|
ТИМИРЯЗЕВ Климент АркадьевичТИМИРЯЗЕВ Климент Аркадьевич (22 мая (3 июня) 1843 – 28 апр. 1920) – рус. биолог-дарвинист и обществ. деятель. Окончил Петерб. ун-т (1865). Чл.-корр. Петерб. АН (с 1890). Профессор Петровской (ныне Тимирязевской) земледельч. и лесной академии (с 1871) и Моск. ун-та (с 1877). Экспериментальные, исследования Т. посвящены гл. обр. проблеме фотосинтеза, а также вопросам дыхания и почвенного питания растений. Т. был одним из основателей агрохимии в России, В теоретич. области вел активную борьбу с различными проявлениями антидарвинизма, в частности с рус. антидарвинистами Н. Я. Данилевским, Н. Н. Страховым, С. И. Коржинским. Существ. позитивный вклад Т. в развитие дарвинизма связан с учением о творч. роли отбора, о единстве организма и среды, о причинах изменчивости, о виде и видообразовании. Разработка этих проблем связывалась Т. с задачей управления природой организмов (см. Соч., т. 5, 1938, с. 143). Этой задаче служили выдвинутая им идея создания новой науки – экспериментальной морфологии, а также мысль о том, что в изучении явлений наследственности и изменчивости решающая роль должна принадлежать физиологич. эксперименту (см. тамже, т. 6, 1939, с. 263–64). В развитии дарвинизма особенно большую роль сыграли работы Т. "Исторический метод в биологии" и "Факторы органической эволюции". Перу Т. принадлежит ряд исследований по истории науки: "Наука. Очерк развития естествознания за 3 века (1620– 1920)" (1920); "Осн. черты истории развития биологии в XIX столетии" (1907) и др. История науки рассматривалась им как ключ к решению совр. науч. проблем. Широкую известность получили популярные книги Т. "Жизнь растения" и "Краткий очерк теории Дарвина". По своим филос. взглядам Т. стоял на позициях рус. революц. демократов, хотя в молодости испытал увлечение философией Конта. Т. исходил из убеждения, что сознание есть лишь свойство материи, появившееся на определ. ступени ее развития. Природу, материальную действительность он называл единств. источником знания. Отстаивая материалистич. позиции, Т. подвергал критике махизм и агностицизм. Будучи последоват. дарвинистом, Т. считал принцип историзма важнейшим методологич. принципом науч. исследования. В последний период жизни Т. все более приближался к позициям марксистско-ленинской философии. Свое отношение к марксизму Т. наиболее полно выразил в статье "Ч. Дарвин и К. Маркс" (1919). Эта филос. эволюция Т. в значит. мере связана с его живым интересом к революц. движению в России и поддержкой этого движения. Т. приветствовал Октябрьскую революцию и активно включился в созидат. работу Советской власти. Соч.: Соч., т. 1–10, М., 1937–40; Избр. соч., т. 1–4, М., 1948–49. Лит.: Ленин В. И., [Письмо] К. А. Тимирязеву, Соч., 4 изд., т. 35, с. 380; Памяти К. А. Т. Сб. докладов и материалов сессии Биол. ин-та, посвященной 15-летию со дня смерти К. А. Т., М.–Л., 1936; Платонов Г. В., Мировоззрение К. ?. ?., ?., 1952; История естествознания в России, т. 3, М., 1962; Колодяжный В. И., Вопросы методологии в трудах К. А. Т. и проблемы совр. биологии, К., 1965. Г. Платонов. Москва. Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия. Под редакцией Ф. В. Константинова. 1960—1970. Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Философская энциклопедия Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|