппарата буддизма и т. н. “неодаосизма” с его “учением о сокровенном” (стань сюэ) представляется вполне обоснованным. В более поздние эпохи божэ сюэ оказало серьезное влияние на различные махаянские школы Китая, в первую очередь на мадхьямику (см. Санлунь школа}. Г. А. Ткаченко Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль. Под редакцией В. С. Стёпина. 2001. Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Философская энциклопедия Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|