|
ШАККАШАККА (Sciacca), Микеле Федерико (р. 12 июля 1908) – итал. философ, видный представитель т.н. христ. спиритуализма, проф. истории философии в Павии (с 1938), теоретич. философии в ун-те Генуи (с 1947), основатель филос. журналов "Giornale di metafisica" (1946) и "Humanitas" (1946); один из вдохновителей и организаторов "Галларатского кружка" – объединения итал. католич. философов в Галларате. Помимо платоновско-августинианской и томистской традиций, истоками философии Ш. на итал. почве явились Розмини-Сербати и Джентиле (влияние последнего заметно в филос. деятельности Ш. вплоть до конца 30-х гг.). Ш. развил "философию целостности" (filosoficy delle integratita), в центре к-рой учение об индивиде, в своем "объективном" внутр. опыте (intertorita oggettiva) интуитивно воспринимающем идею абс. бытия (бога), трансцендентную и вместе с тем имманентную индивидуальному сознанию. Ш. выступает против обновленч. тенденций в католич. философии, в частности против диалога с "инакомыслящими". Соч.: Opere complete, v. 1–28–, Mil., 1952–68–; Il secolo XX, 2 ed., v. 1–2, Mil., 1947; Platone, v. 1–2, [Mil., 1967]. Лит.: Эфиров С. A., Итал. буржуазная философия 20 в., ?., 1968; Schiavone M., L'idealismo di M. F. Sciacca come sviluppo del rosminianismo, Domodossola, 1957; Studi in onore di M. F. Sciacca, Mil., [1959]; El pensamiento de M. F. Sciacca, В. Aires, [1959]; Hollhuber J., M. F. Sciacca – ein Wegweiser abendlandischen Geistes, Meisenheim am Glan, 1962; M. F. Sciacca. In occasione del 30-mo anno di cattedra universitaria, Mil., 1968. С. Эфиров. Москва. Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия. Под редакцией Ф. В. Константинова. 1960—1970. ШАККА ШАККА (Sciacca) Микеле Федерико (12 июля 1908, Джьярре — 26 февраля 1975, Генуя) — итальянский философ, один из инициаторов Галларатского движения. Учился в университетах Катании и Неаполя. В 1930—35 преподавал в лицеях; в 1935—38 — преподаватель античной философии в университете Неаполя, в 1938—47 — в университете Павии. С 1947 до конца дней возглавлял кафедру теоретической философии в Генуе. В автобиографической книге “Клессидра” (La Clessidra, 1963) описал свой путь в философию со времени учебы в лицее, где испытал влияние идей Платона и Леопарди. Позже увлекался философией Дж. Джептиле, а также сочинениями Г. д'Аннунцио и Ницше. В Неаполе — ученик А. Алиотты, видного представителя итальянского релятивизма. Помимо Платона и Джентиле близкими себе по духу считал в первую очередь Августина и А. Розмини-Сербати (фактически заново им открытого), М. Блонделя и французскую “философию духа” Л. Лавеля и Р. Ле Сенна. Важнейший из этапов его философстой эволюции — переход от имманентистского вдеализма в духе Джентиле к трансцендентному идеализму (иначе говоря, к теизму) и создание собственной метафизической системы неоплатоновско-августинианского плана (см.: Dall'attualismo all spiritualisme critico. 1931—38, Opиre complete, v. 12, 1961; Filosofia e metafisica. Opиre complete, ?. 13—14,1962). В разработанной Шаккой “философии интегральности” человек представлен как средоточие различных форм бытия, среди которых ключевую роль играет бытие как идея. С одной стороны, Идея как бы замещает непосредственное присутствие Бога в человеке, а с другой — выступает гарантом наличия в его уме вечных, незыблемых истин, т. e. истинности человеческого мышления в целом, включая моральные суждения. Понятие бытия как Идеи в качестве наиболее важного для человеческого сознания конститутивного принципа выходит к августиновской концепции “иллюминации” (божественного “озарения”) твари Творцом, а также к онтологическому доказательству бытия Бога Ансельмом Кентерберийским. Шакка долгое время не признавал философии Фомы Аквинского, полагая, что она базируется на аристотелевской метафизике бытия как такового, а не на представлении о конкретном бытии мыслящей твари. Работы позднего периода (60—70-е гг.) посвящены преимущественно культурологической проблематике. Наряду с этим Шакка возвращается к проблемам метафизики; намечая точку сближения своей философии с учением Фомы Аквинского (связь томистского понятия партиципации с августиновской “иллюминацией”), главными вопросами для Шакки всегда оставались связь идеализма, философского теизма и христианства; ценность человека как духовного существа в противовес всевозможным формам житейского “позитивизма” и материализма; наконец, проблематичность возможности существования в современной Европе культуры, корни которой (хотя бы и бессознательно) не уходили бы в христианство. Соч.: Opere complete, ?. 1—41. Mil., 1952—76. Лит.: Кошкарян M. С. Метафизика ?. ?. Шакки и историко-философская традиция.— В кн.: Новые идеи в философии. Ежегодник Философского общества. М., 1991; CaturelliA. Michиle Federico Sciacca: Metafisica de la integralidad, vol. I—III. Genovo, 1990. M. C. Кошкарян Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль. Под редакцией В. С. Стёпина. 2001. Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Философская энциклопедия Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|