НАКАЭ ТЕМИН


НАКАЭ ТЕМИН
(псевдонимы: Т а к э м а, А о р ё, С ю с у й, Н а н к а й С э н г ё и др.; наст. имя – Т о к у с у к э) (1847–1901) – япон. философ. Под влиянием идей Парижской Коммуны поддерживал движение "за свободу и народные права" в Японии (70-е гг. 19 в.); в 1887 опубликовал в журн. "Кокумин-но томо" (No 3) соч. "Беседа трех подвыпивших о гос. правлении" ("Сан суйдзин кэйрин мондо"), в к-ром отстаивал идею народоправия. Впоследствии выступил против конституции 1889, считая ее обманом народа; разоблачал беззакония, творимые япон. парламентом. В 1891 Н. Т. отказался от депутатского звания. После перевода фрагментов из книги Верона, названных "Эстетика г-на Вэй" ("Вэйси бигаку", 1884), и перевода книги Фулье "История философии" ("Ригаку энкакуси", 1886) Н. Т. опубликовал соч. "Глубины философии, или Детальное исследование по философии" ("Ригаку тёгэн", 1886), в к-ром ясно проявляется материалистич. направленность его рассуждений. Н. Т. отрицательно характеризовал идеалистич. школы европ. философии и положительно – материалистич. направление, к-рое называл "объективным сенсуализмом". По его мнению, пренебрежение логич. размышлением приводит к мистике, а "религия и спиритуализм представляют собой вред" для развития филос. мышления. В соч. "Еще полтора года" ("Дзоку итинэнюхан", 1901) Н. Т. подвел итоги своих филос. размышлений. Догме о бессмертии души Н. Т. противопоставил бессмертие материи. Мир безначален, бесконечен и неистощим; к бесконечному потоку соединяющихся и освобождающихся атомов ничего нельзя добавить. Отстаивая объективность пространства и времени, H. T. писал: "...Поскольку мир есть мир предметов, то несомненно должно существовать некоторое место, в котором они находятся. Это место в качестве пространства существует вне и независимо от нашего сознания..." ("Еще полтора года", с. 74), и далее – "Время подобно телеге, нагруженной предметами и движущейся от одного отрезка к другому" (там же, с. 76). В гносеологии Н. Т. придерживался теории отражения материалистов 18 в. Н. Т. называл позитивистов школой, к-рая "в своем убожестве премного клевещет на способности человеческого духа и доходит до того, что умаляет его достоинства и ценность" (там же, с. 54). Н. Т. отрицал свободу воли и отстаивал детерминизм. В области этики Н. Т. отступал от материализма, проповедуя теорию "разумной самооценки и самоконтроля" как основы нравственных поступков "для себя и для других". В 1894 он сделал перевод из Шопенгауэра и издал его под названием "Великие основные принципы этики" ("Дотоку дайгэнри"). Филос. и социально-политич. воззрения Н. Т. оказали большое влияние на демократич. интеллигенцию Японии.
Лит.: Радуль-Затуловский Я. Б., Наказ Тёмин, "Сов. востоковедение", 1949, No 4; Сакисака Ицуро (ред.-составитель), Совр. япон. мыслители, пер. с япон., М., 1958; Котоку Сюсуй, Тёмин сэнсэй (Учитель Тёмин), Токио, 1902; Нагата Хироси, Нихон юибуцурон си (История япон. материализма), Токио, 1936, с. 241–316; Тории Хакуро, Мэйдзи сисоси (История идей времени Мэйдзи), Токио, 1947, с. 98–106; Сайгуса Хирото, Нихон юибуцуронся (Япон. материалисты), Токио, 1956, с. 207–33; Хидзиката Кадзуо, Накаэ Тёмин, Токио, 1958; Фунаяма Синъити, Мэйдзи тэцугакуси кэнкю (Изучение истории философии времени Мэйдзи), Токио, 1959, с. 245–60, 278–93.
Я. Радуль-Затуловский. Ленинград.

Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия. . 1960—1970.


Просмотров: 641
Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Философская энциклопедия





Другие новости по теме:

  • "ЛЕКЦИИ ПО ИСТОРИИ ФИЛОСОФИИ"
  • "ЛЕКЦИИ ПО ФИЛОСОФИИ ИСТОРИИ"
  • "ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ БУДУЩЕГО"
  • “ДУХ ПОЗИТИВНОЙ ФИЛОСОФИИ”
  • “ИДЕИ К ФИЛОСОФИИ ИСТОРИИ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА”
  • “ИДЕИ К ФИЛОСОФИИ ПРИРОДЫ КАК ВВЕДЕНИЕ В ИЗУЧЕНИЕ ЭТОЙ НАУКИ”
  • “КРИЗИС ЗАПАДНОЙ ФИЛОСОФИИ (Против позитивистов)”
  • “ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ”
  • “ПЕРВОНАЧАЛА ФИЛОСОФИИ”
  • «ВОПРОСЫ ФИЛОСОФИИ»
  • «ИДЕИ К ФИЛОСОФИИ ИСТОРИИ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА»
  • «К КРИТИКЕ ГЕГЕЛЕВСКОЙ ФИЛОСОФИИ ПРАВА»
  • «НАЧАЛА ФИЛОСОФИИ»
  • «НИЩЕТА ФИЛОСОФИИ»
  • «ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ»
  • «СКАНДАЛ В ФИЛОСОФИИ»
  • ВЕЛИКИЕ НЕВРОЗЫ НАШЕГО ВРЕМЕНИ
  • ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ ФИЛОСОФИИ. ВВЕДЕНИЕ
  • Дух позитивной философии
  • ИДЕИ К ФИЛОСОФИИ ИСТОРИИ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА
  • ИСТОРИЯ ИДЕЙ
  • ИСТОРИЯ ФИЛОСОФИИ
  • ИСТОРИЯ ФИЛОСОФИИ
  • ИСТОРИЯ ФИЛОСОФИИ
  • ИСТОЧНИКОВЕДЕНИЕ В ИСТОРИИ ФИЛОСОФИИ
  • МЕСТО В АРАБО-МУСУЛЬМАНСКОЙ ФИЛОСОФИИ
  • ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ
  • СКАНДАЛ В ФИЛОСОФИИ
  • СКАНДАЛ В ФИЛОСОФИИ
  • вера в теории познания и философии науки



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь