|
ОМАР ХАЙЯМОМАР ХАЙЯМ (р. ок. 1048 – ум. ок. 1130) – философ, поэт, математик, классик тадж. и перс. лит-ры и науки, автор известных четверостиший (рубаи), филос. и математич. трактатов. К сожалению, тексты рубаи О. X. еще не могут считаться окончательно установленными. О. X. воспевает радости жизни, высмеивает мусульм. духовенство и религ. обряды. Лейтмотивом его поэзии является мысль о бренности бытия, о беспрестанном движении, о переходе одних вещей в другие. Филос. трактаты О. X. ("Трактат о бытии и долженствовании", "Ответ на три вопроса", "Свет разума о предмете всеобщей науки", "Трактат о существовании" и "Трактат о всеобщности существования") следует рассматривать как ответы О. X. на обвинения в безбожии. В "Трактате о бытии и долженствовании" обсуждается вопрос о том, существует ли бог и нужно ли молиться пророку. Ответы даются положительные, но не на основе догм ислама, а на основе рационалистич. философии Ибн Сины. В "Ответе на три вопроса" обсуждаются вопросы о наличии зла в мире, о детерминизме и о долговечности; здесь О. X. отказывается от детерминизма, являющегося существенным элементом философии Ибн Сины. В своих филос. трактатах О. X. высказывается свободно только по вопросу о природе общих понятий, так как этот вопрос не был непосредственно связан с мусульм. теологией. В отличие от Ибн Сины, считавшего, что общие понятия существуют трояко: до вещей, т.е. в божеств. разуме, в вещах и после вещей (в разуме человека), О. X. считал, что общие понятия существуют только в вещах и в человеч. разуме: "...Существование относительно и распадается на два смысла... Эти два смысла – это... бытие в вещах, для которого среди людей название "существование" более правильно для всех, и, во-вторых, существование в душе" ("Ответ на три вопроса...", в кн.: "Трактаты", М., 1961, с. 160). Такая точка зрения впоследствии получила в Европе название концептуализма и, как известно, сыграла важную роль в истории ср.-век. философии. Пятый трактат представляет собой краткое изложение основ метафизики и логики, предназначенное, по-видимому, для одного из вельмож. Вопрос о мировоззрении О. X. был предметом идейной борьбы между материалистами и идеалистами. В этой борьбе материалисты боролись против взгляда на О. X. как на представителя суфийской мистики. В своих математич. трактатах О. X. сделал ряд крупных открытий: разработал способ извлечения корней любой степени из натур. чисел, дал полную классификацию кубич. уравнений и предложил геометрич. способ решения каждого уравнения; развил доказательство постулата Эвклида, сыгравшее существ. роль в подготовке открытия неэвклидовой геометрии, и т.д. Соч.: Трактаты, вступ. статья и комментарии Б. А. Розенфельда и А. П. Юшкевича, М., 1961; Рубайят, пер. и вступ. ст. В. Державина, [сост. и общ. ред. К. Айни ], Душанбе, 1965. Лит.: Морочник С. Б. и Розенфельд Б. ?., Омар Хайям – поэт, мыслитель, ученый, [Душанбе ], 1957; Розенфельд Б. А. и Юшкевич А. П., Омар Хайям, М., 1965;, Christensen A., Critical studies in the Ruba'iyat of Umar-i-Khayyam, Kbh., 1927. С. Морочник. Душанбе, Б. Розенфельд. Москва. Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия. Под редакцией Ф. В. Константинова. 1960—1970. Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Философская энциклопедия Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|