|
МЕНДЕЛЕЕВМЕНДЕЛЕЕВ Дмитрий Иванович [27 янв. (8 февр.) 1834 – 20 янв. (2 февр.) 1907 ] – рус. ученый-химик. Науч. интересы М. разносторонни. Он работал в области химии, физики, техники, технологии пром-сти, агрохимии, метрологии, метеорологии, экономики и др. Его величайшее открытие – периодич. закон химич. элементов (закон М.). Философские взгляды Менде- л е е в а. В формировании мировоззрения М. большую роль сыграли материалистич. традиции передового рус. естествознания, влияние филос. взглядов Добролюбова, Сеченова, Герцена. По своим филос. воззрениям М. – последовательный естеств.-науч. материалист как в вопросе о единстве мира, так и в проблеме его познаваемости. Ядром естеств.-науч. материализма М. был атомизм, с т. зр. к-рого он отвергал идеалистич. динамизм вообще, "энергетизм" Оствальда в частности. М. считал жизнь особым видом материального движения и в связи с этим отвергал витализм. Теоретич. взгляды М. не умещались в рамках метафизич. материализма. Он искал новую форму материалистич. мировоззрения, соответствующую идее развития, проникающей в естествознание. Разделяя ошибочный взгляд, отождествляющий материализм вообще с метафизич. материализмом, М. искал что-то среднее между материализмом и идеализмом; следуя Герцену, он свое мировоззрение назвал реализмом. Он признавал три первичных, самобытных изначальных принципа, или начала: "...нераздельную, однако и не сливаемую, познавательную троицу вечных и самобытных: вещества (материи), силы (энергии) и духа..." ("Попытка хим. понимания мирового эфира", 1910, с. 17). Т.о., протест М. против метафизич. материализма, отрывающего материю от движения, и против динамизма и энергетизма, сливающего материю с движением, оборачивается известной нечеткостью материалистич. позиции. Эта дуалистич. непоследовательность привела М. к уступке агностицизму. Материя, энергия и дух сами по себе, в своей сущности, непознаваемы, но они познаваемы в своем сочетании в физико-химич. явлениях, здесь материя и движение познаваемы без ограничения. В своей науч. деятельности М. пользовался многими элементами диалектики. М. признавал качественно разные формы движения материи, а также связь между ними и резко критиковал метафизич. попытки свести многообразие мира к единой первоматерии. В периодич. законе М. обратил внимание на скачкообразный характер изменений химизма в зависимости от изменения массы или атомного веса, указал на единство противоположных свойств в каждом элементе, определил место каждого единичного элемента во всеобщем единстве, применил анализ и синтез, индукцию и дедукцию в их диалектич. единстве. М. все же не мог полностью преодолеть господствовавшие в естествознании метафизич. взгляды. Он отождествлял материю с веществом и приписал ей вес, или механич. массу, как существ. свойство. Отвергая гипотезу Проута как метафизич. концепцию эволюции химич. элементов, сводящую их многообразие к количеств. уплотнению единой первоматерии, М. настаивал на качеств. индивидуальности каждого элемента. Однако он отвергал саму идею развития химич. элементов. Метафизич. непоследовательность во взглядах М. мешала ему правильно оценить значение ряда важных открытий физики и химии (электроны, ионная теория, радиоактивность), к-рые он ошибочно считал несовместимыми с теорией атомизма. Общественно-политич. взгляды М. Считая, что "у научного изучения предметов две основных и конечных цели: предвидение и польза" ("Основы химии", т. 1, 1932, с. 239), М. свою деятельность посвятил развитию производит. сил России. М. написал ряд работ об экономике и природных богатствах России, по вопросам нар. образования, политич. устройства и др. М. разделял мелкобурж. иллюзии, полагая, что после того, как капитализм разовьет пром-сть, можно будет постепенно перейти на некапиталистич. путь развития (кооперативные предприятия, участие всех рабочих во владении фабриками и заводами при помощи акционерных обществ). Он считал, что капитализм пока "оставляют существовать лишь потому, что еще нет выработанных средств достигать промышленного развития без развития капитализма" ("Толковый тариф...", СПБ, 1891, с. 651). Капитализм, думал М., становится злом, если капиталисты получают политич. власть. Поэтому М. отрицал бурж. демократию и наивно считал царя беспристрастным защитником интересов страны, способным ограничить алчность капиталистов. Соч.: Соч., т. 1–25, Л.–М., 1934–1954; Научный архив, т. 1, Периодический закон, М., 1953; Растворы, [Сб. работ ], М., 1959. Лит.: Забродский Г., Мировоззрение Д. И. М., М., 1957; Кедров Б. М., День одного великого открытия, М., 1958; его же, Филос. анализ первых трудов Д. И. М. о периодич. законе (1869–1871), М., 1959; Кудрявцева Т. С, О конспекте Д. И. М. 5-го и 6-го "Писем об изучении природы" Герцена, "Вопр. философии", 1962, No 4; Борисов К. М., А. И. Герцен и Д. И М., там же. Э. Карповиц. Рига. А. Макареня. Ленинград. Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия. Под редакцией Ф. В. Константинова. 1960—1970. Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Философская энциклопедия Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|