|
КРИЖАНИЧКРИЖАНИЧ (Krizanic) Юрий (1618-1683) — богослов, философ, публицист. Учился в Загребской католической семинарии, коллегиуме св. Афанасия в Ватикане, в 1642 защитил докторскую диссертацию в Риме. Принял священнический сан, изучал историю схизмы, занимался миссионерской деятельностью, в 1659 прибыл в Москву. Развивал идеи славянского единства, главенства России в защите славян от тур. и нем. экспансии, необходимости преобразования России в просвещенную монархию по образцу европейских держав. За прокатолические и прозападные взгляды был сослан в Тобольск, где провел 16 лет и написал основные соч.: «Политика», «Толкование исторических пророчеств», «О промысле Божием» и др. В 1676 выехал в Польшу, стал членом ордена иезуитов, погиб под Веной в битве с турками. Творческое наследие К. свидетельствует о его энциклопедизме и затрагивает богословские, филос. и политические проблемы. Совершенствуя средневековую схему «семи свободных наук», он делил знание на теоретическое и практическое; далее первое — на духовное и мирское, второе — на философию, математику, механику. Философия включает логику, физику и этику. Логика подразделяется на грамматику, риторику и диалектику; физика — на изучение телесного мира и медицину; этика — на идиоэтику, экономику, политику и юриспруденцию. К. проводит различие между мудростью как постижением Бога, мира и человека, знанием как пониманием причинных связей и философией как стремлением и любовью к мудрости. Философия: Энциклопедический словарь. — М.: Гардарики. Под редакцией А.А. Ивина. 2004. КРИЖАНИЧ (Krizanic) Юрий (ок. 1618, Обрх, близ Горицы, Югославия,— 12.9.1683, близ Вены), представитель обществ.-политич. мысли славян 17 в., писатель; священникмиссионер. По национальности хорват. В 1642 защитил докторскую диссертацию в Риме. С 1659 жил в России; в 1661 (по неизвестным причинам) был сослан в Тобольск. После освобождения (в 1676) жил в Польше. К. пропагандировал идею о языковой и этнич. общности славян. Он предпринял попытку создания «общеславянского» языка. Предпосылку нац. возрождения и единства слав. народов усматривал в объединении католич. и православной церквей. Ведущую роль в сплочении славян отводил Рус. государству. Ему принадлежит проект политич. и экономич. преобразований в России. В разработанной им классификации наук К. отнёс философию к разряду «мирского знания», включив в её состав «логику, физику и этику». Всемирную историю рассматривал как непрерывный процесс, в ходе которого одни народы и страны приходят в упадок, а другие достигают расцвета. К. был сторонником провиденциализма, однако допускал возможность воздействия людей на некоторые стороны историч. процесса. Собр. соч., в. 1—3, М., 1891—93; О промысле, М., 1860; Политика, [рус. пер.], М., 1965. Плеханов Г. В., История рус. обществ. мысли, Соч., т. 20, М.— Л., 1925; Д а ц ю к Б. Д., Ю. К., [М.], 1946; Мордухович Л. М., Филос. и социологич. взгляды Ю. К., «Краткие сообщения Ин-та славяноведения АН СССР», 1963, № 36. Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. 1983. КРИЖАНИЧ (Krizanic), Юрий (р. ок. 1618–83) – деятель зап.-слав. и рус. обществ. мысли. Род. в Хорватии, получил богословское образование, был католич. священником-миссионером. В 1659 отправился в Россию. В 1661 был сослан в Тобольск. После освобождения (1676) жил в Польше. Важнейшие соч. К.: сб. трактатов, известный под назв. "Политика" (1663–66), "Об божием смотрению" (1666–67), "Толкование историч. пророчеств" (1674). Большинство соч. К. не было известно его современникам и впервые опубл. в 19 в. К. уделял большое внимание философии, считал, что науч. знание является необходимым условием успешной деятельности людей, но объявлял его достоянием высших сословий, а не простого народа. В разработанной им первой классификации наук в рус.-слав. терминологии К. отнес философию к разряду "мирского знания", включив в ее состав "логику, физику и этику". Мировоззрение К. сочетало в себе принципы ортодоксальной католич. догмы с элементами живой творч. мысли. К. стоял на позициях провиденциализма, но полагал, что божеств. промысел определяет лишь коренные повороты в развитии общества, и допускал возможность свободного воздействия людей на нек-рые стороны историч. процесса; Всемирную историю К. изображал в виде непрерывного процесса, в ходе к-рого одни народы и страны приходят в упадок, а другие достигают расцвета. Гл. целью К. было политич. и культурное возрождение и сплочение всех слав. народов. Одним из средств для достижения этой цели К. считал заключение унии между православной и католич. церковью. Религ. планы К. неоднократно вступали в противоречие с его нац.-патриотич. замыслами. По мнению К., осн. условием возрождения славянства должно было стать укрепление могущества рус. гос-ва. В "Политике" К. выдвигал программу политич. и экономич. преобразований в России. Программа К. отражала интересы прогрессивной части господств. феод. класса – служилого дворянства, заинтересованного в укреплении абс. монархии. Теоретич. выражением соц.-политич. идеалов К. было учение о "всеобщем благе и всеобщей справедливости". В сов. лит-ре существует и другая т. зр., представленная в работах Л. Мордуховича, по мнению к-рого К. был сторонником теории естеств. права и развивал в своих соч. антифеод. концепцию. К. предпринял попытку создания "общеславянского языка", разработал его грамматику и использовал его в своих книгах. Соч.: Рус. гос-во в половине XVII в. [Политика ]. Рукопись времен царя Алексея Михайловича, вып. 1– [6 ], ?., 1859–60 (Приложение к журн. "Рус. беседа"); О промысле (Об божием смотрению), М., 1860; Собр. соч., вып. 1–3, М., 1891–93; Из рукописного наследства Ю. К., "Историч. архив", 1958, No 1. Лит.: Безсонов П. А.,... Ю. Крижанич, "Православное обозрение", 1870, No 1, 2, 4, 5, 11, 12; Белокуров С. ?., Ю. К. в России, М., 1901; Вальденберг В. Е., Гос. идеи К., СПБ, 1912; ?леханов Г. В., История рус. обществ. мысли, Соч., т. 20, М.–Л., 1925; Шмурло ?. ?., Римская курия на рус. православном Востоке, Прага, 1928; Дацюк Б. Д., Ю. Крижанич, [М. ], 1946; ?ичета В. И., Ю. К. и его отношение к Рус. гос-ву, в кн.: Славянский сб., [М. ], 1947; Гольдберг ?., Историч. наука о Ю. К., в сб.: Уч. зап. ЛГУ, No 117 (Сб. студенческих работ, вып. 1), 1949; Пушкарев Л. Н., Об оценке деятельности Ю. К., "Вопр. истории", 1957, No 1; Курмачева М. Д., Шерстобитова В. Г., Обсуждение вопроса о деятельности Ю. К., там же, No 2; Мордухович Л. М., Антифеодальная концепция Ю. К., в сб.: Краткие сообщения Ин-та славяноведения АН СССР, No 26, 1958; Мордухович Л. М., Филос. и социологич. взгляды Ю. К., там же, No 36, 1963; Гольдберг А. Л., Ю. К. о рус. обществе XVII в., "История СССР", 1960, No 6; его же, "Идея славянского единства", в соч. Ю. К., в сб.: Труды отд. древ-нерус. литературы Ин-та рус. литературы АН СССР, т. 19, 1963; Jagic V., Zivot 1 rad Jurja Krizanica, Zagreb, 1917; Krleza ?., О patru Dominikancu Jurju Krizanicu, в его кн.: Eseji, kn. 1, Zagreb, 1932 (Sabrana djela); Badаliс J. (ред.), Juraj Krizanic – pjesnik Ilirije, в кн.: Radovi Slavenskog Instituta, 2, Zagreb, 1958 (Sveuciliste u Zagrebu. Filozofski Fakultet). А. Гольдберг. Ленинград. Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия. Под редакцией Ф. В. Константинова. 1960—1970. КРИЖАНИЧ КРИЖАНИЧ (Krizanie) Юрий (ок. 1618, Обрх, близ Горицы, Хорватия — 12 сентября 1683, близ Вены) — славянский общественно-политический деятель и мыслитель; предтеча идей панславизма, философ, богослов, историк, филолог. Католический священник-миссионер. По национальности хорват. Учился в Загребской семинарии, затем в Вене, Болонье, в коллегиуме Св. Афанасия при Ватикане. В Граце получил степень магистра, в 1642 в Риме защитил докторскую диссертацию. Состоял на службе в ватиканской Конгрегации пропаганды веры. В 1642—46 миссионерствует среди западных славян; много путешествует по Европе. В 1656 завершил труд по истории церковной схизмы (“Всеобщая библиотека схизматиков”), где собрал возражения православных против схизмы. Изучая историю Церкви, пришел к выводу, что церковная схизма не имеет отношения к славянам и только разделяет их. Осознал свое призвание как служение духовнокультурному единству славянского мира и примирению Католической и Православной церквей. Центр культурного возрождения славян видел в России, которую впервые посетил в 1647. Не получив официального разрешения Рима, в 1659 через Польшу и Украину приезжает в Москву ко двору Алексея Михайловича; служил переводчиком, активно проповедуя свои идеи, которые были встречены в Москве довольно холодно. Осознавая себя членом и Католической, и Православной церкви, отказался принять вторичное крещение, которое от него потребовали. Вызвав против себя множество подозрений, в 1661 на 16 лет ссылается в Тобольск. Энциклопедически образованный, владеющий 6 языками, Крижанич написал в ссылке множество трактатов по философии, богословию, истории, политэкономии, языкознанию, эстетике, музыке. В неоднократно посылаемых в Москву предложениях выдвинул целую программу экономических и политических реформ в России, необходимых для исполнения ее исторической миссии. Разделяя позиции провиденциализма, утверждал, что божественный промысл определяет лишь коренные повороты в жизни народов и допускает возможность свободного воздействия людей на некоторые стороны исторического процесса. Основные сочинения: “Политика”, “О промысле Божием”, “Толкование исторических пророчеств”, “Грамматическое изыскание о русском языке” (в котором пытался создать общеславянский язык), “О святом крещении”, “Обличение на Соловецкую челобитную”. Основные философские идеи заключены в “Политике”. Предложил классификацию наук, в которой все знание разделяется на духовное (богословские науки) и мирское (математика, механика и философия). Последняя состоит из идеоэтики, экономики, политики, физики и логики. Философия означает размышление о причинах вещей, она есть “тщательная и обдуманная рассудительность” в суждении о сущих вещах. С 1676 жил в Польше, в 1678 в Вильно вступил в доминиканский орден, погиб в битве с турками под Веной. Соч.: Собр. соч., т. 1-3. M., 1891-93; О промысле. M.. 1860; Политика. М„ 1997. Лит.: Белокуров С. А. Ю. Крижанич в России, т. 1—3. M., 1901—09; Лтюк Б. Д. Ю. Крижанич. М., 1946; Мордухович Л. М. Крижанич о “рабстве”. — “Труды Отдела древнерусской литературы”. Л., 1979, т. 33; Пащенко Е. “Политика” Ю. Крижанича как произведение литературы барокко. — “Советское славяноведение”, 1983, № 5: ПушкаревЛ. Н. Ю. Крижанич. Очерк жизни и творчества. M., I984. А. И. Абрамов Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль. Под редакцией В. С. Стёпина. 2001. Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Философская энциклопедия Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|