|
ФЕНЕЛОНФЕНЕЛОН (Fenelon), Франсуа д е С а л и н ь я к д е л а М о т (6 авг. 1651 – 7 янв. 1715) – франц. религ. мыслитель, архиепископ Камбрейский, член Академии (1693). В соч. "Объяснение правил святых в отношении внутренней жизни" ("Explication des maximes des saints sur la vie interieure", P., 1697) выступил защитником умеренного квиетизма, что вместе с политич. оппозиционностью, выражавшей антиабсолю-тистские, бурж. тенденции во франц. идеологии конца 17 – нач. 18 вв. (см. его "Басни"– "Fables", Р., 1718; "Разговоры в царстве мертвых" – "Dialogues des morts", P., 1712; роман "Приключение Телемаха" – "Aventures de Telemaque", [P.], 1699; и программу его единомышленников из г. Шоне "Tables de Chaulnes"), навлекло на него опалу, заставило выехать из Парижа в Камбре и оставаться там до конца жизни. Гл. обличителем квиетизма Ф. выступил Боссюэ. Филос.-теологич. идеи Ф., эклектичные и непоследовательные, формировались на основе неоплатонизма, августинианства и картезианства. Принимая принцип методич. сомнения и учение об интеллектуальной интуиции, Ф., подобно Мальбраншу, пытался поставить философию Декарта на службу христианству. В своем осн. богословском соч. "Трактат о существовании бога" ("Demonstration de l'existence de Dieu", P., 1713) Ф. доказывал бытие бога. Он опровергал материалистич. пантеизм Спинозы. Однако, разделяя учение Мальбранша о "видении в боге" и о том, что "все в боге", Ф. сам оказался весьма близок к пантеизму. К нему вело Ф. и свойственное квиетизму отнесение добра и зла к богу как первоисточнику всего. В истории педагогики Ф. известен как сторонник расширения женского образования (трактат "О воспитании девиц", Р., 1687; рус. пер., СПБ, 1763; М., 1896) и идеи необходимости способствовать естеств. развитию разума ребенка, к-рая нашла горячего приверженца в лице Руссо. Уже в 18 в. Ф. был хорошо известен в России, где передовые люди ценили прежде всего его педагогич. и политич. идеи. Клерикальные круги проявляли интерес к Ф.-богослову, пропагандируя его соч. вплоть до 40-х гг. 19 в., когда рус. церковь осудила идеологию квиетизма. Соч.: Correspondance, t. 1–11, P., 1827–29; Oeuvres completes, t. 1–10, P., 1848–52; Oeuvres philosophiques, P., 1871; в рус. пер. – Истинная политика знатных и благородных особ, СПБ, 1737; Тилемахида..., пер. В. Тредиаковского, т. 1–2, СПБ, 1766; Письма ? ч. 1–2, М., 1805; Письмо Ф. к Людвигу XIV, М., 1808; Бытие бога, доказанное познанием природы и человека, М., 1809; Повести и басни Ф. .... т. 1–2, СПБ, 1815; Избр. духовные творения Ф., архиепископа Камбрейского, ч. 1–4, М., 1820–21; Телемак, ч. 1–2, СПБ, 1839. Лит.: История франц. лит-ры, т. 1, М.–Л., 1946, с. 575–578; Nаvatеl L., Fenelon, Р., 1914; Delplanque ?., La pensee de Fenelon, P., 1930; Carcassonne E., Etat present des travaux sur Fenelon, P., 1939; Gore J.-L., L'itineraire de Fenelon: humanisme et spiritualite, P., 1957; Spaemann R., Reflexion und Spontaneitat. Studien uber Fenelon, Stuttg., 1963. В. Кузнецов. Москва. Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия. Под редакцией Ф. В. Константинова. 1960—1970. ФЕНЕЛОН ФЕНЕЛОН (Fenelon) Франсуа де Салиньяк дела Мот (6 августа 1651, замок Фенелон, Перигор — 7 января 1715, Камбре) — французский религиозный философ, писатель. С 1675 — священник, с 1695 — архиепископ Камбрейский. Выступив сторонником квиетизма в сочинении “Explication des maximes des saints sur la vie interieure” (“Объяснение правил святых относительно внутренней жизни”, 1697), развивал мистическое учение о “чистой любви” как пути к познанию Бога и соединению с Ним. “Чистая любовь” лишена какого-либо интереса и не руководствуется ожиданием будущих наград или страхом наказаний: она означает полное забвение самого себя, отказ от эгоистических желаний и устремлений и подчинение своей воли воле Бога. В этом состоит высшая добродетель, ведущая к блаженству. В сочинении “Трактат о существовании Бога” (Traite de l'existence de Dieu, 1712—18, рус. пер. 1821) Фенелон указывает на изумительный порядок и целесообразность, царящие в природе, как на свидетельство наличия разумного плана, причиной которого может быть только Бог. Во 2-й части трактата он выдвигает несколько вариантов онтологического доказательства бытия Бога, а затем переходит к подробному анализу божественных атрибутов (единство, простота, вечность, бесконечность). Все, что есть реального в вещах, Фенелон объяснял присутствием в них Бога, а процесс познания внешних предметов в духе Мольбранта интерпретировал как видение всех вещей в Боге. Фенелон оказал сильное влияние на позднейшее развитие католической мистики. Соч.: Oeuvres completes, 1.1—10. P., 1810; Correspondance, 1.1—11. P., 1827—29; Oeuvres spirituelles. P., 1954; в рус. пер.: Новые разговоры мертвых, также повести и басни, ч. 1—2. СПб., 1768; Письма, ч. 1—2. M., 1805; Избр. духовные творения, ч. 1—4. M., 1820—21; Странствования Телемака, сына Улиссова, ч. 1—2. СПб., 1835—36; О воспитании девиц. M., 1896. Лит.: Gore J. L. L'itineraire de Fenelon: humanisme et spiritualite. P., 1957; Spaemann R. Reflexion und Spontaneitat. Studien uber Fenelon. Stuttg., 1963; GouhierH. Fenelon philosophe. P., 1977. A. A. Кротов Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль. Под редакцией В. С. Стёпина. 2001. Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Философская энциклопедия Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|