|
ДЕБОЛЬСКИЙДЕБОЛЬСКИЙ Николай Григорьевич [16 (28) ноября 1842 – 26 февр. 1918] – рус. философ-идеалист, переводчик на рус. яз. "Науки логики" Гегеля (1916). Окончил горный ин-т и естеств. фак-т Петербургского ун-та. Был преподавателем метафизики, логики и психологии в Петерб. духовной академии. Один из учредителей (1897) Филос. об-ва в Петербурге. В молодости взгляды Д. содержали нек-рые материалистич. тенденции, позже он перешел к позитивизму, но не остановился и на нем. В работах "Введение в учение о познании" (1870), "О диалектическом методе" (1872), "Философия будущего. Соображения о ее начале, предмете, методе и системе" (1882), "О высшем благе или о верховной цели нравственной деятельности" (1886) Д. излагал "свою" систему объективно-идеалистич. толка. При ее создании Д. испытал сильное влияние Канта, затем – Гегеля. Осн. соч. Д. – "Философия феноменального формализма" (вып. 1–2, 1892–95; из трех предполагаемых частей – метафизика, философия природы и этика – написана и опубликована только 1-я). В нем Д. утверждал, что Гегель, отождествив абс. (по терминологии Д. – Верховный) разум с человеческим, унизил бога. В борьбе с материализмом и марксизмом Д. пытался видоизменить учение Гегеля. По Д., только абс. ум является первопричиной вещей; поскольку мышление есть формирующее начало, формализм индивидуального ума выступает как одно из проявлений формализма абс. ума. Отсюда и название системы Д. – "феноменальный формализм", в к-ром Д. видел окончат. философию, подготовленную всем предшествующим развитием филос. мысли. Д. принадлежит ряд соч. по педагогике. Лит.: Ланге H. H., Философия феноменального формализма Н. Г. Дебольского, ст. 1, "Ж. М-ва народного просвещения", СПБ, 1900, 7-е десятилетие, ч. 328, апрель. Б. Сафронов. Москва. Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия. Под редакцией Ф. В. Константинова. 1960—1970. ДЕБОЛЬСКИЙ ДЕБОЛЬСКИЙ Николай Григорьевич [16 (28) ноября 1842, Петербург—26 февраля 1918, там же] —русский философ и педагог. Родился в семье священника и богослова Г. С. Дебольского. Учился в Горном институте и Петербургском университете, окончив последний со степенью кандидата естественных наук. Читал лекции по педагогике на Высших педагогических курсах, в Петербургской духовной академии (1882—87) вел курсы метафизики, логики и психологии. Один из основателей Петербургского фило софского общества (1897). Переводчик на русский язык “Науки логики” Гегеля (ч. 1—2, 1916). Кроме того, ему принадлежат перевод “Руководства к воспитанию и учению” Ф. Бенеке, серия статей для “Педагогического сборника военно-учебных заведений” (“Обзор русских переводных философских сочинений, имеющих связь с вопросами педагогики”, “Психология Герберта Спенсера”, “Очерк истории новой английской философии”, “Немецкая философия за последние 50 лет”, “Философские основы нравственного воспитания”, “Вопрос о происхождении человека”), статьи для периодического издания “Семья и школа”. Наиболее полно собственное философское мировозерцаиие выразил в трактате “Философия феноменального формализма” (в. 1—2, 1892—95), где делается вывод о принципиальном различии между божественным абсолютным духом, углубленным в содержание бытия, познающим объекты в себе, и ограниченным умом человека, получающим доступ только лишь к формальной стороне абсолютного духа, посредством чего и обретающим способность к пониманию явлений. Несмотря на репутацию русского гегельянца (статья “Логика Гегеля в ее историческом основании” в “Журнал министерства народного просвещения”, 1912, № 8; книга “О диалектическом методе”, 1872), в содержательном плане философское учение Дебольского тяготело более к Канту. Философия бывает либо эмпирической, либо метаэмпирической. В последнем случае возможен или метафизический реализм (первую причину характеризуют признаками, взятыми из содержания нашего познания), или формализм (когда руководствуются одними логическими формами). Последний выражается в различных формах: критический формализм Канта, субъективный формализм Фихте, абсолютный формализм Гегеля. Завершением философского творчества Дебольского была статья “Безусловный скептицизм как средство оздоровления философии” (“Журнал министерства народного просвещения”, 1914, № 1—4). Безусловный скептицизм, сомневающийся даже в собственном сомнении, является, по Дебольскому, освобождением мысли от всяческого догматизма, который стоит на пути новой философии. Источник такого скептицизма коренится в том, что познание как акт сознания может иметь своим предметом только отдельные состояния последнего. В своих эстетических взглядах близок к Гегелю. Прекрасное понимает как сверхчувственную реальность, выраженную в чувственном образе. Соч.: Введение в учение о познании. СПб., 1870; Философия будущего. Соображение о ее начале, предмете, методе и системе. СПб., 1882; Лекции по метафизике. СПб., 1884; О высшем благе, или О верховной цели нравственной деятельности. СПб., 1886; Понятие красоты.—“Журнал министерства народного просвещения”, 1898, № 8; Об этическом идеале.—“Вопросы философии и психологии”, 1900, ноябрь-декабрь. Лит.: Асмус В. Ф. Консервативное гегельянство второй половины 19 в.—В кн.: Гегель и философия в России. М., 1974; Зеньковскии В. В. История русской философии. Л., 1991, т. 2, ч. 1; Лососий И. О. История русской философии. М., 1991; Абрамов A. If. Кант в русской духовно-академической философии.—В кн.: Кант и философия в России. М., 1994. А. И. Абрамов Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль. Под редакцией В. С. Стёпина. 2001. Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Философская энциклопедия Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|