|
МАЙМОНИДМАЙМОНИД (Maimonides) Моше бен (Маймон) (1135— 1204) — врач, теолог, ведущий евр. философ Средних веков. Род. в Кордове, в 1165 покинул Испанию и эмигрировал в Палестину, затем осел в Египте. Упорядочил труднопонимаемые до того предания Талмуда, дав толкования содержащимся в нем понятиям. Труды М., пронизанные духом учения Аристотеля, подразделяются на три части. Первая из них посвящена проблемам библейского антропоморфизма, атрибутам Бога, представлению и критике калама; во второй обсуждаются доказательство существования Бога, материя и форма, сотворение мира и его будущее; в третьей части затрагиваются проблемы провидения, зла, предвидения и свободы воли, телеологии и рациональности наставлений Торы. По М., евр. религия содержит высшие принципы всякой истины, и именно поэтому принципы данной религии должны быть рационально обоснованы. Это положение вызывало резкие возражения со стороны евр. ортодоксии. Основной труд М. «Dalalat al-Hairin» («More nebuchim» — «Руководство сомневающихся»), написанный на араб. языке ок. 1190 и переведенный на др.-евр. язык ок. 1200, оказал существенное влияние не только на последующую евр. философию и теологическую мысль, но и на ведущих представителей схоластической философии 13 в. и прежде всего на Фому Аквинского и Альберта Магнуса. Под известным воздействием М. был позднее Б. Спиноза. Философия: Энциклопедический словарь. — М.: Гардарики. Под редакцией А.А. Ивина. 2004. МАЙМОНИД (Maimonides, наст. имя — Моше бен Маймон) (30.3.1135, Кордова, — 13.12.1204, Фустат, близ Каира), евр. ср.век. философ. В 1148 покинул Испанию из-за преследования евреев династией Аль-мохадов, жил в Марокко, Палестине и с 1165 в Египте. В 1187 стал лейб-медиком каирского султана Салах-ад-дина. В 1190 в Египте на араб. яз. был опубликован гл. филос. труд М. «Путеводитель колеблющихся», который позднее был переведён на евр. и лат. языки (рус. пер. в кн.: Григорян С. Н., Из истории философии Ср. Азии и Ирана 7—12 вв., I960). В основе филос. системы М. лежит традиция аристотелизма в интерпретации араб, мыслителей (Фараби, Ибн Сины). Осуществляя синтез откровения и умозрения, Библии и Аристотеля, М. в своём рационализме и «очищении» веры от элемента чуда перешёл пределы ортодоксии, чем навлёк на себя вражду ревнителей религ. традиции иудаизма, обвинявших его в «продаже Священного писания грекам» и апеллировавших в борьбе с его учением к помощи католич. инквизиции. Согласно М., если к.-л. место Библии безусловно противоречит твёрдым доказательствам от разума, оно должно быть понято иносказательно; в то же время тезис о несотворённости и вечности мира отвергался М. с позиций библейского креационизма. Взгляды М. оказали влияние на развитие схоластики 13—15 вв. (прежде всего на ср.-век. аристотелизм в лице Альберта Великого и Фомы Аквинского). История философии, т.1, [М.], 1940, с. 454—57; Moses ben Mai-mon, sein Leben, seine Werke und sein Einfluss, Bd l—2, Lpz., 1908—14; B a m b e r g e r F., Das System des Maimonides, B., 1935; Sarachek J., Faith and reason. The conflict over the rationalism of Maimonides, Williamsport, 1935; Baeck L., Maimonides..., Dusseldorf, 1954; S i l v e r D. J., Maimonidean criticism and Maimonidean controversy. 1180—1240 Leiden, 1965· Z а с S., Mai'monide, P., 1965. Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. 1983. МАЙМОНИД МАЙМОНИД (Maimonides), настоящее имя Моше бен Маймон (род. 30 марта 1135, Кордова – ум. 13 дек. 1204, Фустат, близ Каира, где жил с 1165) – евр. врач, философ и теолог; величайший авторитет среди раввинов эпохи средневековья. Прославился тем, что упорядочил труднодоступные, труднопонимаемые до того предания Талмуда, дав толкование содержащимся там понятиям (см. также ЕВРЕЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ). Согласно Маймониду, законы евр. религии содержат высшие принципы всей истины и как раз поэтому они должны быть строго рационально обоснованы. Этим учением он вызвал гнев и упреки в атеизме со стороны евр. (и ислам.) ортодоксии. В своем осн. труде, написанном на араб, языке («Dalдlat al-Hдirin», ок. 1190), ок. 1200 переведенном на древнеевр. («More nebuchim» – «Руководство сомневающихся»), Маймонид опирался на философию Аристотеля. Это соч. оказало известное влияние на Фому Аквинского и Спинозу. В 1935 избр. соч. Маймонида были изданы Глатцером на евр. языке. Философский энциклопедический словарь. 2010. МАЙМОНИД (Maimonides; наст. имя – Моисей бен Маймон) (30 марта 1135 – 13 дек. 1204) – евр. ср.-век. философ, теолог и врач. Род. в Кордове, где и получил воспитание в духе иудаизма. В период, когда Кордова была покорена династией Альмохадов, преследовавшей евреев, М. покинул свой родной город и отправился в путешествие по Испании, Марокко, Палестине. В 1165 М. поселился в Египте, в 1187 – стал лейб-медиком каирского султана Салах-ад-дина. Наряду с медициной M. занимался теологией и философией. В 1190 в Египте на араб. яз. был опубликован гл. филос. труд M. "Наставник колеблющихся" ("Далалат аль-хайрин", 1190), к-рый вскоре был переведен на евр. яз. под назв. "Учитель заблудших" ("Море небуким", 1204), а затем и на лат. язык ("Doctor perplexorum"). Усвоив в интерпретации араб. мыслителей философию Аристотеля, М. пытался рационализировать иудаизм. В поисках синтеза религии и философии он стремился свести ветхозаветное пророчество к разумным началам, усмотрев в нем аллегорию, художеств. образ и метафору. Опровергая идею антропоморфного бога, М. вместе с тем возражал против учения Аристотеля о вечности мира и отстаивал библейский миф о сотворении богом мира из ничего. М. не разделял церк. учение о воскресении мертвых и бессмертии души. Он различал материальный разум, к-рый неотделим от материи и подчинен ее влияниям, и разум приобретенный, к-рый не зависит от тела и является эманацией универсального разума. Этот разум, по М., составляет бессмертную часть человеч. существа. М. призывал к познанию закономерностей природы, изучению наук и философии. Ортодоксы иудаизма преследовали М. При помощи инквизиции они в 1234 предали сожжению его книги, а их автора – анафеме. Произведения М. оказывали значит. влияние на развитие схоластики 13–15 вв., а также на развитие евр. философии 16 и 18 вв. Горячим последователем М. был, в частности, Маймон. Лит.: История философии, т. 1, [М. ], 1940, с. 454–57; Гретц Г., История евреев от древнейших времен до настоящего, пер. с нем., т. 7, О., 1906, с. 229–90; ?обенгауз Э., М., его жизнь и деятельность, Тель-Авив, 1956 (на яз. иврит); Beer P., Leben und Wirken des Rabbi Moses ben Maimon, gewohnlich Rambam und Maimonides genannt, Prag, 1834; Вenisсh ?., Two lectures on the life and writings of Maimonides, L., 1847; Geiger ?., Moses ben Maimon, Rosenberg, [s. a. ]; Joel M., Die Religionsphilosophie des Mose ben Maimon, Breslau, 1859; Yellin D. and Abrahams J., Maimonides, Phil., 1903; Moses ben Maimon, sein Leben, seine Werke und sein Einfluss, Bd 1–2, Lpz., 1908–14; Efros I. I., Philosophical terms in the Moreh Nebukim, N. Y., 1924; Nirenstein S., The problem of the existence of God in Maimonides, Alanus and Averroes..., Phil., 1924; Levy L. – G., Maimonide, nouv. ed., P., 1932 (имеется библиография). M. Беленький. Москва. Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия. Под редакцией Ф. В. Константинова. 1960—1970. МАЙМОНИД МАЙМОНИД, Рабби Моше бен Маймон (30 марта 1135/38 Кордова — 13 декабря 1204, Фостат вблизи Каира) — средневековый еврейский богослов и философ. Родился в семье выдающегося ученого раввина рабби Маймона. После захвата города в 1148 альмохадами семья вынуждена была бежать из Кордовы и провела годы в скитаниях по территории Испании, возможно Южной Франции, Северной Африки (Фее). В 1165 Маймонид, проведя полгода в Акко (в то время — государство крестоносцев) и посетив Иерусалим и Хеврон, поселился в Египте в г. Фостат (рядом с Каиром). Здесь он провел жизнь, полную трудов, долгое время был руководителем еврейской общины Египта, а также личным врачом правителя Египта Фосада, а некоторое время и Саладина. Научное наследие Маймонида чрезвычайно обширно и включает работы по логике, философии, галахе (еврейскому религиозному законодательству), медицине. В них затрагиваются вопросы математики, астрономии, психологии, истории и др. Главное философское сочинение — написанный на арабском языке трактат “Путеводитель растерянных” (Далалат аль-Хаирин), наиболее известный в своей ивритской версии (Морэ Невухим). Однако философская проблематика присутствует почти во всех его сочинениях. Уже в юношеские годы он написал логический трактат “Макала фи-синат аль-мантик” (ивр. Маамар милот а-хигайон) — “Основные понятия логики”, где он дает свою рецепцию логики Аристотеля, воспринятой им в первую очередь от Аль-Фараби. Во введениях к его комментарию на Мишну имеется ряд философских фрагментов, в частности “Шмона праким” — посвященное этике и психологии предисловие к трактату Мишны “Азот”. В предисловии к главе Хэлек дается первая формулировка принципов иудаизма (13 догматов). Монументальный 14-томный свод Мишнэ Тора (Повторение Торы), написанный на иврите, представляет собой систематическое изложение иудаизма как единого учения; он открывается “Книгой знания” (Сефер а-мада), посвященной вопросам метафизики, физики, этики, историософии. Философская и религиоведческая проблематика затрагивается и в многочисленных посланиях Маймонида (особенно в “Йеменском послании”, “Послании об астрологии”, “Послании о воскресении мертвых”). Для философии Маймонида характерно сочетание восточного перипатетизма, безусловного признания библейских пророчеств и талмудического учения о единстве мышления и практического поведения (галахи). Он разделяет науки на три группы: теоретические (метафизика и физика), пропедевтические (математика), практические (этика, управление домом, политика). Однако в более поздних его произведениях теоретические науки отождествляются с эзотерическими разделами иудаизма, упоминающимися в Мишне (Хагига, 2,1), метафизика — с наукой о “Колеснице” (см. Меркава, Каббала), а физика — с учением о сотворении мира (Маасэ Берешит). Бог как нематериальная первопричина всего сущего не может иметь положительных определений: его атрибуты носят всецело отрицательный характер. Воздействие Бога на мир осуществляется без посредства каких бы то ни было материальных сил. Природные явления определяются сочетанием материи, формы и “лишенности” (последняя присуща материи и является основной причиной изменчивости форм). Созданный по образу Бога, человек способен к восприятию умозрительного знания через соединение с активным умом. Возникшее вследствие грехопадения воображение, основанное на уподоблении материальным предметам, нарушает изначально присутствующую в человеке способность к чистому познанию. Знания о Боге не могут передаваться публично, ибо общественная коммуникация основана на уподоблении; они могут быть восприняты только индивидуальным усилием разума. Аллегорический язык, на котором излагались библейские пророчества, чтобы их могло воспринять общество, отчасти способствовал возникновению извращенных антропоморфных представлений о Боге. Маймонид детально исследует язык Библии и приходит к выводу, что большинство выражений, указывающих на Бога, имеет многозначный характер, но их истинное значение лишено антропоморфизма. Маймонид критикует философию калама, и в частности, не называя его прямо, учение Саадии Гаона за попытку построить теологию на основе физики (в т. ч. на основе учения о сотворении мира). Ни физика Аристотеля, ни даже Библия в силу своего аллегорического языка не могут дать окончательного ответа на вопрос о сотворенности мира. Сам Маймонид склонялся к креационизму, исходя из этических аспектов иудаизма (свобода выбора, ответственность). В этике Маймонид выделяет ступень “мудреца” (хахам), который избегает крайностей и идет по среднему пути, и ступень “праведника” (хасид), который уклоняется от середины и достигает в служении Богу более высокого уровня. Учение Маймонида вызвало острую полемику среди еврейских мыслителей разных эпох. В 13 в. оно оказало глубокое влияние на латинскую схоластику, особенно на Альберта Великого и Фому Аквинского. В 13—14 вв. оно стало одной из предпосылок возникновения т. н. профетической каббалы рабби Авраама Абулафии. В Новое время учение Маймонида сыграло важную роль в формировании философии Спинозы и М. Мендельсона. Соч.: Maimonides treatise on logic, ed. Israel Efros. N.Y, 1938; Dalalat al-ha irin, arabic text based on S. Munk, ed. IssagarJoel. Jerusalem, 1929; Рамбам (Маймонид), Избр., т. 1-11. Иерусалим, 1990. Лит.: Studies in Maimonides and St. Thomas Aquinas (Bibliotheca Maimonidica), v. 1. N. Y., 1975; Twersky Ts. Introduction to the Code of Maimonides (Mishneh Torah) (Yale Judaica series, v. 22). New Haven, 1980; Hanman D. Maimonides: Torah and Philosophie Quest. Phil., 1986; Maimonides: A Collection of Critical Essays. Notre Dame, 1988; Strauss L. Persecution and the Art of Writing, Chi., 1988; Fox M. Interpreting Maimonides: Studies in Methodology, Metaphysics, and Moral Philosophy (Chicago studies in the history of Judaism). Chi., 1990; Учитель поколений Рамбам, сб. ст. под ред. А. Стриковского. Иерусалим, 1985. И. С. Дворкин Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль. Под редакцией В. С. Стёпина. 2001. Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Философская энциклопедия Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|