ПАВЕЛ САМОСАТСКИЙ


ПАВЕЛ САМОСАТСКИЙ
(?????? ? ??????????) - христианский богослов 3 в., сторонник сближения церкви с гос-вом, сочетал должность наместника (дуценария) Антиохии с постом антиохийского епископа (с 260). Выразитель сепаратистских устремлений сирийского населения. В 272, после завоевания Антиохии рим. войсками, был изгнан из города.
П. С. придерживался монархианизма, т.е. представления о боге как о единой сущности и, следовательно, отрицал особое существование (ипостась) как бога-слова (Логос), так и св. духа. Логос, по П. С. - свойство бога, безличная сила, действующая через Моисея, пророков и особенно через Христа. Т.о., П. С. не отождествлял Христа с Логосом, считал его "равным нам", "земным" человеком, к-рый посредством своей любви и воли достиг вечного единения с богом. Он стал богом как благодаря благодати (вселению в него Логоса), так и благодаря собственным делам, ибо, будучи подверженным греху, как все люди, смог остаться вне греха. П. С. отвергал как тезис о тождестве Христа и бога-отца, так и мистич. единство божественного и человеческого в Христе. Он упразднил гимны, где упоминалась божеств. сущность Христа. Подчеркнуто светский образ жизни П. С. (епископ окружил себя телохранителями, жил в роскоши) соответствовал его тенденциям к секуляризации евангельского мифа. Три антиохийских поместных собора 264–68 были направлены против учения П. С. Он был обвинен в ереси и низложен. Его последователем в Антиохии был Лукиан, учение к-рого послужило одним из идейных корней арианства и несторианства.
Лит.: Спасский ?., История догматич. движений в эпоху вселенских соборов, т. 1, Сергиев Посад, 1906, с. 161–71; Гарнак ?., История догматов, в кн.: Общая история европейской культуры, т. 6, СПБ, [б. г.], с. 298–301; Kelly J. N. D., Early Christian doctrines, 2 ed., L., 1960, p. 117–19; 158–59; Quasten J., Patrology, v. 2, Utrecht-Antwerpen, 1953, p. 140–42.
А. Каждан. Москва.

Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия. . 1960—1970.


ПАВЕЛ САМОСАТСКИЙ
    ПАВЕЛ САМОСАТСКИЙ (?????? ? ??????????)-христианский богослов и церковный деятель 2-й пол. 2 в. Ок. 260 — епископ Аитиохии, ок. 268 низложен на Антиохийском соборе как еретик. Отрицая традиционное тринитарное учение, Павел Самосатский придерживался монархианства: Бог — единое лицо (кv ????????), Логос Бога не является отдельной ипостасью, он — лишь присущая Богу мудрость (?????). Поэтому Логос единосущен (?????????) Богу. Иисус Христос — это человек, на которого снизошел Логос (так же как он нисходил на пророков, но на Христа в большей степени). Бог и человек в Иисусе Христе являются “различными природами и различными лицами, один — Иисус Христос, и другой — Логос” (?? ???????? ?????? ??? ta ??????? ??????? — ????? ??? ????? ?????? ??????? ??? ????? ? ?????), и объединяет их только единство действия (?????????). При этом действия Иисуса-человека обусловлены не соединением с Богом (подобное соединение Павел Самосатский отрицал), а свободным действием его воли.
    Лит.: BardyG. Paul de Samosate. Louvain, 1929; Ktedmatten H. de. Les actes du proces de Paul de Samcaate. Fribourg, 1952.
    И.В.Шабуров

Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль. . 2001.


Просмотров: 1270
Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Философская энциклопедия





Другие новости по теме:

  • “БОРЬБА ЗА ЛОГОС. Опыты философские и критические”
  • «ЧТО ТАКОЕ ДРУЗЬЯ НАРОДА И КАК ОНИ ВОЮЮТ ПРОТИВ СОЦИАЛДЕМОКРАТОВ»
  • бог как источник и гарант познания
  • Дети как свидетели
  • История как проблема логики
  • Как
  • как
  • КАК БУДТО
  • Как делать вещи при помощи слов
  • КАК ПОЛЬЗОВАТЬСЯ СЛОВАРЕМ
  • логос
  • ЛОГОС
  • Логос
  • логос
  • ЛОГОС
  • ЛОГОС
  • логос
  • Международная Церковь Бога Во Христе
  • Науковедение как точная наука
  • Откуда пошел, как был организован и защищен мир
  • ОТНОШЕНИЕ (как черта характера)
  • ОТНОШЕНИЕ (как чувство)
  • Плюрализм как модель познания
  • представление как репрезентация
  • психическое как процесс
  • Рамка как будто
  • Рамка как будто
  • Фрейм как если бы
  • Фрейм как если бы
  • Церковь Бога Во Христе



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь