|
ЛУРИЯЛУРИЯ (Loria) Ицхак бен Шломо, по прозвищу Ари («Лев») (1534—1572) — евр. философ-каббалист, совмещавший в себе черты равви-книжника, цадика-праведника и мистика-визионера. Л. не пожелал закрепить свою доктрину в письменном виде, за него это сделали ученики, составившие различные компиляции идей и изречений философа; самая известная из них — «Восемь врат» («Шмона шераим») X. Витала (нач. 17 в.). Л. близок по строю мыслей к гностикам: космический процесс, по его мнению, протекает в интенсивно драматической форме. Космогония Л. основана на толковании Зохара, но содержит элементы, которые отсутствуют в этом основополагающем труде каббалы. Она зиждется на учении о цимцум, т.е. «сжатии», процессе самоумаления Бога, ведущем к высвобождению некоего пространства, в пределах которого стало возможно сотворение мира. Л. понимает этот процесс как «изгнание», ссылку Богом Самого Себя в глубочайшее уединение. Это не акт откровения, а подвиг самоограничения, добровольная жертва. Лишь благодаря ей могло осуществиться проявление Бога как Творца; тем самым космический процесс оказывается двунаправленным. Л. разработал также учение о швират-ха-келим, т.е. «сокрушении сосудов», космической катастрофе, последовавшей за сотворением Адама Кадмона, Первоадама, от главы которого хлынул мощный поток света, расколовший и растрескав-ший большую часть сефирот, божественных каналов, связывавших Творца и его творение. Их осколки превратились в «скорлупы» (клиппот), субстанцию ситра ахра, темных сил, а также послужили источником существования грубой материи. «Сокрушение сосудов» было вызвано необходимостью очищения сефирот посредством удаления «скорлуп», после чего зло обособилось и обрело реальность в низшем из миров, Асия. Как семя должно лопнуть, чтобы обрести росток и цвет, так и сефироты должны были разбиться, дабы божественный свет, «космический росток», мог исполнить свое назначение. Из всего этого проистекает третий раздел лурианской мысли — доктрина о тик-кун, процессе космического восстановления и воссоединения того, что было приведено в расстройство и разъединение в результате «сокрушения сосудов». Еще одна важная тема мистической философии Л. — гилгул, «круговращение душ». Моральная цель разработки этой проблемы — поднять дух человека, оказавшегося в галгут, историческом изгнании, пресуществив его в символ изгнания души, схожего с тем, которое претерпел Бог. Лурианский гилгул выступает как всеобщий закон Вселенной, а не как средство наказания нечестивых душ. Переселение — не столько воздаяние, сколько возможность души продолжить подвиг самоосвобождения. Лурианские идеи прослеживаются во всем последующем развитии спекулятивной каббалы, они оказали влияние на становление восточноевропейского хасидизма, их отблеск сквозит в умозрительных построениях Я. Бёме и Р. Фладдэ, а также в творчестве таких писателей, как Г. Майринк, Д. Форчун, Д. Андреев. Философия: Энциклопедический словарь. — М.: Гардарики. Под редакцией А.А. Ивина. 2004. ЛУРИЯ Александр Романович (р. 1902) – сов. психолог, д-р педагогич. наук (по психологии, с 1937), д-р мед. наук (с 1943), действит. член АПН РСФСР (с 1947), проф. Моск. ун-та. Окончил Казанский ун-т по фак-ту обществ. наук (1922) и 1-й Моск. мед. ин-т (1937). Занимается проблемами нормальной, генетич. и патологич. психологии и психологич. анализом мозговых поражений. Соч.: Этюды по истории поведения, М.–Л., 1930 (совм. с Выготским Л. С.); Речевые реакции ребенка, в кн.: Речь и интеллект в развитии ребенка, т. 1–2, М., 1927–30; The nature of human conflicts or emotion, conflict and will, N. Y., 1932; Травматич. афазия, M., 1947; Восстановление функций мозга после военной травмы, М., 1948; Очерки психофизиологии письма, М., 1950; Речь и развитие психич. процессов у ребенка, М., 1956 (совм. с Юдович Ф. Я.); Нек-рые проблемы изучения высшей нервной деятельности нормального и аномального ребенка, в сб.: Проблемы высшей нервной деятельности нормального и аномального ребенка, т. 1–2, М., 1956–58; The role of speech in the regulation of normal and abnormal behaviour, L., 1961; Высшие корковые функции человека и их нарушения при локальных поражениях мозга, М., 1962; Мозг человека и психич. процессы, М., 1963. Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия. Под редакцией Ф. В. Константинова. 1960—1970. ЛУРИЯ ЛУРИЯ Ицхак (1534, Иерусалим — 1572, Цфат, Палестина) — еврейский философ, представитель каббалы, соединял в себе черты равви-книжника, цадика-праведника и мистика-визионера. В юности провел семь лет отшельником в египетской пустыне. Личность Лурии произвела на его учеников столь сильное впечатление, что уже через тридцать лет после его смерти появилось своего рода “житие” учителя, где наряду с достоверными сведениями содержалось множество легенд. Обладавший не меньшей ученостью, чем его собра тья, он тем не менее не пожелал закрепить свою доктрину в писаном виде. Ученики составили различные компиляции его идей и изречений, самая известная из них — “Шмон а шераим” (“Восемь врат”) — принадлежит Хаиму Виталу (нач. 17 в.). По строю своих мыслей Лурия близок к гностикам: космический процесс, по его мнению, протекает в интенсивной драматической форме. Космогоническая система Лурии основана на толковании книги “Зогар”, но содержит в себе элементы, которые отсутствуют в этом основополагающем труде каббалы. Она зиждется на учении о цимцум, т. е. “сжатии”, — процессе самоумаления Бога, ведущем к высвобождению некоего пространства, в пределах которого стало возможным сотворение мира. Лурия обозначает этот процесс как “изгнание”, ссылку Богом Самого Себя в глубочайшее уединение. Цимцум — не акт откровения, а подвиг самоограничения, благодаря которому Бог смог проявить себя как Творец; тем самым космический процесс оказывается двунаправленным. Лурия разработал также учение о швират хакелим, т. е. “сокрушении сосудов”, космической катастрофе, последовавшей за сотворением Адама Кадмона, Первоадама, от главы которого хлынул мощный поток света, расколовший или растрескавший большую часть сефирот, божественных сосудов, по которым изливается в мир энергия Творца. Их осколки превратились в “скорлупы” (клиппот), субстанцию ситра ахра — темных сил, а также послужили источником существования грубой материи. “Сокрушение сосудов” было связано с необходимостью очищения сефирот посредством удаления “скорлуп”, после чего зло обособилось и обрело реальность в низшем из миров, Асия. Как семя должно лопнуть, чтобы обрести росток и цвет, так и божественные сосуды должны были разбиться, дабы божественный свет, “космический росток”, мог исполнить свое предназначение. “Очищенные” сефироты стали “ликами” (парцуфим); если бы эти “лики” были созданы изначально, в мире не было бы зла, а стало быть, возможности творить добрые дела. Из всего этого проистекает третий раздел лурианской мысли — доктрина о тиккун, процессе космического восстановления и воссоединения того, что было приведено в расстройство и разъединение в результате швират ха-келим. Еврейская история, по мнению Лурии, — это отражение описанных надмирных событий. Разрушение иерусалимского Храма соответствует “сокрушению сосудов”, а рассеяние еврейского народа — рассыпавшимся во тьме искрам божественного света. Четвертая основная тема мистической философии Лурии — “круговращение душ”, гилгул. Моральная цель разработки этой проблемы — поднять дух человека, оказавшегося в галгут, историческом изгнании, пресуществив галгут в символ изгнания души, схожего с тем, которое претерпел Бог в процессе цимцум. Лурианский гилгул выступает как всеобщий закон вселенной, а не как средство наказания нечестивых душ. Переселение — не столько воздаяние, сколько предоставление душе возможности продолжить труд самоосвобождения. Лурианские идеи прослеживаются во всем дальнейшем развитии каббалы; они, в частности, подготовили почву для возникновения саббатианства, а затем и хасидизма. Их воздействие ощущается в умозрительных построениях Я. Бёме, Р. Фладда, о. П. Флоренского и других хрисгианских мыслителей, вдохновлявшихся каббалистической философией, а также в творчестве таких писателей, как Г. Майринк, Д. Форчун, Д. Андреев. Соч.; Sefer Sede ha-Ari. Amst., 1720; Isaax Loriah. Traite des Revolutions des Ames. P., 1905. Лит.: Шо.км Г. Основные течения в еврейской мистике, т. 2. Иерусалим, 1993, с. 57-111; Schalem G. La Kabbale et sa symbolique. P., 1975. Ю. Н. Стефанов Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль. Под редакцией В. С. Стёпина. 2001. Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Философская энциклопедия Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|