БАУЭР Бруно


БАУЭР Бруно
(Bauer), (6 сент. 1809 – 13 апр. 1882) – нем. философ-идеалист, младогегельянец (см. Гегельянство). Приват-доцент Берлинского (1834–1839) и Боннского (1839–42) ун-тов. В 1835 с позиций ортодоксального гегельянства критиковал книгу Д. Штрауса "Жизнь Иисуса", но уже в 1839 примкнул к левым (или младо) гегельянцам. В памфлетах "Трубный глас страшного суда над Гегелем" 1841, рус. пер. 1933, предисл. Б. С. Чернышева) и "Учение Гегеля о религии и искусстве" ("Hegel's Lehre von der Religion und Kunst...", 1842), в написании к-рых, по-видимому, принимал участие Маркс, представил Гегеля атеистом и революционером. В работах "Критика евангелия от Иоанна" ("Kritik der evangelischen Geschichte des Johannes", 1840) и "Критика синоптических евангелий" ("Kritik der evangelischen Geschichte der Synoptiker", Bd 1–3, 1841–42) он дал более радикальную, чем Штраус, критику религии и отрицал историч. достоверность евангелий. Отвергая христ. бога, Б. оставался идеалистом и обожествлял самосознание. После 1848 Б. все более эволюционировал вправо и к концу жизни стал консерватором, сторонником Бисмарка.
Главным вопросом философии Б. считал разрешение противоречия между субстанцией и самосознанием. Отвергая гегелевскую абсолютную идею, он объявил абсолютным самосознание. Б. считал, что обществ. переустройство возможно с помощью изменения сознания, требовал не изменения существующего порядка, а лишь изменения представлений о нем, абсолютизируя гос-во и идеализируя, вслед за Гегелем, прусскую монархию. К истории 13. подходил как субъективный идеалист. Он создал теорию всемогущества "критических личностей" и ничтожества народа, к-рый он объявлял пассивным материальным элементом истории, врагом духа. Движущей силой истории Б. считал умств. деятельность, борьбу понятий в головах "критических критиков".
Критику субъективного идеализма и национализма Б. дали Маркс и Энгельс в "Святом семействе" (Соч., 2 изд., т. 2, М., 1955) и "Немецкой идеологии" (там же, т. 3).
Соч.: Die gute Sache der Freiheit und meine eigene Angelegenheit, Z. – Winterthur, 1842; Die Judenfrage, Braunschweig, 1843; Das entdeckte Christentum, Z., 1843. Лит.: Энгельс Ф., Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии, М., 1955; его же, Бруно Бауэр и раннее христианство, в кн.: Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., т. 15, [М., 1933]; Mеринг Ф., Карл Маркс. История его жизни, М., 1957; Серебряков М. В., Фридрих Энгельс в молодости, Л., 1958; История философии, т. 3, М., 1959 (см. Именной указатель); Корню О., К. Маркс и Ф. Энгельс. Жизнь и деятельность, пер. с нем. т. 1, М., 1959; Кеgel М., Bruno Bauer und seine Tneorien uber die Entstehung des Christentums, Lpz., 1908 ; Runze G., Bruno Bauer, der Meister der theologischen Kritik, Neu-Finkenkrug, 1931.
А. Панфилова. Москва.

Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия. . 1960—1970.


БАУЭР Бруно
    БАУЭР (Bauer) Бруно (6 сентября 1809. Эйзенберг, Тюрингия—15 апреля 1882, Риксдорф под Берлином)—левый гегельянец, протестантский теолог и историк христианства. Отверг ортодоксально-религиозное истолкование правыми гегельянцами учения Гегеля о религии. В полемике 1840—42 с Д. Штраусам противопоставил мифологическому взгляду на происхождение христианства — исторический. Главной действующей силой истории является “самосознание”, христианство создается реальными действующими лицами: отцом христианства Бауэр считает Филона Александрийского, а его <дядей”—римского стоика Сенеку. В Евангелиях Бауэр не видит ничего, что могло бы быть доказано как исторически достоверное: апостольские поедания почти дословно списаны у Сенеки, а часть евангельских повествований вымышлены их авторами. По мнению Бауэра, именно заимствованные христианством греческие и римские элементы проложили ему путь к утверждению в качестве мировой религии.
    Бауэр как ведущий представитель младогегельянцев был главной мишенью полемической работы К. Маркса и Ф. Энгельса “Святое семейство, или Критика критической критики”. В противсположность ориентированному на практику левому гегельянству Бауэр свое понимание критики связывал с отказом от стремления к непосредственному изменению мира, считая, однако, что фундаментальные изменения человеческого сознания конституируют мир (Маркс видел в этом подмену “критики земли” “критикой неба”). В своей критике ортодоксальной теологии Бауэр предвосхитил ницшевскую антитеологию, в критике религии — антирелигиозность анархистского и большевистского толка. Полагая, что отчуждающая сила христианства разрушается доказательством его исторического происхождения, Бауэр отрицал существование исторического Иисуса.
    Соч.: Die Posaune des jungsten Gerichts uber Hegel den Atheisten und Antichristen. Lpz., 1841; Hegels Lehre von Religion und Kunst. Lpz., 1842; Das entdeckte Christentum. Eine Erinnerung an das achtzehnte Jahrhundert und ein Beitrag zur Krisis des neunzehnten. Lpz., 1843; Christus und die Casaren. Der Ursprung des Christentums aus dem romischen Griechentum. D., 1877.
    Лит.: Маркс К. и Энгельс Ф. Святое семейство, или Критика критической критики. Против Бруно Бауэра и компании.— Они же. Соч., т. 2; ЭнгемсФ. Бруно Бауэр и первоначальное христианство.—Там же, т. 19; Schv/eaerA. Geschichte der Lebens-Jesu-Forschung, 1926; Hert!-Eichenrode D. Der Junghegelianer Bruno Bauer im Vormarz, 1959; Koch L. Humanistischer Atheismus und gesellschaftliches Engagement B. Baueis “Kritische Kritik”, 1971.
    В. И. Гараджа

Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль. . 2001.


Просмотров: 1837
Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Философская энциклопедия





Другие новости по теме:

  • "КАРЛ МАРКС ()"
  • "ЛЕКЦИИ ПО ИСТОРИИ ФИЛОСОФИИ"
  • "ЛЕКЦИИ ПО ФИЛОСОФИИ ИСТОРИИ"
  • "ЛЮДВИГ ФЕЙЕРБАХ И КОНЕЦ КЛАССИЧЕСКОЙ НЕМЕЦКОЙ ФИЛОСОФИИ"
  • “ИДЕИ К ФИЛОСОФИИ ИСТОРИИ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА”
  • “ЛЮДВИГ ФЕЙЕРБАХ И КОНЕЦ КЛАССИЧЕСКОЙ НЕМЕЦКОЙ ФИЛОСОФИИ”
  • «ИДЕИ К ФИЛОСОФИИ ИСТОРИИ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА»
  • «ЛЮДВИГ ФЕЙЕРБАХ И КОНЕЦ КЛАССИЧЕСКОЙ НЕМЕЦКОЙ ФИЛОСОФИИ»
  • БАУЭР
  • БАУЭР Отто
  • БАУЭР Эдгар
  • БРУНО
  • БРУНО
  • БРУНО
  • Бауэр Гордон Ховард / Bower, Gordon Howard
  • Готтшальдт (Gottschaldt) Курт Бруно
  • Готтшальдт (Gottschaldt) Курт Бруно
  • ДЖОРДАНО БРУНО
  • ИДЕИ К ФИЛОСОФИИ ИСТОРИИ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА
  • ИСТОЧНИКОВЕДЕНИЕ В ИСТОРИИ ФИЛОСОФИИ
  • Клопфер Бруно / Klopfer, Bruno
  • МАРКС
  • МАРКС
  • МАРКС
  • МАРКС
  • Маркс Карл Генрих / Marx, Karl Heinrich
  • Феминистская критика истории
  • ЭНГЕЛЬС
  • ЭНГЕЛЬС
  • ЭНГЕЛЬС



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь