Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/init.php on line 69 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/init.php on line 69 Warning: strtotime(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/academicru/academicru_news.php on line 46 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/academicru/academicru_news.php on line 47 Warning: strtotime(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/academicru/academicru_news.php on line 49 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/academicru/academicru_news.php on line 50 ЛЬЮИС Кларенс Ирвинг



ЛЬЮИС Кларенс Ирвинг


ЛЬЮИС Кларенс Ирвинг
(Lewis) (1883—1964) — амер. логик и философ. Проф. философии в Гарвардском ун-те. В 1912 высказал идею, что классическая логика, использующая понятие материальной импликации, должна быть заменена более совершенным описанием логического следования. Тем самым в современной (математической) логике была поставлена проблема адекватной теории логического следования, не решенная до настоящего времени. В качестве выражения, более соответствующего обычному значению слова «имплицирует», Л. предложил строгую импликацию, означающую выводимость одного высказывания из др. и избегающую парадоксов материальной импликации. Строгая импликация определяется как логически необходимая материальная импликация. В 1920 Л. и Я. Лукасевич вводят в современную логику тему модальностей, активно обсуждавшуюся еще Аристотелем и средневековыми логиками. Но если Лукасевич понимает возможность онтологически, или прогностически (возможно то, для отсутствия чего в будущем сейчас нет причины), то Л. описывает логическую возможность (возможно всякое высказывание, не являющееся внутренне противоречивым). Л. подчеркивает, что абстрактная система не является «логикой» до тех пор, пока она не получает содержательно оправданной логической интерпретации.
В эпистемологии Л. предлагает свою версию прагматизма, называемую им концептуалистическим прагматизмом и соединяющую эмпиризм с философией И. Канта: 1) априорная истина является определимой по своей природе и проистекает исключительно из анализа понятий; 2) выбор концептуальных систем для приложения к конкретным эмпирическим данным является прагматическим; 3) опытом в общем случае являются такие данные, концептуальная интерпретация которых предположительно не может быть иной.
Л. разрабатывалась теория значения имен (понятий), призванная заменить упрощенную теорию имен Г. Фреге. Заметный вклад Л. внес также в современную теорию ценностей.
Работы Л. существенно сказались на развитии современных логических и филос. исследований в США. «Льюис оказал на Куайна громадное влияние, — говорит Д. Дэвидсон. — Льюис соединял интерес к логике с некоторой смесью британского эмпиризма и Канта, к которым он ухитрился добавить большую дозу американского прагматизма... Льюис был учеником Канта и крупным самостоятельным эпистемологом. Совершенно очевидно, что соединение Канта с прагматизмом восходит к Дьюи...» Дэвидсон усматривает определенное историческое движение от неокантианской немецкой философии к прагматизму, когда они были соединены в работах Дьюи и, до некоторой степени, Пирса. Затем это было усвоено Льюисом и далее Куайном.

Философия: Энциклопедический словарь. — М.: Гардарики. . 2004.


ЛЬЮИС Кларенс Ирвинг
(Lewis), (р. 1883) – амер. логик и близкий к прагматизму философ. Длит. время преподавал в Гарвардском и Станфордском ун-тах. В гносеологии Л., испытавший большое влияние Пирса, выдвинул теорию "концептуалистич. прагматизма", в к-рой соединил элементы прагматизма и свое, трудно совместимое с последним, истолкование системного, логически организованного знания; в ней он сознательно проводил т. зр. дуалистического противопоставления общих понятий, как чисто логических абстракций, потоку "сырых фактов опытных данных", а также, соответственно, аналитического, формального, абсолютно истинного знания всегда только вероятным эмпирич. истинам. Знание путем непосредств. ознакомления, по Л., невозможно, оно всегда предполагает выводной элемент и, следовательно, категориальную сеть, без к-рой нельзя схватить истину опыта. Эта сеть "критериев категориального классифицирования и истолкования", по Л., – априорна. Однако Л. отвергает традиционное, кантовское понимание априорного и истолковывает "априорную истину" как дефинитивную и находимую только из анализа понятий (образец – математика). Дефиниция же может быть бесполезной, но не ложной. Именно в силу дефинитивности основоположений системного знания возможно, по Л., неогранич. множество различных "концептуальных систем", различных "способов упорядочения". Выбор среди них и является сферой действия прагматич. или инструмент. критерия. Именно здесь, по Л., развертывается вся драма познават. деятельности людей.
Логич. работы Л. посвящены в основном разработке модальной логики и ее применению к формализации логич. следования, а также вопросам логич. семантики. Еще в 1912 Л. указал на несоответствие материальной импликации обычному понятию логич. следования и предложил идею импликации, основанной на модальном понятии возможности (строгая импликация). В соч. "Очерк символич. логики" ("A survey of symbolic logic", 1918) и "Символич. логика" ("Symbolic logic", 1932, совместно с Лэнгфордом) разработал ряд исчислений, содержащих понятие строгой импликации (в соч. 1932 имеется пять различных "исчислений строгой импликации"), использующих модальный оператор "возможно" (и производные операторы "невозможно", "необходимо" и т.п.).
В кн. "Анализ знания и оценки" ("An analysis of knowledge and valuation", 1946) Л. уделил осн. внимание определению значения и аналитич. истинности (истинности, опирающейся только на значения). Идеи Л. оказали значит. влияние на развитие логики.
Соч.: Implication and the algebra of logic, "Mind", 1912, new series, v. 21, No 84; The pragmatic element in knowledge, Berkley, 1926; The modes of meaning, "Philos. and Phenomenol. Res.", 1943–44, v. 4; Mind and the worldorder, [new ed. ], ?. ?., [1956 ]; Our social inheritance, Bloomington, [1957 ].
Лит.: Карнaп P., Значение и необходимость, пер. с англ., М., 1959; Wright G. H. von, Essay in modal logic, [Amst. ], 1951.
Г. Батищев, Д. Лахути. Москва.

Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия. . 1960—1970.


Просмотров: 1087
Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Философская энциклопедия





Другие новости по теме:

  • АНАЛИТИКА ПОНЯТИЙ
  • Импликация Материальная -
  • Исчисление понятий
  • ЛОГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА ФИЛОСОФИЯ
  • ЛЬЮИС
  • ЛЬЮИС
  • ЛЬЮИС Джордж
  • ЛЬЮИС Джордж Генри
  • ЛЬЮИС Кларенс
  • МОРГАН Льюис Генри
  • Мартинес Систач, Льюис
  • ПОНЯТИЙ ФОРМИРОВАНИЕ
  • ПРОМИТТОР Планета, к которой может быть определена дирекция сигнификатора, в результате чего образуется аспект между прогрессивным положением сигнификатора и положением при рождении промиттора, обещающий определенные события или условия, соответствую
  • Предмет знания. Об основах и пределах отвлеченного знания
  • СИМВОЛИКА ПОНЯТИЙ
  • Социология психологического знания (sociology of psychological knowledge)
  • ТРОН Некоторые астрологи, более склонные к преувеличению, чем к точному соответствию и ясности, говорят о планете на троне, если она находится в знаке, которым управляет. В более древнем и более логичном варианте это планета, расположенная в той част
  • Усвоение понятий и развитие (conceptual learning and development)
  • ФИГУРА Фигура, также карта, схема, тема, зеркало небес, гороскоп - условное изображение состояния неба (т. е. астрологически значимых астрономических факторов) в данный момент времени. Наиболее значимые в большинстве систем факторы, так или иначе отр
  • ФОРМИРОВАНИЕ НАУЧНОГО ДУХА: ВКЛАД В ПСИХОАНАЛИЗ ОБЪЕКТИВНОГО ЗНАНИЯ
  • Чандра-Канта
  • Что значит быть летучей мышью?
  • Является ли знанием истинное и обоснованное мнение?
  • значения теории
  • импликация материальная
  • логического анализа философия
  • парадоксы импликации
  • парадоксы импликации
  • полнота логических исчислений
  • строгая импликация



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь