|
УДЕНУДЕН Конрад Фридрих Карл (Фридрих Карлович) (1753 или 1754–1823) – деятель рус. медицины и философии. Родился и учился в Германии, в 1786 принял рус. подданство; с 1808 – профессор петерб. Медико-хирургич. академии. Свои академич. курсы (см. "Академич. чтения...", ч. 1–7, СПБ, 1816–23) У. сопровождал историко-теоретич. введениями, выступая в них как представитель деистического (см. Деизм) направления рус. Просвещения. У. критиковал идеализм (Беркли, Юма, Канта, Шеллинга и шеллингианцев), витализм (Гельмонта и Шталя), пропагандировал материалистич. сенсуализм. Источник подлинного познания, по У., "...заключается в опытности и размышлении, ибо они приобретаются частию нашими чувствами, а частию умозрением" ("Общая патология", в кн.: "Академич. чтения...", ч. 5, СПБ, 1818, с. 1). У. подвергал критике абсолютизацию эмпириками роли опыта (см. "Болезни, свойственные различным возрастам", там же, с. 133–34), но гл. опасность для науки видел в "другой крайности" – спекулятивном умозрении, в соответствии с к-рым науки строятся "...не по законам природы..., а по составлению из чистого ума почерпаемому (a priori)" (там же, с. 161). У. допускал существование "...высочайшего и бесконечного существа управляющего вселенною..." ("Общая патология", там же, с. 6), а в остром для науки своего времени споре о сущности души, не имея возможности на основе строго науч. данных выявить специфику духовного, истолковывал душу как "...простое невещественное существо...", временно соединенное с телом, но "...ничего общего не имеющее" с ним (там же, с. 5, 6). Вместе с тем, занимая в этом вопросе, как и др. рус. деисты того времени (напр., Лубкин), противоречивую позицию, У., по сути дела, трактовал человека и душу с позиций механистич. материализма. "Человек, по У., есть органическое произведение природы, одаренное умом" (там же, с. 5). У. примыкал к механико-материалистич. традиции (Бургав), по к-рой человеческое тело есть машина, соединенная с душой "...посредством жидкого и тонкого жизненного начала, отделяемого в мозге..." ("Болезни...", там же, с. 120), есть соединение химич. элементов (см. "Общая патология", там же, с. 25), а поэтому, по мнению У., душа "...весьма тесно, посредством чувственности с организмом..." сопряжена (там же, с. 104) и "...настоящее ее бытие подвержено изменениям и определяется влиянием самого организма..." (там же, с. 6). Соч.: Краткое историч. обозрение важнейших по патологии и терапии происшествий с древних до нынешних времен, "Всеобщий журн. врачебной науки", 1813, No 6; 1816, No 1–4. Лит.: Никитин ?., Краткий обзор состояния медицины в России..., СПБ, 1855, с. 65; Чистович Я., История первых мед. школ в России, СПБ, 1883, с. 170–71; CCCXI–СССХIII; История Имп. Военно-мед. (быв. Медико-хирург.) Академии за сто лет. 1798–1898, под ред. Ивановского, СПБ, 1898, с. 210; Авроров П., Историч. очерк кафедры общей патологии при Имп. Воен.-мед. (быв. Медико-хирург.) Академии, СПБ, 1898. З. Каменский. Москва. Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия. Под редакцией Ф. В. Константинова. 1960—1970. Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Философская энциклопедия Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|