|
НОЛЬНОЛЬ (Nohl), Герман (7 окт. 1879 – 1960) – нем. философ и теоретик педагогики, проф. педагогики в Гёттингенском ун-те (с 1920). Продолжая под влиянием Дильтея обновление гегельянства в иррационалистич. форме, Н. издает юношеские работы Гегеля, к-рые он истолковывает как теологические, не считаясь с тем, что социально-политич. проблемы принимают здесь у Гегеля религ. форму. Н. распространяет дильтеевский анализ мировоззрения и его типологич. метод на историю иск-ва, выводя художеств. произведение из определ. типа миросозерцания, обусловленного, в свою очередь, неким первоначальным переживанием. Переживание образует остов и основу миросозерцания и лишь позднее осознается философией. Н. переносит на художеств. творчество вычлененные Дильтеем при анализе филос. систем типы мировоззрений: дуалистическое, раскалывающее мир на посюстороннее и потустороннее начало; пантеистическое, исходящее из единства человека и природы, и, наконец, натуралистическое, отмечающее единство человека и природы, но как природных, физических явлений. Этот анализ Н., игнорирующий богатство и многообразие форм искусства, схематически распространяется и на различные способы выражения эмоции: на ритм, символы, формы пластич. движения и т.п. Своеобразие каждого периода в истории эстетики определяется, по Н., предметом анализа (произведение, художеств. творчество и эстетич. созерцание) и методом изучения (объективный, психолого-аналитический и историко-генетический). Н. во многом продолжает теорию замкнутых культур Шпенглера. Особенность филос. взглядов Н. заключается в иррационалистич. трактовке миросозерцания как народного духа, а художеств. стиля – как "...единства народа во всех его жизненных проявлениях" ("Die asthetische Wirklichkeit", Fr./M., 1935, S. 215). Наряду с эстетикой Н. в последний период жизни занимается проблемами социальной педагогики и этики. В работе "Педагогическое движение в Германии и его теория" ("Die padagogische Bewegung in Deutschland und ihre Theorie", 4 Aufl., Fr./M., 1957) он подчеркивает мировоззренческую и историч. обусловленность целей образования, изучает соотношение содержания образования и его формы (самообразование, игра, развитие нравств. воли в воспитательном коллективе и т.д.). Обращаясь к проблемам этики, Н. во многом модифицирует свою филос. систему: эстетика находит свое конечное содержание в этике. В поисках "метафизического обоснования этического" он приходит к выводу, что нравств. опыт является решающим праистоком любого мировоззрения (см. "Die sittlichen Grunderfahrungen. Eine Einfuhrung in die Ethik", Fr./M., 2 Aufl., 1947, S. 150). Принципы нравственности Н. развертывает соответственно различным слоям жизни: биологич. сфера, сфера души и сфера духа. Соч.: Die Weltanschauungen der Malerei, Jena, 1908; Padagogische und politische Aufsatze, Jena, 1919; Stil und Weltanschauung, Jena, 1920; Zur deutschen Bildung, Gott., 1926; Jugendwohlfahrt. Sozialpadagogik, Vortrage, Lpz., 1927; Handbuch der Padagogik, hrsg. von H. Nohl und L. Pallat, Bd 1–5, Langensalza, 1928–33; Landbewegung, Osthilfe und die Aufgabe der Padagogik, Lpz., 1933; Einfuhrung in die Philosophie, 6 Aufl., Fr./M., 1960; Charakter und Schicksal, 6 Aufl., Fr./M., 1963; Friedrich Schiller, Fr./M., 1954; Die padagogische Aufgabe der Gegenwart, 4 Aufl., Fr./M., 1957. Лит.: Лифшиц M., Вопросы искусства и философии, М., 1935; Lukacs G., Der Junge Hegel..., В., 1954 (см. именной указатель); Ahrens E., Wedemeyer I., Weniger ?., Bibliographie H. Nohl zu seinem 75. Geburtstag, Weinheim, 1954. А. Огурцов. Москва. Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия. Под редакцией Ф. В. Константинова. 1960—1970. Синонимы: Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Философская энциклопедия Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|