ЛЕФЕВР


ЛЕФЕВР
(Lefebvre), Анри (р. 16 июня 1905) – франц. философ, д-р филологич. наук, работает в Нац. центре научных исследований. В прошлом принадлежал к Франц. коммунистич. партии. В этот период им был опубликован ряд работ по диалектич. и историч. материализму, логике, эстетике, истории философии; они способствовали пропаганде идей марксистской философии во Франции, борьбе с бурж. идеологией. Однако уже в этих работах имелись серьезные ошибки, свидетельствовавшие о непонимании Л. ряда важнейших положений марксизма (единство теории и практики, философии и политики, возникновение марксизма как революц. переворот в философии, познание как отражение действительности и др.) и непреодоленном влиянии идеализма. У Л. имелась тенденция к связыванию диалектич. движения только с человеч. деятельностью и отрицанию диалектики природы; главным в марксизме он считал теорию отчуждения и учение о товарном фетишизме. Эти идеи Л. оказали влияние на извращение марксистской диалектики экзистенциалистами (Сартр) и католич. философами (Биго, Кальвез, Шамбр). Ошибочные взгляды Л. неоднократно критиковались марксистами (см., напр., Р. Гароди, Вопросы марксистско-ленинской теории познания, М., 1955). С конца 1956 ошибочное понимание важнейших положений марксистской философии Л. перерастает в ревизионизм: политич. неустойчивость Л., проявленная им в связи с критикой КПСС культа личности Сталина, контрреволюц. мятежом в Венгрии осенью 1956 и усилением атак бурж. идеологов на марксизм, способствовала этому. Л. выступил с обвинениями совр. марксистской мысли в застое, "склерозе"; под предлогом борьбы с догматизмом Л. пришел к отрицанию важнейших положений марксизма (в т.ч. в решении осн. вопроса философии, в теории гос-ва, учении о диктатуре пролетариата и руководящей роли партии); вдохновляясь кантианскими идеями, Л. утверждал, будто тезис о первичности материи по отношению к сознанию – это недоказуемый постулат, а сама материя – нечто непостижимое. Он изображал марксизм как учение, состоящее из нерешенных проблем ("Совр. проблемы марксизма" – "Problemes actuels du marxisme", 1958). Исключенный из ФКП, Л. продолжал эволюционировать в сторону все большего сближения с бурж. идеологией. В кн. "Сумма и остаток" ("La somme et la reste", 1959) Л. полностью порывает с марксизмом, хотя и считает себя чуть ли не "единственным марксистом" современности, и присоединяет свой голос к хору клеветников на коммунистич. движение. Теория отчуждения в ее идеалистич. трактовке, теория практики в ее прагматистском понимании, "теория моментов" (разлагающая человеч. жизнь на лишь внешне связанную последовательность изолированных и недетерминированных моментов – экзистенциалистских "ситуаций") – таков филос. багаж Л. Философия Л. является разновидностью эклектич. идеализма. В политич. плане Л. порвал с освободит. борьбой пролетариата и стал выразителем мелкобурж. анархистских настроений.
Соч.: La conscience mystifiee, P., 1936 (соавтор), Le nationalisme contre les nations, ?., 1937; Hitler au pouvoir. Les enseignements de cinq annees de fascisme en Allemagne, P., 1938; Nietzsche, ?., 1939; L'existentialisme, ?., 1946; Pour connaitre la pensee de Karl Marx, [P. ], 1947; Critique de la vie quotidienne, [5 ed. ], ?, [1947 ]; Descartes, P., [1947 ], A la lumiere du materialisme dialectique I, Logique formelle, logique dialectique, ?, 1947, Diderot, [?., 1949 ], Le materialisme dialectique, [3 ed ], ?., 1949, Contribution a l'esthetique, ?., [1953 ], Pascal, t. 1–2, ?., [1949–1955 ]; A. de Musset, dramaturgue, [P., 1955 ]; Rabelais, ?., [1955 ] Le marxisme, ?., 1956; La pensee de Lenine, [P., 1957 ]; рус. пер. – Введение в эстетику, ?., 1954.
Лит: Садовский H. A, История марксистской философии в кривом зеркале ревизионизма, "Вопр. философии", 1958, No 10; Борев Ю., Против ревизионизма в эстетич. теории [В связи со статьей А. Л. "К революционному романтизму" ], "Иностр. лит.", 1958, No 4; Эфиров С., От ревизии марксизма к буржуазной идеологии, "Проблемы мира и социализма", 1960, No 5; Кузнецов В. Н., Развитие марксистской философии во Франции после второй мировой войны, ?., 1962; Иовчук M. T., Осипов Г. В., О некоторых теоретич. принципах, проблемах и методах социологич исследований, "Вопр. философии", 1962, No 12; Давыдов Ю. Н., А. Л. и его "концепция отчуждения", "Вопр. философии", 1963, No 1; Gаraudу R., La lutte ideologique chez les intellectuels, "Cahiers du Communisme", 1955, No 7–8; Une lettre de Henri Lefebvre a R. Garaudy. Reponse a H. Lefebvre: Sur les fondements ideologique du parti et les problemes de l'unite, там же, No 10; Suret-Canale J., Le marxisme en France et la lutte des classes, там же, 1957, No 11; Garaudy R , A propos d'un livre d'H. L. Initiation au marxisme ou initiation au revisionnisme?, там же, 1958, No 4; Вesse G., Impuissance de revisionnisme, там же, 1959, No 5; Кanapa J., Sur un bulletin de sante du marxisme en France Reponse a H. L., "La Nouvelle Critique", 1957, No 87–88; Seve L., H. L. et la dialectique chez Marx, там же, 1958, No 94; Suret-Canale J., Notes sur la methode d'H. L. devant les problemes actuels du marxisme, там же, No 95; Mury G., Un panorama de la philosophie L'Encyclopedie francaise (Philosophie), "Pensee" 1958, No 78; Seve L., Sur "La somme et le reste" d'H. Lefebvre, в кн. Seve L., La difference, [P. ], 1960.
В. Кузнецов. Москва.

Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия. . 1960—1970.


Просмотров: 891
Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Философская энциклопедия





Другие новости по теме:

  • “ДУХ ПОЗИТИВНОЙ ФИЛОСОФИИ”
  • “ИДЕИ К ФИЛОСОФИИ ИСТОРИИ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА”
  • “ИДЕИ К ФИЛОСОФИИ ПРИРОДЫ КАК ВВЕДЕНИЕ В ИЗУЧЕНИЕ ЭТОЙ НАУКИ”
  • “КРИЗИС ЗАПАДНОЙ ФИЛОСОФИИ (Против позитивистов)”
  • “НАЧАЛА ФИЛОСОФИИ”
  • “НОВЫЕ ИДЕИ В ФИЛОСОФИИ”
  • “О ПЕРВОЙ ФИЛОСОФИИ”
  • “ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ”
  • “ПЕРВОНАЧАЛА ФИЛОСОФИИ”
  • «ВОПРОСЫ ФИЛОСОФИИ И ПСИХОЛОГИИ»
  • «ВОПРОСЫ ФИЛОСОФИИ»
  • «ИДЕИ К ФИЛОСОФИИ ИСТОРИИ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА»
  • «НАЧАЛА ФИЛОСОФИИ»
  • «НИЩЕТА ФИЛОСОФИИ»
  • «ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ»
  • «СКАНДАЛ В ФИЛОСОФИИ»
  • ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ ФИЛОСОФИИ. ВВЕДЕНИЕ
  • Дух позитивной философии
  • ЕДИНСТВО В АРАБО-МУСУЛЬМАНСКОЙ ФИЛОСОФИИ
  • ИДЕИ К ФИЛОСОФИИ ИСТОРИИ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА
  • ИНСТИТУТ ФИЛОСОФИИ
  • ИСТОРИЯ ФИЛОСОФИИ
  • ИСТОРИЯ ФИЛОСОФИИ
  • ИСТОРИЯ ФИЛОСОФИИ
  • ИСТОЧНИКОВЕДЕНИЕ В ИСТОРИИ ФИЛОСОФИИ
  • ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ
  • ПО ТУ СТОРОНУ ДОБРА И ЗЛА. ПРЕЛЮДИЯ К ФИЛОСОФИИ БУДУЩЕГО
  • СКАНДАЛ В ФИЛОСОФИИ
  • СКАНДАЛ В ФИЛОСОФИИ
  • вера в теории познания и философии науки



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь