|
ФЕМИСТИЙФЕМИСТИЙ (?????????) П а ф л а г о н с к и й (р. ок. 317 – ум. 388) – визант. философ. Учился в Константинополе. В эпоху ожесточенной религиозной (между христианами и язычниками) и политич. борьбы, в условиях усиливавшегося деспотизма и сервилизма Ф. выступал как проповедник братства рода человеческого, терпимости, свободы совести и моральных ценностей. В отличие от Либания и др. представителей языч. интеллигенции, рассматривавших империю с центром в Константинополе как продолжение эллинистич. гос-в, Ф. вслед за Евсевием Кесарийским расценивал ее как начало новой эры. Сочетая в себе ритора и философа (что противоречило традиции), Ф. видел свою задачу в рассмотрении проблем этики и политики, тогда как логике и физике отводил лишь место пропедевтич. дисциплин. Будучи перипатетиком, он отдавал должное другим филос. школам, следовал за Эпикуром: по мнению Ф., бог открывается человеку разнообразными путями и существование различных направлений естественно и даже необходимо. Помимо речей (Themistii Orationes, ed. G. Dindorfio, Lipsiae, 1832, перепечатано Hildesheim, 1961; нов. изд. – Themistn Orationes quae supersunt, rec. H. Schenkl, opus consummavit G. Downey, v. 1, Lipsiae, 1965), ?. принадлежат парафразы на соч. Аристотеля ("Вторая аналитика", "Физика", "О душе" и др., "Commentaria in Aristotelem graeca", v. 5, pt 1–3, Berolini, 1899–1900), где он стремился дать не толкование, каких было много и раньше, но краткое и четкое изложение. Парафразы Ф. оказали большое влияние на греческих (Иоанн Филопон Симпликий, Михаил Пселл), арабских (в т.ч. Ибн Рошда) и лат. авторов: парафраза к "Аналитике" была переведена уже в 4 в. Веттием Претекстатом, другие неоднократно переводились на протяжении средневековья (см. Themistius, Commentaire sur le traite de l'ame d'Aristote. Trad. de Guillaume de Moerbeke, Louvain–P., 1957). Лит.: Вaret E., De Themistio sophista et apud imperatores oratore, Durand, 1853; Meridier L., Le philosophe Themistios devant l'opinion de ses contemporains, P., 1907; Valdenberg V., Discours politiques de Themistius dans leur rapport avec l'antiquite, "Byzantion", 1924, t. 1; Воuchery H. F., Bijdrage tot de Studie van Themistius' leven en persoonlijkheid, [Gand, 1934/35]; Downey G., Allusions to Christianity in Themistius' Orations, "Studia patristica", 1962, v. 5, pt 3. А. Каждан. Москва. Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия. Под редакцией Ф. В. Константинова. 1960—1970. ФЕМИСТИЙ ФЕМИСТИЙ (?????????) (ок. 317, Пафлагония — 388, Константинополь) — античный философ и ритор, комментатор Аристотеля, впоследствии — государственный деятель, советник императоров Констанция II и Феодосия I; в 384 — префект Константинополя. Между 345 и 355 основал в Константинополе философскую школу, но вскоре оставил преподавание ради политической карьеры. Сохранились три греческих комментария Фемистия: на “Физику”, “О душе” и “Вторую Аналитику”; еще два (на “О Небе” и XII кн. “Метафизики”) дошли в еврейском переводе с арабского. Сохранилось также 34 речи Фемистия. Не сохранились комментарии на “Категории”, “Первую Аналитику”, “О возникновении и уничтожении” и “Никомахову этику”, а также некие толкования (?????????? ?????) текстов Платона, о которых упоминает Фотий (Bibl. cod. 74,52а19-20 Bekker). Хотя Фемистий жил в эпоху доминирования неоплатонизма, его сохранившиеся сочинения не несут отпечатка неоплатонических идей, что весьма условно позволяет считать его “последним перипатетиком” античности (Вербеке, Прехтер, Блюменталь). Фемистий замечателен как разработчик жанра парафраза: поскольку вся собственно комментаторская работа, по его мнению, успешно завершена, задачей ученых теперь должно стать составление менее объемистых учебных парафраз (переложений) (см. In An. Post. l, 2—12). Парафразы Фемистия представляют собой разъясняющие рубрикации текста на главы с близким к тексту изложением оригинала; предполагалось, что их следует читать параллельно с чтением соответствующего текста Аристотеля (возможно, они были предназначены для устного чтения как циклы лекций, ср. In De An. 39, 23). Иногда Фемистий отказывается от узких рамок парафраза для того, чтобы обсудить некоторые дискутируемые в традиции проблемы. В своем наиболее известном комментарии на “О душе” он предлагает собственную интерпретацию аристотелевской ноологии. В частности, он отказывается от предложенного Александром Афродисийским отождествления актуального, или деятельного, ума-нуса (???? ?????????) из 3-й книги “О душе” с перводвигателем “Физики” и богом “Метафизики” на том основании, что бессмертный деятельный ум, по Аристотелю, находится “в душе” (In De An. 102.30—103.19). Он выстраивает иерархию из трех умов (актуального, потенциального и пассивного), от которых принципиально отграничен вечно деятельный бог-абсолют (тождествен богу из 12-й книги “Метафизики”). Первый ум — актуальный — понимается как сверх-индивидуальная ноэтическая реальность (называемая также “мы”, 100.37—101.1, и “сущность нашего Я”, 100.16—22). Второй ум — потенциальный (???????) — выступает как “предтеча” (?????????) актуального и понимается как собственно человеческое мышление. Высшая часть человеческого сознания — Я — “есть ум, состоящий из ума потенциального и ума актуального”, In De An., 100.18—19); когда человек мыслит, актуальный ум присутствует в нас как луч света. Эти два ума, актуальный и потенциальный, отграничены от третьего — пассивного (?????????), который связан с функциями памяти, эмоций и дискурса и в отличие от первых двух не отделим от тела и смертей (105.13—34; 108.28—34); этот ум Фемистий называет также “общим” (?????? ????), ср. Аристотель, “О душе” 14, 408b29, и подчеркивает, что мы после отделения души (и двух высших умов, связанных с ней) от тела не помним событий земной жизни. Фемистий оказал несомненное влияние на позднеантичных комментаторов Аристотеля, особенно византийских, чья склонность к парафразам объяснима популярностью как экзегетики Фемистия (ср. Sophonias, In De An., 1.20—21), так и его речей. Его толкования были хорошо известны и на арабском Востоке (благодаря комментарию на “О душе” Ибн Рушда (Аверроэса), и на латинском Западе (благодаря латинскому переводу Вильяма из Мербеке и интересу к Аверроэсу со стороны Сигера Брабантского и Фомы Аквинского). См. также Аристотеля комментаторы. Соч.: Analyticorum Posterionim paraphrasis, ed. M. allies. В., 1900 (CAO 5.1); In Physica paraphr., ed. H. Schenkl. В., 1900 (CAO 5.2); In De anima paraphr., ed. R. Heinze. В., 1899 (CAG 5.3); In De Caelo, lat. et hebt•., ed. S. Landauer. В., 1902 (CAO 5.4); In Metaph. 12, lat. et. hebr., ed. S. Landauer. В., 1903 (CAG 5.5); Schenkt H. etal. (ed.). Themistu rationes quae supersunt, v. 1—3. Lpz., 1965—74; Themistius, On Aristotle On the Soul, transi, and notes by R. B. Todd. Ilhaca, 1996. Лит.: In Themistu orationes index auctus, accuravit A Garzya. Napoli, 1989; SchroederF. M., Todd R. B. Two Greek Aristotelian Commentators n the Intellect: The De Intellectu Attributed to Alexander ofAphrodisias and Themistius' Paraphrase of Aristotle De Anima, III 4—8, Toronto, 1990; Blumenlhal H. Themistius, the last Peripatetic commentator on Aristotle? - Aristotle Transformed, ed. R. Sorabji. L., 1990, p. 113-123; Balleriaux О. Themistius et le Neoplatonisme: le ???? ????????? et l'immortalite de l'ame.— “Revue de Philosophie Ancienne”, 1994, 12, p. 171—200; VanderspoelJ. Themistius and the Imperial Court: Oratory, Civic Duty and Paideia from Constantius to Theodosius. Ann Arbor, 1996. M. A. Солопова Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль. Под редакцией В. С. Стёпина. 2001. Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Философская энциклопедия Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|