|
АФАНАСИЙ АЛЕКСАНДРИЙСКИЙАФАНАСИЙ АЛЕКСАНДРИЙСКИЙ АФАНАСИЙ АЛЕКСАНДРИЙСКИЙ, Афанасий Великий ('????????? ? '???????????? ?????????????) (293, Александрия — 373, там же) — отец и учитель древней Церкви. В период тринитарных споров 4 в. был Главным защитником никейской веры в борьбе против арианства, поддерживаемого императорской властью. Православная церковная догматика обязана ему прояснением своих учений о Троице и Логосе. В раннем возрасте получил классическое светское образование. Уже в 325 на соборе в Никее полемизировал с арианами как диакон и секретарь александрийского епископа Александра; в 328 становится его преемником на александрийской кафедре. 15 лет провел в изгнании и ссылке вследствие интриг своих противников-ариан. В 356—362 жил в Египте, поддерживая тесный контакт с коптскими монахами. При нем в 362 в Александрии был созван первый после Никейского православный собор. Доктрина Афанасия формировалась в полемике с арианством. В основе его богословия, отдающего приоритет религиозному опыту, а не умозрительной философии, лежит идея принципиального различия Бога и творения, а также догмат “обожения” (малоазийская традиция), об* разующий ядро сотериологий. В апологетических сочинениях “Слово против язычников” и “Слово о воплощении Бога-Слова” (ок. 318) Афанасий отстаивает преимущество монотеизма и учит о вечном Логосе, через который был сотворен мир и который стал человеком (плотью). Главное догматическое творение “Три слова против ариан” защищает вечное рождение Сына из Отца и тождество их божественной природы (едшосущие). Афанасий говорит о Христе как об одном Лице, в котором выступают вместе Бог и человек, имеющие две воли. В его письмах “К Серапиону” содержатся высказывания о божественности и единосущии Святого Духа. Пасхальные послания Афанасия—ценный источник по хронологии и истории формирования канона Священного Писания. Его авторству принадлежит “Житие святого Антония” (ок. 357), явившееся образцом для всей средневековой агиографии. Соч.: MPG, т. 25—28; в рус. пер.: Творения святого Афанасия Великого, т. 1—4, 2-е изд. Сергиев Посад, 1902—03 (репринт: М., 1994). Лит.: Попов И. В. Религиозный идеал Афанасия Александрийского. Сергиев Посад, 1904; Wigt E. Untersuchungen zur Christologie des heiligen Athanasius. 1914; Hauret CA. Comment le “Defenseur de Nicee” a-t-il compris le dogme de Nicee? Bruges, 1936. A. В. Михайловский Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль. Под редакцией В. С. Стёпина. 2001. Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Философская энциклопедия Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|