ВОЛЬФ Каспар Фридрих


ВОЛЬФ Каспар Фридрих
(Wolff), (18 янв. 1734 – 22 февр. 1794) – естествоиспытатель, один из творцов учения о развитии организмов. Получил образование в Мед.-хирургич. коллегии в Берлине (1753–55) и в ун-те в Галле (1755–59). В докторской диссертации "Теория зарождения" ("Theoria generationis", 1759) выступил с обоснованием учения об эпигенезе – развитии организмов путем новообразования. Идеи диссертации В. развил в одноименном трактате ("Theorie von der Generation...", 1764). Встретив оппозицию своим взглядам со стороны реакц. профессуры, В. принял в 1767 приглашение Петерб. АН занять кафедру анатомии и уехал из Германии. Вскоре он опубликовал в "Комментариях" (Петерб. АН) свой осн. труд – "Об образовании кишечника у цыпленка" ("De formatione intestinorum", 1768–69). В трактате "О своеобразной и существенной силе растительной и животной субстанции" ("Von der eigentumlichen und wesentlichen Kraft der vegetabilischen, sowohl als auch der animalischen Substanz", 1789) В. продолжал обосновывать свое учение.
На основе изучения процессов развития цветка растений и куриного зародыша В. доказал ложность господствовавшего длительное время преформизма, к-рый отрицал развитие организмов и утверждал изначальное их "предобразование" в зачатках живых существ; этим опровергались и креационистские (см. Креационизм) выводы из этого учения. Это дало основание Ф. Энгельсу заявить, что "К. Ф. Вольф произвел в 1759 г. первое нападение на теорию постоянства видов, провозгласив учение об эволюции" ("Диалектика природы", 1955, с. 11). Работы В. положили начало учению о метаморфозе растений (разработанному впоследствии Гёте) и науч. изучению эмбрионального развития животных.
Теоретич. обоснование своего учения В. давал, обращаясь к антимеханистич. динамич. концепциям, получившим распространение под влиянием идей Лейбница, и к учению о всемирном тяготении Ньютона. Для объяснения процессов развития организмов В. выдвинул некую "существенную силу" (vis essentialis), определяющую передвижение в развивающихся частях жидких "соков" и образование из них "пузырьков" и "клеточек". На этом основании В. часто причисляли к виталистам (см. Витализм). Однако детальный анализ воззрений В., проведенный сов. учеными, показал, что его представления являлись попыткой дать динамич. (основанное на силах, присущих самим телам) объяснение процессам роста и развития по аналогии с силой притяжения.
Соч.: Теория зарождения, [М.], 1950.
Лит.: Гайсинович ?. ?., ?. ?. Вольф и учение о развитии, в кн.: Вольф К. Ф., Теория зарождения, [M.], 1950, с. 363–482; Райков Б. Е., Русские биологи-эволюционисты до Дарвина, т. 1, М.–Л., 1952, с. 106–93; Бляхер Л. Я., История эмбриологии в России (С середины XVIII до середины XIX века), М., 1955, с. 21–68; Usсhmann G., Caspar Friedrich Wolff. Ein Pionier der modernen Embryologie, Lpz.–Jena, 1955.
А. Гайсинович. Москва.

Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия. . 1960—1970.


Просмотров: 1890
Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Философская энциклопедия





Другие новости по теме:

  • ВОЛЬФ
  • ВОЛЬФ
  • ВОЛЬФ
  • ВОЛЬФ Вильгельм
  • ВОЛЬФ Панкратиус
  • ВОЛЬФ Христиан
  • Вольф (Wolff) Христиан
  • Вольф Христиан
  • Вольф, Христиан фон / Wolff, Christian von
  • ЗАВИСИМОГО РАЗВИТИЯ ТЕОРИЯ
  • ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ
  • Когнитивные стили учения (cognitive learning styles)
  • Мерлин Вольф Соломонович
  • Мерлин Вольф Соломонович
  • СТРАТЕГИЯ ИЗУЧЕНИЯ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
  • Сознательность Учения
  • ТЕОРИЯ ЗАВИСИМОГО РАЗВИТИЯ
  • ТЕОРИЯ ПСИХОСОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ
  • ТЕОРИЯ РАЗВИТИЯ ВОСПРИЯТИЯ ПУТЕМ ФОРМИРОВАНИЯ ПЕРЦЕПТИВНЫХ ДЕЙСТВИЙ
  • Теория Психического Развития Вернера
  • Теория Развития Эриксона
  • Теория Раннего Концептуального Развития
  • еретические учения
  • сознательность учения
  • теория развития вероятностная
  • теория развития группового
  • теория развития стохастическая
  • теория развития функциональная
  • теория развития эволюционная
  • три учения



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь