|
МОРРИС УильямМОРРИС Уильям (Morris), (24 марта 1834 – 3 дек. 1896) – англ. утопич. социалист, поэт, художник и теоретик иск-ва. Окончил Оксфордский ун-т. Свою деятельность начал в кружке художников-прерафаэлитов (Россетти, Бёрн-Джонс), пытался реорганизовать художеств. пром-сть по образцу ср.-век. ремесла. В 80-х гг. принимает активное участие в англ. рабочем движении. В 1883 примкнул к с.-д. федерации; в 1884 вместе с Элеонорой Маркс-Эвелинг и ее мужем возглавлял Социалистич. лигу; редактор журн. "Commonweal". M. – автор утопич. романов "Сон про Джона Болла" ("A dream of John Ball", в журн. "Commonweal", 1886–87, рус. пер. – [1911 ], нов. изд. – 1923), "Вести ниоткуда" ("News from nowhere", в журн. "Commonweal", 1890, рус. пер. – [1906 ], нов. изд. – 1962). Во мн. выступлениях и работах М., отстаивая социалистич. традицию в эстетике, развивал взгляд на иск-во как на трудонаслаждение. Согласно M., всякое художеств. творчество уходит своими корнями в свободный труд, к-рый выступает как наслаждение, как развитие и применение в процессе деятельности разносторонних сил и способностей человека. "То, что я признаю за подлинное искусство, – говорил М., – есть выражение наслаждения человека своим трудом" (The collected works of William Morris, v. 22, L.–N. Y., 1914, p. 42). Связывая творчество красоты со свободным и поэтому радостным трудом, М. остро ставил вопрос о народности иск-ва, ибо, по его мнению, приобщение к творч. труду делает каждого человека художником. Согласно М., капиталистич. общество оказывается враждебным и губительным для иск-ва потому, что оно превращает труд миллионов людей в тяжкую обязанность. Иск-во в этих условиях становится все более рафинированным, далеким от жизни, вырождается в пустое времяпровождение богатых и праздных людей, в "искусство для искусства". М. подошел к пониманию глубокой органич. связи судеб иск-ва с судьбой народа, с борьбой его за освобождение от капиталистич. рабства. М. примыкает к революц. движению рабочего класса, становится активнейшим участником социалистич. движения в Англии. Однако по сути дела он был, по характеристике Энгельса, "социалистом чувства". Рассматривая проблемы классовой и партийной борьбы скорее с эстетич. т. зр., М. не всегда мог правильно решать конкретные вопросы, подпадал иногда под влияние анархизма. Соч.: Selections, M., 1959, в рус. пер. – Как я стал социалистом, СПБ, 1906. Лит.: Маркс К и Энгельс Ф., Об искусстве, т. 2, М., 1957, с. 375–79; Шрагин Б., Наследие У. М., "Декоративное искусство СССР", 1960, No 5; Scott T., A bibliography of the works of W. Morris, L., 1897; Glasier J. В., W. Morris and the early days of the socialist movement, L., 1921; Fritzsсhe G., W. Morris' Sozialismus und anarchistischer Kommunismus, Lpz., 1927; Mасkail J. W., The life of W. Morris, L, 1950; ?hоmpson ?. P., W. Morris. Romantic to revolutionary, L., 1955; Mасleod R. D., W. Morris (As seen by his contemporaries), new ed., Glasgow, 1956. Б. Шрагин. Москва. Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия. Под редакцией Ф. В. Константинова. 1960—1970. Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Философская энциклопедия Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|