Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/init.php on line 69 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/init.php on line 69 Warning: strtotime(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/academicru/academicru_news.php on line 46 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/academicru/academicru_news.php on line 47 Warning: strtotime(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/academicru/academicru_news.php on line 49 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/academicru/academicru_news.php on line 50
|
УСПЕНСКИЙУСПЕНСКИЙ Петр Демьянович (1878–1947) – рус. и англ. философ-идеалист. Род. в Москве. Получил математич. образование. С 1921 жил в Англии. В соч. "Tertium organum. Ключ к загадкам мира..." (СПБ, 1911) У., исходя из идей Канта и Маха, критиковал понятие трехмерного пространства как результат субъективной ограниченности человеч. восприятия и выдвинул идею многомерного мира, в к-ром четвертым измерением является время. В представлении о мистике как пути расширения человеч. сознания, позволяющем постичь недоступный обыденному сознанию "бесконечный" мир ноуменов, кантовских "вещей в себе", У. находится под влиянием Плотина ("слияние с Единым"), а также вост. религиозно-мистических учений; взгляды У. на сознание близки теософии. В 1915 в Москве сблизился с адептом вост. оккультизма Г. И. Гурджиевым и в последующих соч. излагал его учение, восходящее к суфийской традиции накшбендизма. В центре его – идея "четвертого пути" ("The fourth way", N. Y., 1957), к-рый, в отличие от традиц. путей "факира", "монаха" и "йога", не требует выключения из обществ. жизни; осн. цель "пути" – психич. трансформация (метанойя) субъекта с целью достижения сверхобычного, т.н. объективного сознания. Идеи У. получили распространение преим. в англосаксонских странах. Соч.: Внутр. круг. О "последней черте" и о сверхчеловеке, СПБ, 1913; Символы Таро, 2 изд., П., 1917; Кинемодрама, П., 1917; Четвертое измерение, 3 изд., П., 1918; Искания новой жизни, 3 изд., П., 1918; The psychology of man's possible evolution, L., [1951]; A new model of the Univers, 3 ed., L., [1948]; In search of the miraculous, [3 ed.], L., [1955]. Лит.: Landau R., God is my adventure, L., 1943; Nicoll M., Psychological commentaries on the teaching of G. I. Gurdjieff and P. D. Ouspensky, [v. 1–5], L., [1953–56]; Walker K., A study of Gurdjieff's teaching, L., [1957]; его же, The making of man, L., [1963]; Вennett J. G., Witness, L., [1962]; Lefort R., The teachers of Gurdijeff, L., 1967. Б. Кердимон. Москва. Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия. Под редакцией Ф. В. Константинова. 1960—1970. УСПЕНСКИЙ УСПЕНСКИЙ Петр Демьянович [5 (17) мая 1878, Москва—2 октября 1947, Лин Плейс, Англия] — русский философ-мистик, психолог. Получил математическое образование в Московском университете. С юности стремился обрести отличное от обычного эзотерическое знание. Много путешествовал по России, Востоку и Европе. Первый роман “Странная жизнь Ивана Осокина” (1905) построен на идее вечного возвращения. Успенский знакомится с теософской литературой, изучает оккультизм и йогу. В книге “Новая Модель Вселенной” (1911) подвергает критике ограниченное чувственным восприятием понятие трехмерного пространства, выдвигает теорию многомерной Вселенной, включающей измерения времени и вечности. В “Tertium organum” (1912) рассматривает феномены и закономерности мышления, памяти, сознания; выдвигает идею о том, что орудие отбора человеческой эволюции есть любовь, отсутствие ее ведет к вырождению и инволюции. Важнейшим событием в жизни Успенского стала его встреча в 1915 с Г. И. Гурджиевым, автором учения “четвертого пути”, восходящего к суфийской традиции накшбандийа. Глубоко восприняв идеи Гурджиева, Успенский в последующих книгах излагал его учение в собственной интерпретации. Суть учения состояла в том, что в отличие от трех традиционных путей самосовершенствования — факира, монаха и йога, требующих ухода от мира, есть четвертый — путь расширения, трансформации сознания в условиях обыденной жизни. Обычный человек является машиной, живущей и реагирующей на мир механически, в состоянии спящего сознания. Он — жертва своих страхов и желаний, клубок различных импульсов и реакций. Человек состоит из сотен маленьких “я”. Цель “учения” — дать человеку способ обретения внутренней целостности через трудный процесс самовспоминания и самоосознавания с помощью специально разработанной системы методов и упражнений для ума и тела. В течение двадцати шести лет (1921—47) сначала в Лондоне, затем в Нью-Йорке Успенский создает группы единомышленников, проводит встречи, читает лекции. Соч.: The Phychology of Man's Possible Evolution. L.—N.Y, 1950; В поисках чудесного. СПб., 1992; Четвертый путь. СПб., 1995; Совесть: поиск истины. СПб., 1997. Лит.: WsonC. The Strange Life of P. D. Ouspensky. L„ 1993. Е. Л. Митюгова Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль. Под редакцией В. С. Стёпина. 2001. Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Философская энциклопедия Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|