ВАГНЕР Рихард


ВАГНЕР Рихард
(Wagner), (22 мая 1813 – 13 февр. 1883) – нем. композитор-драматург и эстетик. В 30-х гг. учился в Лейпцигском ун-те. В 40-х гг. В. примкнул к революц. движению, участвовал в майском восстании 1849 в Дрездене. После поражения революции бежал в Швейцарию, где написал осн. теоретич. работы: "Искусство и революция" (1849, рус. пер. 1918), "Художественное произведение будущего" (1850, рус. пер. – "Русская музыкальная газета", 1897, No 13, 5–8, 1898, No 1, 3, 10), "Опера и драма" (1852, рус. пер. 1906) и др. В этих работах сказывается влияние философии и этики Фейербаха, отчасти анархизма Бакунина. Эстетические принципы изложены в основном труде В. "Опера и драма". Музыка – искусство правдивого выражения человеческих чувств; мелодия воспроизводит внутренний мир народа. Музыканты должны приблизиться к народной песне, к-рой свойственно единство мелодии и поэтического слова. Поэзия же достигает высшего совершенства в нар. мифах. Гармонич. синтез иск-в, достигнутый антич. Грецией, давно утерян. Власть капитала и христ. церкви, "страшная безнравственность социальных учреждений" – причины вырождения иск-ва оперы и драмы. Художеств. единство будет достигнуто лишь с падением гос-ва и заменой христианства новой религией человеч. любви. Идеальная опера будет питаться из нар. мифотворчества. Это будет иск-во будущего, к-рое поднимется "на плечах великого социального движения" и будет "принадлежать всем людям". Призвание художника – преодолеть посредством иск-ва существующую форму общения, заменить "эгоистическую" связь индивидов связью, основанной на непосредств. "чувственном" взаимопонимании и братстве свободных людей. В. полагал, что именно "произведение искусства будущего" и его творец – художник, сыграют гл. роль в утверждении нового обществ. порядка. При всем идеализме и утопичности эти работы В. сыграли положит. роль в его творчестве: "Тангейзер" раскрыл конфликт христианско-церк. морали и чувственной, земной, мирской природы человека. В "Лоэнгрине" воплощено, по словам самого В., "трагическое положение художника в современной жизни" ("К друзьям моим" – "Eine Mitteilung an meine Freunde", 1851). В "Мейстерзингерах" воспет идеал нар. иск-ва.
В сер. 50-х гг. в мировоззрении В. наступил перелом. В. обратился к пессимистич. философии Шопенгауэра, позже – Ницше и Гобино, отрекся от революции и, вернувшись в Германию в 1861, перешел к защите великогерманских и религ. взглядов. В "Государстве и религии" ("Uber Staat und Religion", 1864) искусство провозглашается "сознательно-иллюзорной" областью, уводящей человека от реальности, в то время как в религиозных представлениях ему якобы открывается полная и чистая истина. В "Бетховене" (1870, рус. пер. 1911) В. объявляет творчество композитора ясновидением. В "Религии и искусстве" ("Religion und Kunst", 1880) он пытается доказать "бренность мира", "вырождение" человечества, осуждает материализм, а спасение видит в идеализме Шопенгауэра и "истинной" религиозности. В творчестве В. появляются реакционно-романтич. черты. "Кольцо Нибелунгов" проникнуто глубоким пессимизмом. В интерпретации нар. мифов В. отошел от историч. правды. Отсюда – суровая критика Вагнера Марксом и Энгельсом (см. Соч., т. 16, ч. 1, 1937, с. 22–23, прим.). Вместе с тем образ героя Зигфрида – освободителя людей от власти золота, сохранил черты антикапиталистического замысла 40-х гг. Ложные воззрения, сложившиеся у В. в последнее тридцатилетие его жизни, не раз были использованы реакц. силами для односторонне-тенденциозной интерпретации его творчества и для пропаганды герм. шовинизма. Лучшее в муз. и теоретич. наследии В. вошло в сокровищницу нем. и мировой культуры.
Соч.: Gesammelte Schriften und Dichtungen, Bd 1–10, Lpz., 1871–83; 6 Aufl., Bd 1–16, Lpz., 1912–14; соч. в рус. пер. – Моя жизнь. Мемуары, т. 1–4, [СПБ], 1911–12; Избранные статьи, М., 1935.
Лит.: Гачев Д., Вагнер и Фейербах, "Сов. музыка", 1934, No 7; Лиштанберже ?., Рихард Вагнер как поэт и мыслитель, М., 1905; Dinger ?., Richard Wagners geistige Entwicklung; Luck R., Richard Wagner und Ludwig Feuerbach, Breslau, 1905; ?oos P., Richard Wagner als Estethiker, В., 1906; Muller G. H., Richard Wagner in der Mai-Revolution 1849, Dresden, 1919; Frommel G., Der Geist der Antike bei R. Wagner, В., 1933.
К. Розеншильд. Москва.

Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия. . 1960—1970.


Просмотров: 1273
Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Философская энциклопедия





Другие новости по теме:

  • "ГОСУДАРСТВО И РЕВОЛЮЦИЯ. Учение марксизма о государстве и задачи пролетариата в революции"
  • "ИСКУССТВО ДЛЯ ИСКУССТВА"
  • "ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ БУДУЩЕГО"
  • «ИСКУССТВО ДЛЯ ИСКУССТВА»
  • «ОСНОВНОЕ ПОЛОЖЕНИЯ ФИЛОСОФИИ БУДУЩЕГО»
  • «РУЧНОЙ ОРАКУЛ И ИСКУССТВО МИРОВОЙ МУДРОСТИ»
  • Авенариус Рихард / Avenerius, Richard
  • ВАГНЕР Владимир Александрович
  • ВАГНЕР Габриель
  • Вагнер Владимир Александрович
  • Вагнер Владимир Александрович
  • Грегори Ричард / Gregory, Richard L.
  • ЕДИНСТВО В АРАБО-МУСУЛЬМАНСКОЙ ФИЛОСОФИИ
  • ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО И МИФОЛОГИЯ
  • ИСКУССТВО
  • Искусство
  • Краффт-Эбинг (Krafft-Ebing) Рихард Фрайхерр фон
  • Краффт-Эбинг Рихард Фрайхерр Фон
  • Краффт-Эбинг, Рихард фон / Krafft-Ebing, Richard von
  • Лазарус Ричард С. / Lazarus, Richard S.
  • ПО ТУ СТОРОНУ ДОБРА И ЗЛА. ПРЕЛЮДИЯ К ФИЛОСОФИИ БУДУЩЕГО
  • Поэтическое искусство
  • РИХАРД ИЗ СЕН-ВИКТОРА
  • РУЧНОЙ ОРАКУЛ И ИСКУССТВО МИРОВОЙ МУДРОСТИ
  • Страхи людей на разных этапах жизни (fears throughout the life span)
  • Томпсон Ричард / Thompson, Richard F.
  • Эвальд Джулиус Ричард / Ewald, Julius Richard
  • Эванс Ричард / Evans, Richard I.
  • закон - искусство - власть/насилие
  • искусство сценическое



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь