|
РИД ГербертРИД Герберт (Read), (р. 17 дек. 1889) – англ. эстетик, искусствовед, критик. В 1915 окончил ун-т в Лидсе. Издатель "Burlington Magazine for Connoisseurs" (1933–39). Президент об-ва "Воспитание средствами искусства", Британского эстетич. об-ва, директор Ин-та совр. иск-ва в Лондоне. Р. – эклектик, "плюралист", соединяющий в своих работах различные т. зр. и концепции совр. зап. философии. "...Я плюралист, готовый оставить на свободе множество истин без всякого желания тащить их в исправительный дом, без всякой жажды свести их к некоторой „унифицированной формуле“" ("The tenth muse. Essays in criticism", L., 1957, p. 4). В области иск-ва Р. признает одновременно и реализм, и крайние формы абстракционизма; из совр. художеств. направлений он отрицает только академизм и классицизм, поскольку они строятся на заранее предписанных художнику правилах и нормах, лишая творч. акт его непосредственности, а тем самым – и познават. ценности. Р. стремится возродить романтич. представление об иск-ве как высшей форме познания, как непосредств. созерцании истины. Художеств. образ, согласно Р., синтезирует в себе человеч. опыт и оказывается необходимой предпосылкой для формирования науч., филос. и религ. представлений. Напр., представления о пространстве, прежде чем подвергнуться науч. или филос. переработке, кристаллизуются в пластич. иск-вах. Точно так же иск-во необходимо для развития знаний человека о самом себе, поскольку через художеств. деятельность объективируется человеч. субъективность, душа, самость. Р. во многом примыкает к учению Кассирера о символич. характере всех форм познания, к символизму Уайтхеда, развивает взгляды Фрейда о роли "бессознательного" в процессе художеств. творчества. Утверждая, что реальность есть лишь результат индивидуального творч. акта, Р. доходит до полного релятивизма. "Мы достигли теперь такого уровня релятивизма в философии, когда возможно утверждать, что реальность является практически субъективностью, и это означает, что индивид не имеет иного выбора, как конструировать свою собственную реальность, как бы это ни казалось произвольным и даже „абсурдным“" ("The philosophy of modern art", L., [1952], p. 21). В этом пункте Р. смыкается с экзистенциализмом, рассматривая иск-во не как отражение мира, а как выражение духовной личностной ситуации. Изучение различных направлений в совр. иск-ве и творчества различных художников оказывается для Р. единств. способом обнаружения совр. реальности, а эстетич. воспитание – путем разрешения всех социальных проблем современности. Некритич. подход к совр. иск-ву не позволяет Р. вскрыть его действительные социальные истоки. Поэтому Р. вынужден в конечном счете лишь описывать и классифицировать явления совр. художеств. культуры, переходя в этом отношении на позиции позитивизма. Соч.: Art now..., L., [1933]; Art and industry, L., 1934; Art and society, N. Y., 1936; The future of industrial design, L., 1943; Education through art, L., 1943; The grass roots of art, [L.], 1947; Education for peace, L., 1950; Art and the evolution of man, L., 1951; Icon and idea, Camb., 1955; A concise history of modern painting, N. Y., [1959]; The form of things unknown, L., 1960; The meaning of art, Bait., 1963. Б. Шрагин. Москва. Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия. Под редакцией Ф. В. Константинова. 1960—1970. Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Философская энциклопедия Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|