|
ИТАЙИТАЙ (от искаженного произношения англ. ether – эфир) – понятие единой материальной субстанции мира, вошедшее в историю кит. философии нового времени. Это понятие заменило традиц. конфуцианские категории ци, тайцзи и др. Впервые материалистич. трактовку понятие И. получило в соч. кит. философа Тань Сы-туна. Концепцию И. как бесформенной, всезаполняющей первоматерии использовал также Сун Ят-сен для объяснения происхождения и развития мира. В наст. время термин "И." употребляется в Китае лишь естествоиспытателями для обозначения физич. понятия "эфир". Лит.: Сенин H. Г., Сунь Ят-сен – великий китайский революционер-демократ, М., 1956; его же, Прогрессивные мыслители Китая конца XIX в., М., 1958; Сун Ят-сен, Сунь Чжун-шань сюань цзи (Учение Сунь Вэня, Избр. произв., ч. 1), Пекин, 1956; Тань Сы-тун, Жэнь сюэ (Учение о гуманности), Пекин, 1958. Н. Сенин. Москва. Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия. Под редакцией Ф. В. Константинова. 1960—1970. ИТАЙ ИТАЙ (кит. — эфир) — категория, которой оперировали китайские мыслители кон. 19 — нач. 20 в. Заимствованное из европейских естественных наук и философии, в Китае это понятие претерпело существенные изменения. Кан Ювэй трактовал “итай” как этическое начало, “гуманность” (жэнь) и “сострадание” (бу жэнь). Сунь Ятсен видел в итае творящий хаос, который “в своем движении порождает электроны; электроны, сгущаясь, создают элементы; элементы, соединяясь, создают материю; материя, собираясь воедино, создает планету”. В системе идей Тань Сытуна итай — основополагающее понятие, не имеющее четких дефиниций и раскрываемое через множество близких, но не тождественных характеристик. Важнейшие его атрибуты — вечность и несотворенность. Сфера его распространения не имеет предела: итай существует в микро- и макромирах, в явлениях реальной жизни и в надмировом абсолюте — “едином первоначале” (и юань). Итай многофункционален, он одного порядка с “чувством”, “разумом” и понятием “дянь” (момент наивысшего напряжения сил инь ян; переводится также как “электрон”, “электричество”). Итай — это импульс развития и реальная основа мира; из него “рождаются миры, возникает пустота и появляется все живое”. Он выступает как условие единства мира, некий наполнитель, “склеивающий” отдельные явления: “Итай, все склеивая, [приводя] в соответствие, связывая, наполняет [собой] отдельные вещи”. Он удерживает все предметы и явления в равновесии, препятствует не только их распаду, но и слиянию. Его действие распространяется и на общество, и на космические явления, и на тело человека. Тань Сытун тем не менее не наделял итай свойствами первоначала. Если итай разлит повсюду и условно его можно изобразить в виде лишенной иерархичности субстанции, то “единое первоначало” предполагает иерархию, которую оно же и венчает. Через “единое первоначало” итай соотносится со своим коррелятом — “гуманностью”. Все характеристики итая распространяются на “гуманность”, приобретая этическую окраску. Через “гуманность” итай и его свойства проецируются на общество и его законы. Е. Ю. Стабурова Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль. Под редакцией В. С. Стёпина. 2001. Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Философская энциклопедия Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|