ПРОКОПОВИЧ


ПРОКОПОВИЧ
Феофан [1681 – 8(19) сент. 1736] – рус. и укр. обществ. и церк. деятель, ученый, поэт. Род. в купеч. семье в Киеве. Окончил филос. курс в Киевской духовной академии, продолжал образование в Польше и Ватикане. По возвращении на родину (ок. 1704) принял монашество, преподавал в Киево-Могилянской академии. В 1716 был назначен псковским епископом, в 1721 – вице-президентом Синода; с 1724 – архиепископ новгородский. Возглавлял "ученую дружину" Петра I, к которой принадлежали Татищев, А. Кантемир, А. М. Черкасский, И. Ю. Трубецкой.
П.– автор ряда уч. пособий и историч. трудов, первой светской трагикомедии "Владимир" (1705). По поручению Петра I П. написал "Духовный регламент" (1720), к-рый представлял собой политич. и сатирич. памфлет, направленный против претензий "князей церкви" и злоупотреблений духовенства; в памфлете нашло выражение требование о превращении духовенства в "государевых богомольцев" и распространителей просвещения. В филос.-юридич. трактате "Правда воли монаршей" (1722), а также в своих речах и проповедях П. выдвигал идеи просвещенного абсолютизма.
В философии П. стремился согласовать веру со знанием и приспособить науку к религии. Он критиковал материалистич. тенденцию в философии Аристотеля, выступал против атеизма Эпикура и Спинозы. Критикуя схоластич. умствования, П. стремился распространять естеств.-науч. открытия, вел астрономич. наблюдения, занимался математикой. Отходя порой от традиц. религ. объяснения истории, П. высказывал идеи, созвучные концепциям естественного права и общественного договора. "И замечательно, что наиболее выдающийся публицист эпохи Петра ссылается на естественное право раньше, нежели на Писание; недаром ревнители православия считали его малонадежным богословом" (Плеханов Г. В., Соч., 21, 1925, с. 47).
Соч.: Соч., М.–Л., 1961; Слова и речи поучительные, похвальные и поздравительные, ч. 1–3, СПБ, 1760–65; Богословские сочинения, СПБ, 1774; Рассуждение о безбожии..., М., 1774; История императора Петра Великого, СПБ, 1773.
Лит.: Чистович И., Ф. П. и его время, СПБ, 1868; Mорозов П., Ф. П. как писатель, СПБ, 1880; История философии, т. 1, М., 1957, с. 479–80; ?етров Л. ?., Филос. взгляды П., Татищева и Кантемира, Иркутск, 1957; его же, Антирелиг. тенденции в филос. мысли России первой половины XVIII в., в сб.: Материализм и религия, М., 1958; его же, Социологич. взгляды П., Татищева и Кантемира, Иркутск, 1958; его же, Общественно-политич. взгляды П., Татищева и Кантемира, Иркутск, 1959; Бетяев Я. Д., Общественно-политич. и филос. мысль в России в первой половине XVIII в., Саранск, 1959; Благой Д. Д., История рус. лит-ры XVIII в., 4 изд., М., 1960, с. 71–80; Гудзiй ?. ?., ?. Прокопович, в кн.: Матерiали до вивчення iстopii украiнськоi лiтератури, т. 1, К., 1959; ?еtznеr J., Theophan Prokopovic und die russische Fruhaufklarung, "?. Slawistik" 1958, Bd 3, ?. 2–4, S. 351–68.
Л. Петров. Иркутск.

Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия. . 1960—1970.


Просмотров: 514
Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Философская энциклопедия





Другие новости по теме:

  • “ЖАК-ФАТАЛИСТ И ЕГО ХОЗЯИН”
  • “ИДЕИ К ФИЛОСОФИИ ИСТОРИИ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА”
  • “ИДЕИ К ФИЛОСОФИИ ПРИРОДЫ КАК ВВЕДЕНИЕ В ИЗУЧЕНИЕ ЭТОЙ НАУКИ”
  • “КРИЗИС ЗАПАДНОЙ ФИЛОСОФИИ (Против позитивистов)”
  • “О ПЕРВОЙ ФИЛОСОФИИ”
  • “О ЧЕЛОВЕКЕ, О ЕГО СМЕРТНОСТИ И БЕССМЕРТИИ”
  • “УЧЕНИЕ О ЛОГОСЕ В ЕГО ИСТОРИИ”
  • «ИДЕИ К ФИЛОСОФИИ ИСТОРИИ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА»
  • Ади, Сыновья его
  • Ангел лица Его
  • Атри, Сыновья его
  • ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ ФИЛОСОФИИ. ВВЕДЕНИЕ
  • ГЕРАКЛ 22 СМЕРТЬ И ПРИНЯТИЕ ЕГО В СОНМ ОЛИМПИЙСКИХ БОГОВ
  • ДИОНИС 3 И ЕГО СВИТА
  • Его Высокопреосвященство
  • ИДЕИ К ФИЛОСОФИИ ИСТОРИИ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА
  • ИСТОРИЯ ФИЛОСОФИИ
  • ИСТОРИЯ ФИЛОСОФИИ
  • ИСТОРИЯ ФИЛОСОФИИ
  • Кондаков И.М. Пушкин И Психология Его
  • Лотос, Владыка его
  • мо-цзы. филос. трактат
  • О различии строения человеческих языков и его влиянии на духовное развитие человечества
  • СООБЩЕСТВО АНОНИМНЫХ АЛКОГОЛИКОВ (АА) И ЕГО ПРОГРАММА «12 ШАГОВ»
  • СТРЕСС И ЕГО ПРЕОДОЛЕНИЕ (КОПИНГ) ПО ЛАЗАРУСУ, МЕЙХЕНБАУМУ, ПЕРРЕ
  • ФЕОФАН ПРОКОПОВИЧ
  • Феофан Прокопович
  • Царь Сомака и сын его Джанту
  • Человеческое познание: его сфера и границы
  • ЭДИП 1 ЕГО ДЕТСТВО. ЮНОСТЬ И ВОЗВРАЩЕНИЕ В ФИВЫ



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь