ЭКЛЕКТИЗМ


ЭКЛЕКТИЗМ
(в антич. философии) – антич. философия 2 в. до н.э. – 2 в., содержащая в себе элементы разных филос. систем. Мн. течения и представители позднеантич. философии, обычно относимые к Э (в особенности Целлером), могут считаться таковыми лишь в незначит, мере, поскольку в них явно преобладает к.-л. одна филос. система. Поэтому об антич. Э. следует говорить более как об исторически-плодотворной тенденции, нежели как о сложившемся самостоят. направлении греко-рим. философии. В особенности это относится к т.н. Э. 1–2 вв., определенно базирующемся на платонизме и приводящем к возникновению в 3 в неоплатонизма, положившего конец Э. Появление Э. объясняется сильным влиянием на все тогдашние филос. школы развившегося в это время скептицизма – как пирроновского, так и академического, нанесшего сильный удар всякому филос. догматизму.
В нек-рой мере воздействию Э. подвергались: эпикурейская школа (Зенон Сидонский, сер. 2 в. до н.э., Деметрий Лаконский, Асклепиад Вифинский – вторая пол. 2 в. до н.э.; последний проповедовал, вопреки Эпикуру, бесконечную делимость и несвязанность атомов, а также главенство души в познании Cael. Aurel. De Morb. acut. 1 –14), перипатетическая школа (Андроник Родосский, псевдо-аристотелевские соч. "О мире" и "О добродетелях и пороках", в к-рых перипатетизм соединялся с платонизмом); киники (Деметрий-киник, Эномай из Гадары, Демонакт Кипрский, Перегрин Протей, настолько далеко ушедший от прежних киников в своем религ. фанатизме, что одно время даже принадлежал к христ. общине). Эклектич. духом стала отличаться и сама Академия платоновская (Антиох, Энесидем и др.).
Слишком органичным, чтобы считаться Э., явилось соединение стоицизма и платонизма у Панеция и Посидония, основавших стоич. платонизм. Более эклектичны рим. мыслители Варрон, Цицерон и Секстий, однако и для них характерна твердая уверенность в объективном бытии, провидении, гармоничном космосе и строжайшие этико-политич. убеждения. Относить к Э., как это делает Целлер, таких убежденных стоиков или стоич. платоников, как Мусоний Руф, Эпиктет, Сенека и Марк Аврелий, совершенно нелепо. Почти все др. мыслители 1–2 вв., именуемые обычно эклектиками, являются либо стоич. платониками в духе Посидония, либо просто платониками. Платоников 1–2 в. до н.э. можно в известном смысле считать эклектиками, однако и здесь следует видеть постепенное назревание неоплатонизма. Только при игнорировании текстов можно именовать эклектиками таких несомненных платоников, как Плутарх, Апулей из Мадавры, Альбин, Теон Смирнский, Максим Тирский, Гарпократион или Аттик. Через Нумения и Аммония Саккаса, к-рых часто тоже именуют эклектиками, мы прямо подходим к Плотину. Т.о., античный Э. вовсе не эклектичен в том смысле, как это часто говорят о несистематически мыслящих философах нового времени.
Лит.: История философии, т. 1, M., 1940, разд. 3, гл. 6; Zеllеr Е., Die Philosophie der Griechen in ihrer geschichtlichen Entwicklung, Tl. 3, Abt. 1, Lpz., 1923, S. 547–863.
А. Лосев. Москва.

Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия. . 1960—1970.


Синонимы:
    синкретизм, совмещение, соединение, сочетание, стиль, эклектика, эклектицизм


Просмотров: 1259
Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Философская энциклопедия





Другие новости по теме:

  • Geisteswissenschaftliche psychologie (психология как наука о духе)
  • “ИДЕИ К ФИЛОСОФИИ ПРИРОДЫ КАК ВВЕДЕНИЕ В ИЗУЧЕНИЕ ЭТОЙ НАУКИ”
  • «СУМЕРКИ ИДОЛОВ, или Как философствуют молотом»
  • «ЧТО ТАКОЕ ДРУЗЬЯ НАРОДА И КАК ОНИ ВОЮЮТ ПРОТИВ СОЦИАЛДЕМОКРАТОВ»
  • бог как источник и гарант познания
  • Гендер как культурный символ
  • Дети как свидетели
  • Животные как модели (animal models)
  • История как проблема логики
  • как
  • Как
  • КАК БУДТО
  • Как делать вещи при помощи слов
  • КАК ПОЛЬЗОВАТЬСЯ СЛОВАРЕМ
  • МИР КАК ВОЛЯ И ПРЕДСТАВЛЕНИЕ
  • Науковедение как точная наука
  • ОТНОШЕНИЕ (как черта характера)
  • ОТНОШЕНИЕ (как чувство)
  • Плюрализм как модель познания
  • представление как репрезентация
  • психического как процесса концепция
  • психическое как процесс
  • ПСИХОЛОГИЯ КАК НАУКА О ДУХЕ
  • Рамка как будто
  • Рамка как будто
  • Такие подростки, как правило, зависимы от своих родителей и для них характерны социальная и психологическая незрелость и социальная изоляция.
  • ТРОН Некоторые астрологи, более склонные к преувеличению, чем к точному соответствию и ясности, говорят о планете на троне, если она находится в знаке, которым управляет. В более древнем и более логичном варианте это планета, расположенная в той част
  • Фрейм как если бы
  • Фрейм как если бы
  • Этнолингвистика как комплексная дисциплина



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь