Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/init.php on line 69 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/init.php on line 69 Warning: strtotime(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/academicru/academicru_news.php on line 46 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/academicru/academicru_news.php on line 47 Warning: strtotime(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/academicru/academicru_news.php on line 49 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/academicru/academicru_news.php on line 50
|
ПОБЕДОНОСЦЕВПОБЕДОНОСЦЕВ Константин Петрович (21 мая 1827 – 10 марта 1907) – рус. реакц. социолог, правовед, политич. деятель, идеолог самодержавия. Обер-прокурор Синода (1880–1905). Используя отдельные положения славянофильства и идеи французской социологической школы Ле Пле, Каруса, Карлейля, П. с крайне реакц. позиций идеализировал духовную инертность человечества, утверждал фидеизм, иррационализм и алогизм (см. "Моск. сборник", М., 1896). За наукой и философией П. признавал лишь статус "вероятного предположения": "теория и формула... не могут заключать в себе безусловное", каждая из них – "нечто неполное, сомнительное, условное и лживое"; абс. истину ("истинный разум фактов") "народ чует душой", веруя в бога. П. выступал с критикой англ. и франц. материалистов, Руссо, "лукавой диалектики современных просветителей", дарвинизма ("очень выгодное" учение для "аргументации нового материализма"), а также "идеалов неверия" Канта, позитивистов (Спенсера, Дж. Милля и др.); в этих последних учениях П. возмущали уступки материализму. П. пытался развенчать идеалы бурж. демократии ("великая ложь нашего времени"), используя объективные противоречия капитализма в реакц., антинар. целях. Соч.: Историч. исследования и статьи, СПБ, 1876; Ле-Пле, М., 1893; Победа, победившая мир, М., 1895; Курс гражд. права, ч. 1–3, СПБ, 1896; К. П. Победоносцев и его корреспонденты. Письма и записки, т. 1, полутом 1–2, П., 1923. Лит.: Ленин В. И., Соч., 4 изд., см. Справочный том, ч. 2, с. 230; Слонимский Л., О великой лжи нашего времени. К. П. Победоносцев и князь В. Н. Мещерский. Критич. этюд, СПБ, 1908; Феоктистов Е. М., Воспоминания. За кулисами политики и лит-ры, Л., 1929; Пантелеев Л. Ф., Воспоминания, [М.], 1958 (см. указат. имен). В. Зверев. Ленинград. Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия. Под редакцией Ф. В. Константинова. 1960—1970. ПОБЕДОНОСЦЕВ ПОБЕДОНОСЦЕВ Константин Петрович [21 мая (2 июня) 1827, Москва — 10(23) марта 1907, Петербург] — русский государственный деятель, публицист, правовед, социолог. В 1846 окончил Московское училище правоведения и поступил на службу в Московские департаменты Сената. В 1860—65 преподавал в Московском университете на кафедре гражданского права, с 1865 член консультации министерства юстиции, с 1872 член Государственного совета. В 1880—1905 оберпрокурор Св. Синода. Автор манифеста от 29 апреля 1881 об укреплении самодержавия. Основная проблематика социально-философского творчества Победоносцева связана с традиционалистской, почвеннической ориентацией: “В глубине старых учреждений часто лежит идея, глубоко верная, прямо истекающая из основ народного духа... Масса усваивает себе идею только непосредственным чувством, которое воспитывается и утверждается в ней не иначе, как историей, передаваясь из рода в род, из поколения в поколение... Очистим внутренность, поднимем дух народный, осветим и выведем в сознание идею, — тогда грубая форма распадется сама собою и уступит место другой, совершеннейшей” (“Новая жизнь”.— В кн.; Победоносцев К. П. Великая ложь нашего времени. М., 1993, с. 322—323). Отсюда вытекают основные направления критики буржуазного государственного устройства, морали, религиозной политики: идеи народовластия и буржуазный парламентаризм трактуются как “великая ложь нашего времени”; религиозный релятивизм и девальвация этических ценностей, связанные с влиянием западного отвлеченного рационализма, — как “болезни нашего времени”. Программа Победоносцева — эволюционное развитие общества, “просвещение народного духа”, патронирующая роль государства во главе с монархом, укрепление православной веры — была близка Ф. М. Достоевскому и К. Н. Леонтьеву. Соч.: Исторические исследования и статьи. СПб., 1876; Московский сборник. М.,1896. Лиг.'. ГневушевМ. Константин Петрович Победоносцев. К., 1907; Гусев В. А. К. П. Победоносцев— русский консерватор-государственник.— “Социально-политический журнал”, 1993, №11—12; Получав А. Ю. К.П.Победоносцев: Великая ложь нашего времени.— “ВФ”, 1993, № 5. А. И. Резниченко Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль. Под редакцией В. С. Стёпина. 2001. Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Философская энциклопедия Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|