МАКИАВЕЛЛИ


МАКИАВЕЛЛИ
(Machiavelli) Никколо (1469—1527) — ит. общественный деятель, политический мыслитель, историк, военный теоретик. Род. в патрицианской, но обедневшей флорентийской семье. Во время восстановления республики во Флоренции играл достаточно видную роль в политической жизни, выполняя различные дипломатические поручения. После возвращения Медичи был удален отдел, что обеспечило ему досуг для занятия филос. трудами. Основные произведения М.: «Государь», «Рассуждения на I декаду Тита Ливия», «История Флоренции».
Суть мировоззрения М. определяли два основных принципа: антропологический и политический реализм, стремление к объединению Италии.
М. исходил из определенного понимания человеческой природы, которую он не считал ни однозначно доброй, ни однозначно злой. Однако политику следует, по его мнению, скорее исходить из того, что она зла. С именем М. связано возникновение реалистической политической философии, свободной от ханжеской христианской морали.
Происхождение гос-ва М. объяснял не с религиозных позиций, а через необходимость примирения противоречий между людьми, движимыми эгоистическими побуждениями. Различные политические режимы — способ обеспечения равновесия между постоянно находящимися в состоянии борьбы богатыми и бедными.
Человек — существо активное, деятельное. Не отказываясь от принципа судьбы, управляющей делами людей, М. в то же время высоко оценивал роль самого человека в творении своей жизни. Трактат «Государь» представляет собой своеобразное пособие для политика, сборник советов, как завоевать и удержать власть.
Добродетель государя — не в моральном совершенстве или следовании Божьим заповедям. Она — в способности к эффективной политической деятельности. Эта добродетель вполне совместима с жестокостью и вероломством в том случае, если интересы власти требуют жестокости и вероломства: «Государь, если он хочет сохранить власть, должен приобрести умение отступать от добра и пользоваться этим умением смотря по надобности». М. не одобряет аморализма, но он пишет о реальности и не приносит ее в жертву абстрактной христианской морали.
В «Государе» М. явно обозначил свои политические предпочтения, а также указал цель, для достижения которой он считал приемлемыми даже грязные средства. Будучи сторонником республики, ради объединения Италии он был готов принять тиранию и служить ей.
Религию М. рассматривал с т.зр. политической пользы. В ней главное не истина, а выполнение общественной функции. Высоко оценивая значимость религии, М. утверждал, что «из всех прославляемых людей более всего прославляемы главы и учредители религий». Он считал, что «религия была одной из первейших причин счастья Рима». Современную ему католическую церковь М. критиковал за то, что распущенность клира подрывает религиозную веру в народе, а светская политика римских пап препятствует объединению Италии.
В филос. и политической мысли более позднего времени политический реализм М. был утрирован, а «макиавеллизм» стал синонимом беспринципности, аморализма в политике.

Философия: Энциклопедический словарь. — М.: Гардарики. . 2004.


МАКИАВЕЛЛИ
        (Machiavelli) Никколо (3.5.1469, Флоренция, — 22.6.1527, там же), итал. обществ. деятель, политич. мыслитель, историк, воен. теоретик. Происходил из древней, но обедневшей патрицианской семьи. В период республики М. активно занимался политич. деятельностью, в течение 14 лет бессменно занимая место секретаря Совета десяти (1498—1512), выполнял важные дипломатич. поручения. После политич. переворота, который вернул власть семье Медичи, М. был заподозрен в участии в антиправительств. заговоре, отстранён от дел и затем выслан в своё поместье близ Флоренции, где написал большую часть своих произведений.
        В политич. трактатах М. дано теоретич. описание государства с позиций бурж. идеологии, выдвинут «... постулат самостоятельной трактовки политики», «...теоретическое рассмотрение политики освобождено от морали...» и религии (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., т. 3, с. 314). Государство признаётся М. высшим проявлением человеч. духа, а служение государству — целью, смыслом и счастьем человеч. жизни. Разделяя традиц. христ. представление об изначальном зле человеч. природы, М. отводит воспитат. функции не церкви (что было нормой ср.-век. миросозерцания), а государству. Почти на полтора века раньше Гоббса М. обосновывал необходимость государства эгоистич. природой человека и потребностью её насильств. обуздания.
        Политич. идеал М. — Рим. республика, в которой он видел воплощение идеи сильного государства, умеющего сохранять внутр. порядок и распространять влияние на др. народы. М. описывал строй др.рим. государства с т. зр. искреннего республиканца, приверженца демократии. Он считал, что республика — лучшая форма правления, т. к. каждого делает ответственным за судьбу государства. Но респ. форма правления не всегда возможна; нельзя сохранить свободные политич. учреждения, если в народе не развиты гражд. добродетели. Рим. республика достигла могущества потому, что сумела воспитать респ. дух в pим. народе. В трактате «Рассуждения на I декаду Тита Ливия» М. на историч. примерах разъясняет отношение римлян к государству и пытается внушить его своим современникам.
        М. противопоставляет величие Др. Рима упадку совр. ему Италии, который он связывает с влиянием католич. церкви. Пытаясь соединить в своих руках духовную и светскую власть, церковь расшатала устои светской государственности и ослабила в людях стремление к служению госву. В самом известном трактате М. «Государь» («II Principe», 1532) описываются способы создания сильного госва в условиях, когда в народе не развиты гражд. добродетели. М. считает, что все средства дозволены для достижения политич. целей. Выступая как частное лицо, государь должен руководствоваться общепринятыми нормами поведения, но он может не считаться с требованиями морали, если его действия направляются заботой о процветании и могуществе государства. Впоследствии макиавеллизмом стали называть действия, пренебрегающие нормами морали при достижении политич. целей.
        Opere, Mil.— Napoli, 1954; Legazioni. Commissarie. Scritti di govern о, v. 1—2, Roma—Bari, 1973; в рус. пер.— Соч., т. l, М.—Л., 1934; О воен. искусстве, М., 1939; История Флоренции, Л., 1973; Избр. соч., М., 1982.
        Алексеев А. С., М. как политич. мыслитель, М., 1880; опор-Рабчинский В. В., М. и эпоха Возрождения. Введение в изучение М., Варшава, 1908; В и л л а р и П., H. M. и его время, пер. с итал., т. 1, М., 1914; Бурлацкий Ф. М., Загадка и урок Н. М., М., 1977; Долгов К., Ренессанс и политич. философия, М., «Новый мир», 1981, № 7—8; F i d o F., Machiavelli, Palermo, 1965; S a s s o G. N., Studi su Machiavelli, [Napoli, 1967]; Machiavelli and the nature of political thought, ed. by M. Fleisher, ?. ?., 1972; Studies on Machiavelli, ed. by M. P. Gilmore, [Firenze, 1972]; Gramsci A., Note sul Machiavelli, sulla politica e sullo stato moderno. Roma, 1973'; L e f o r t С., Le travail de l'oeuvre Machiavel, [Lille], 1973; Duvernoy J. P., La pensde de Machiavel, P., 1974; Dotti U., Niccolo Machiavelli: La fenomenologia del potere, Mil., 1979; Kroeber-Keneth L., Machiavelli und wir: Der Florentiner in neuer Sicht, Stuttg., 1980.

Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. . 1983.


МАКИАВЕЛЛИ
(Machiavelli)
Никколо (род. 3 мая 1469, Флоренция – ум. 22 июня 1527, там же) – итал. политический деятель и историк. Известен как автор «Discorsi sopra la prima decade di Tito Livio» (1531; «Государь и рассуждения на первую декаду Тита Ливия», СПБ, 1869, или «Князь», см. «Сочинения», «Academia», 1934). В этом соч. он под влиянием впечатления от произв. Ливия разрабатывает правила политического поведения и превозносит этику и мощь гордой дохрист. Римской империи. Известна и др. его работа – «II principe» (1532), – где он характеризует самостоятельность, величие и мощь государства как идеал, для достижения которого политики должны использовать соответствующие средства, не думая о моральной стороне своих поступков и о гражданской свободе (см. Государственный интерес). Отсюда термин «макиавеллизм» для определения беззастенчивой политики, которая добивается своих целей, пренебрегая нормами морали.

Философский энциклопедический словарь. 2010.


МАКИАВЕЛЛИ
(Machiavelli), Никколо ди Бернардо (3 мая 1469 – 22 июня 1527) – итал. политич. мыслитель, обществ. деятель и писатель. Происходил из обедневшей флорентийской дворянской семьи нотариуса. Противник Медичи, фактич. государей Флоренции, М. встал на сторону республиканцев и выполнял во время республики ответств. внешнеполитич. поручения. После реставрации Медичи (1512) был арестован и выслан в свое поместье близ Флоренции, где написал большинство произведений.
Один из ранних бурж. идеологов, М. стремился обосновать теорию бурж. гос-ва с т. зр. этики, философии и права, основанных на принципе единой, неизменной природы человека. Он пытался раскрыть законы обществ. развития, не прибегая к теологич. идее; отмечал влияние климата на нравы людей. Значительно раньше Гоббса М. выводил необходимость гос-ва из эгоистич. природы человека, из его стремления к личному интересу и к самосохранению. Из этого стремления вытекает, по его мнению, необходимость насилия над людьми для обуздания эгоизма и установления порядка. Эту функцию насилия и выполняет гос-во. М. подошел к идее объективной закономерности обществ. развития, к-рую называл "фортуной" и считал, что человек, как разумное существо, может познать ее, а познав – направить "закон" на благо человечества. М. был уверен в победе разумного начала в человеке, а поэтому считал, что все историч. развитие общества идет "от несвободы к свободе", от жестокого насилия к победе гуманности. Борьба людей за свои интересы выражается полнее всего в приобретении собственности и ее защите. На этой почве развивается борьба между "народом" и "высшими классами", к-рая способствует обществ. прогрессу, как это стремился показать М. на примере истории Флоренции. Само существование в обществе богатых и бедных является, по М., естественным и должно быть сохранено при условии ограничения чрезмерного обогащения и ликвидации крайней нищеты. Являясь защитником бурж. собственности, М. резко критиковал феод. строй, а также христианство с его проповедью смирения и непротивления злу. Он осуждал богатство и светскую власть папства как препятствия к развитию новых экономич. отношений, нац. объединения и культуры. В то же время М. боялся самостоят. действий народа. Политич. идеалом М. была умеренно демократич. республика, но ее осуществление в современных ему условиях политич. раздробленности Италии М. считал невозможным. Только после завершения нац. объединения Италии и изгнания иноземных захватчиков следует, по его мнению, постепенно переходить к организации республики. Нац. объединение Италии М. связывал с деятельностью сильного государя, к-рый во имя этой великой цели может применять по отношению к врагу все средства – вероломство, убийство явное и тайное, обман и т.д. Образцом такого политич. деятеля для М. являлся Чезаре Борджа, прославившийся аморализмом и политич. предательством.
Взгляды М. оказали сильное влияние на мн. социологов, политич. писателей и практич. политич. деятелей 17–18 вв., опиравшихся на него в защите абсолютизма против идеи суверенитета народа.
Реакц. бурж. историки и государствоведы эпохи империализма и особенно фашистские теоретики использовали макиавеллизм, не учитывая особенностей историч. и нац. обстановки его времени. Они выдвигали на первый план защиту М. единоличной власти князя, полностью замалчивая его респ. идеал гос-ва, к-рое придет на смену единовластия. Вопреки ясно выраженному убеждению М. в независимости социально-политич. строя от законов морали и религии, реакц. бурж. историографы отождествляют философию истории М. с волюнтаризмом Ницше и Шпенглера. Марксистские историки и философы в оценке М. опираются на положения Маркса о том, что у М. "...теоретическое рассмотрение политики освобождено от морали...", "...был выдвинут лишь постулат самостоятельной трактовки политики" (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 3, с. 314), что М. относится к числу тех, к-рые "...стали рассматривать государство человеческими глазами и выводить его естественные законы из разума и опыта, а не из теологии" (Маркс К., там же, т. 1, с. 111). Глубокому анализу взглядов М. посвятил многие свои заметки Грамши (Избр. произв., т. 2, М., 1957, с. 55; т. 3, 1959, с. 125–29 и 160–61), рассматривавший М. как крупнейшего передового мыслителя Италии.
З. Мелещенко. Ленинград.
Соч.: "Государь" или "Князь" ("Il Principe") – гл. соч. М., закончено в основном к 1513 г., дописывалось, вероятно, в течение 1514–1515, издано впервые во Флоренции и Риме в 1532 на итал. яз. На яз. оригинала – итальянском – она издавалась десятки раз, отдельно, в т.ч. Roma, 1955, и в собр. соч. Лат. пер. книги издавались в Базеле (1560 и др.) и др. городах. Первый франц. перевод издан Ж. Гогори в 1544. Последний – 1956. Англ. переводы: первый – L., 1640, посл. – L., 1954; Chi., 1955. Первый нем. перевод – Fr.–Lpz., 1745, последний – Stuttg., 1955. Исп. пер. – Md., 1821,последний – Md., 1957. В 1920 в Барселоне вышел каталанский перевод. Имеются переводы на: швед. – 1757, 1867, Stockh., 1914, норв. – Kristiania, 1898, Oslo, 1948, дат. – Kbn., 1876, голл. – Hague, 1940, Amst., 1955, польск. – Kr., 1868, Lw.–Warsz., 1920, чеш. – Praha, 1873, 1901, болг. – С., 1933, венг. – Pest, 1848, Bdpst, 1906.
Рус. пер. – одновременно (СПБ, 1869) под названием "Государь" (пер. Н. Курочкина) и "Монарх" (пер. Ф. Затлера). Н. Курочкин переводил с франц. версии, повторяя ее ошибки, Ф. Затлер – с нем., его перевод также несовершенен. В 1900 вышло сокр. изложение А. Пресса, в 1910 – перевод С. М. Роговина (Москва). Лучшее рус. изд.: "Князь" – в кн.: Соч. М., М.–Л., 1934, переводчик – М. С. Фельдштейн, примеч. составил А. Дживелегов.
Л. Азарх. Москва.
Opere, Mil.–Napoli, 1954; Opere, v. 1–2, 6–, [Mil. ], 1960–1961 –; в рус. пер. – Соч., т. 1, М.–Л., 1934; Мандрагора, Берлин, 1924; О военном искусстве, М., 1939; Рассуждения на 1 декаду Тита Ливия, СПБ, 1869.
Лит.: Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 1, 3, 13, 14, 15, 16; их же, Соч., т. 22, М.–Л., 1929 (см. Указатель имен); Архив Маркса и Энгельса, кн. 4, М.–Л., 1929; История философии, т. 2, [М. ], 1941, с. 72–75; Деборин А. М., Социально-политич. учения нового времени, т. 1, М., 1958; История политич. учений, 2 изд., М., 1960; Виллари П., Н. М. и его время, пер. с итал., т. 1, М., 1914; ?ommasini О., La vita e gli scritti di N. Machiavelli..., v. 1–2, 2 ed., Roma, 1911; Orsini ?., Bacone e Machiavelli, Gen., 1936; ?orsa ?., Il prinzipio della forza nel pensiero politico di Niccolo Machiavelli, Mil., 1936; Whitfield J. H., Machiavelli, Oxf., 1947; ?orsa ?., N. Machiavelli, Mil., 1949; Gramsci ?., Note sul Machiavelli, sulla politica e sullo Stado moderno, Torino, 1949; Кlоskowska ?., Machiavelli jako humanista..., L?dz, 1954; Prezzolini G., Machiavelli anticristo, Roma, 1954; Ridоlfi R., Vita di N. Machiavelli, 2 ed., Roma, 1954; Butterfield H., The statecraft of Machiavelli, L., 1955; Mobus G., Die politischen Theorien von den Anfangen bis zu Machiavelli, Koln-Opladen, [1958 ]; Sasso G., N. Machiavelli. Storia del suo pensiero politico, Napoli, 1958; Сhabod F., Machiavelli and the Renaissance, L., 1958.
З. Мелещенко. Ленинград.

Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия. . 1960—1970.


МАКИАВЕЛЛИ
    МАКИАВЕЛЛИ (Machiavelli) Никколо (3 мая 1469, Флоренция — 22 июня 1527, там же) — итальянский политический писатель, историк, поэт эпохи Возрождения. Происходил из старинной дворянской семьи. В юности освоил латинский язык и свободно читал древних авторов в оригинале. Независимый в своих гражданских симпатиях и политических взглядах, Макиавелли не был сторонником Медичи, не стал он и приверженцем Савонаролы. После его падения в 1498 Макиавелли начал активную политическую деятельность: был избран секретарем Второй канцелярии, а позже — Совета Десяти, ведавшего дипломатией и военными делами. В течение 14 лет он выполнял поручения флорентийского правительства, ездил с посольствами в различные итальянские государства, Францию и Германию, вел переписку, составлял отчеты и доклады по вопросам текущей политики, о положении дел в Италии и Европе. Опыт государственного человека и наблюдения дипломата, а также изучение античных писателей дали Макиавелли богатый материал при разработке в последующем собственных политических и социальных концепций. В 1512 во Флоренции реставрирована власть Медичи; Макиавелли как сторонник республики был отстранен от дел и на год выслан из города. В начале 1513 он по подозрению в заговоре арестован и подвергнут пытке. Вскоре, однако, был амнистирован и отправлен в свое именьице в Сант'Андреа. Здесь он начал работу над “Рассуждениями о первой декаде Тита Ливия” (1531), в конце того же года был создан трактат “Государь” (1532), обессмертивший его имя. Провозглашая в нем в качестве нормы политического действия принцип “цель оправдывает средства”, Макиавелли считал при этом, что подлинной целью “нового государя” не может быть частный, сугубо личный интерес, но только “общее благо” и прежде всего объединение Италии в сильное национальное государство. В “Рассуждениях о первой декаде Тита Ливия”, завершенных, по-видимому, в 1516, Макиавелли доказывал преимущества и прочность республиканского образа правления. Здесь же примерами из истории Древнего Рима он обосновывал мысль о благотворности социальной борьбы для утверждения народной свободы и могущества государства. Возникновение же самого государства, а также права, морали и даже религии он объяснял потребностями защиты людей от враждебных им сил природы и друг от друга, пользой для их совместной жизни. Руководствуясь критерием пользы, с позиций итальянского патриота он подвергал критике католическую религию, не воспитывавшую в людях гражданские доблести и любовь к отечеству, обвинял папство, сделавшее невозможным государственное объединение Италии.
    В последующие годы Макиавелли написал поэму “Золотой осел” (1549), “Сказку об архидьяволе Бельфагоре” (1549), комедию “Мандрагора” (1524), трактат “О военном искусстве”, “Жизнь Каструччо Кастракани изЛукки” (1532). В 1520 Макиавелли начал писать “Историю Флоренции” (1532), положив в ее основу концепцию циклического развития и смены различных государственных форм под влиянием постоянно происходящей борьбы интересов, конфликтов общественных групп. Долгое время ему не удавалось вернуться к активной политической деятельности. Только в 1526 он был привлечен для организации обороны Флоренции, которой угрожали войска императора Карла У Однако его кандидатура на пост канцлера Флорентийской республики весной 1527 была отклонена Большим Советом. Макиавелли оказал огромное влияние на последующее развитие социально-политической мысли в Европе.
    Соч.: Opere, Mil., vol. 1—8, 1961—65.; в рус. пер.: История Флоренции. Л., 1973; Избр. соч. М.. 1982.
    Лит.: Ви.иари П. Макиавелли и его время. СПб., 1914; Юсим ?.?. Этика Макиавелли. М., 1990; Gilbert F. Niccolo Machiavelli e la vita culturale del suo tempo. Bologna, 1964. См. также лит. к ст. “Государь”.
    О. Ф. Кудрявцев

Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль. . 2001.


Синонимы:
    талейран, хитрец


Просмотров: 1649
Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Философская энциклопедия





Другие новости по теме:

  • "ПРОИСХОЖДЕНИЕ СЕМЬИ, ЧАСТНОЙ СОБСТВЕННОСТИ И ГОСУДАРСТВА"
  • “ВВЕДЕНИЕ К КРИТИКЕ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ЭКОНОМИИ”
  • “ГОСУДАРЬ”
  • “ДВА ИСТОЧНИКА МОРАЛИ И РЕЛИГИИ”
  • “Деонтология, или Наука о морали”
  • “ИДЕИ К ФИЛОСОФИИ ПРИРОДЫ КАК ВВЕДЕНИЕ В ИЗУЧЕНИЕ ЭТОЙ НАУКИ”
  • “Исследование о принципах морали”
  • “ЛЕВИАФАН, или Материя, форма и власть государства церковного и гражданского”
  • “ПРОИСХОЖДЕНИЕ СЕМЬИ, ЧАСТНОЙ СОБСТВЕННОСТИ И ГОСУДАРСТВА”
  • “РАЗУМНЫЕ МЫСЛИ О БОГЕ, МИРЕ И ДУШЕ ЧЕЛОВЕКА, А ТАКЖЕ О ВСЕХ ВЕЩАХ ВООБЩЕ”
  • «ПРОИСХОЖДЕНИЕ СЕМЬИ, ЧАСТНОЙ СОБСТВЕННОСТИ И ГОСУДАРСТВА»
  • ВРЕМЯ ВРОЖДЕННЫЕ ИДЕИ
  • ГОСУДАРСТВА ВСЕОБЩЕГО БЛАГОДЕНСТВИЯ ТЕОРИЯ
  • Господь, Господин, Государь
  • Государства крестоносцев
  • МАКИАВЕЛЛИ
  • МАКИАВЕЛЛИ
  • МАКИАВЕЛЛИ
  • ОТДЕЛЕНИЕ ЦЕРКВИ ОТ ГОСУДАРСТВА
  • ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА ТЕОРИИ
  • ПРОМИТТОР Планета, к которой может быть определена дирекция сигнификатора, в результате чего образуется аспект между прогрессивным положением сигнификатора и положением при рождении промиттора, обещающий определенные события или условия, соответствую
  • Папская Комиссия по делам государства-града Ватикана
  • Председатель Папской комиссии по делам государства-града Ватикана
  • ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА
  • ФИЛОСОФИЯ МОРАЛИ
  • ФИЛОСОФИЯ МОРАЛИ наука, в частности в католич. теологии,
  • ФИЛОСОФИЯ ПОЛИТИКИ
  • Церковь Объединения (Ассоциация Святого Духа За Объединение Мирового Христианства, Движение Объединения, Мунизм)
  • ЯЗЫК МОРАЛИ
  • обоснование морали



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь