АНАРХО-СИНДИКАЛИЗМ


АНАРХО-СИНДИКАЛИЗМ
мелкобурж. оппортунистич. течение в междунар. рабочем, гл. обр. профсоюзном, движении, придающее самодовлеющее значение профсоюзам (по-французски sindicat) и переносящее в них анархистскую идеологию, политику и тактику (см. Анархизм). А.-с. отрицает руководящую роль пролетарской партии в рабочем движении, необходимость диктатуры пролетариата при переходе от капитализма к коммунизму. А.-с. возник в конце 19 в. во Франции под назв. революц. синдикализма, теоретич. основы к-рого были изложены в т.н. Амьенской хартии, принятой на конгрессе Всеобщей конфедерации труда в 1906. Рев. синдикализм во мн. странах "явился прямым и неизбежным результатом оппортунизма, реформизма, парламентского кретинизма" (Ленин В. И., Соч., 4 изд., т. 13, с. 146). Наибольшее влияние А.-с. оказал (кроме Франции) на профсоюзное движение Испании, Португалии, Италии и стран Центр. и Юж. Америки – Мексики, Бразилии, Аргентины и др. Возникновение и распространение А.-с. связано с усилившимся в эпоху империализма процессом разорения мелкой буржуазии и недовольством широких слоев рабочего класса оппортунистич. реформистской политикой партий 2-го Интернационала. Теоретиками А.-с. были Ж. Сорель, Г. Лагардель, Э. Пуже и др., к-рые в новых историч. условиях под видом "самой пролетарской социалистической теории" возрождали традиции прудонизма и бакунизма. Сорель совместно с Э. Бертом на страницах журнала "Le mouvement socialiste" в ряде статей разрабатывает эклектич. теорию А.-с., сложившуюся под влиянием учений Прудона, Лабриолы, Ренана и Ницше. Сорель приходит к выводу, что политич. борьба, как это показал парламентский реформизм партий 2-го Интернационала, представляет собой лишь скрытую форму классового сотрудничества и поэтому она не может привести к освобождению пролетариата. Пролетариату, по его мнению, нужна другая тактика, тактика насилия (осуществляемого гл. обр. через экономич. всеобщую стачку), к-рая разбудила бы в буржуазии "классовое сознание", усилила ее воинственность и вызвала бы тем самым обострение социальных противоречий. В ответ на это пролетариат в ходе всеобщей "социальной" (не политической) стачки сметет капиталистич. строй и придет к социалистич. обществу. Другой теоретик анархо-синдикализма – Пуже в своих работах утверждает, что осн. ячейкой будущего общества должна стать "производственная группа или синдикат". Для совершения социальной, а не политической революции Пуже считает необходимым прежде всего подготовку производителей к овладению произ-вом и организации его на новых началах. Для этого он требует объединения всего рабочего класса на экономич. основе, поскольку политич. средства, по его мнению, непригодны для совершения социальной революции. Гос-во, утверждал Пуже, должно умереть уже на другой день после социальной революции. Жизнь, по его мнению, сосредоточится в синдикальных федерациях, к-рые будут руководить произ-вом и распределением продуктов. Вместо централизованного политич. гос-ва господствующей формой грядущего общества будет экономич. федерализм и децентрализация.
Критикуя бурж. общество, анархо-синдикалисты считают, что освобождение пролетариата может быть достигнуто лишь в результате независимой от политики экономич. борьбы труда с капиталом. Парламентскому реформизму социалистич. партий они противопоставляют т.н. "прямое действие": демонстрации, забастовки, бойкот и саботаж. Всеобщая стачка, имеющая своей целью экспроприацию в пользу общества орудий и средств произ-ва и ведущая к замене бурж. гос-ва "федерацией советов синдикатов", по их мнению, является решающим и единств. средством перехода к социализму. Исходя из этих соображений, анархо-синдикалисты противопоставляют профсоюзы политич. партиям, отрицают роль пролетарской партии в рабочем движении, необходимость социалистич. революции, диктатуры пролетариата, гос. руководства произ-вом при социализме. А.-с., указывал Ленин, является "родным братом оппортунизма" (Соч., 4 изд., т. 25, с. 394). Теоретики А.-с. оказали известное влияние на отд. представителей совр. бурж. философии. Ж. Сорель, напр., оказал влияние на итал. неогегельянцев, в частности на Б. Кроче (см. М. Аббате, Философия Бенедетто Кроче и кризис итальянского общества, пер. с итал., М., 1959, с. 129–32, 139, 149). В России А.-с. не получил сколько-нибудь широкого распространения (им нек-рое время увлекались экономисты Теплов и Кричевский), но большевистской партии но раз приходилось вести решит. борьбу против анархо-сипдикалистских отступлений от марксизма. Под руководством Ленина партия на V съезде РСДРП (1907) строго осудила синдикалистскую идею меньшевиков о созыве беспартийного съезда представителей различных рабочих орг-ций и создании "широкой рабочей партии", поскольку осуществление этой идеи привело бы к ликвидации РСДРП.
На X съезде ВКП(б) (1921) партия разгромила анархо-синдикалистский уклон т.н. "рабочей оппозиции", противопоставлявшей профсоюзы партии и гос-ву и требовавшей передачи управления нар. х-вом страны "всероссийскому съезду производителей". Показав всю опасность, к-рую таило в себе отрицание группой "рабочей оппозиции" руководящей роли пролетарского гос-ва в нар. х-ве, съезд строго осудил эту группу и объявил пропаганду ее взглядов несовместимой с принадлежностью к партии. Борьба партии против анархо-синдикалистского уклона "рабочей оппозиции" имела большое междунар. значение. Под влиянием Октябрьской революции 1917 и последующих успехов социалистич. строительства в СССР рабочий класс капиталистич. стран все больше высвобождается из-под влияния А.-с. В анархо-синдикалистских орг-циях остались немногочисленные группы мелкобурж. интеллигентов и рабочих.
В период между двумя мировыми войнами "вожди" А.-с. предпринимали попытки для консолидации сил. В этих целях в 1922 в Берлине была создана Междунар. ассоциация трудящихся (МАТ). Секретариат этой орг-ции в 1933 переехал в Барселону, в 1934 – в Париж, а с 1938 находится в Швеции. Количество членов секций МАТ во Франции, Англии, Австрии, Уругвае, Аргентине, Швеции, Дании, Нидерландах, Норвегии, ФРГ и Италии не превышает 24 тыс. чел. (1955). В последние годы руководство нек-рых секций МАТ под флагом "либертарного" синдикализма предложило "новую программу деятельности". В качестве осн. задачи в ней выдвигается борьба за "индустриальную демократию", за увеличение обществ. влияния рабочих в делах каждого капиталистич. предприятия.
В совр. А.-с. существуют различные течения и группы, иногда противостоящие друг другу. После победы исп. реакции (1939) нац. орг-ции анархо-синдикалистов эмигрировали во Францию, Сев. Африку и Лат. Америку, где ведут работу среди рабочих эмигрантов, а также оказывают влияние на определенную часть трудящихся Испании. В исп. А.-с. различаются 3 течения – унитарное, политич. и ортодоксальное. Характерной особенностью унитарного течения (одна из сильных групп к-рого находится в Мексике и издает газ. "Unidad") является требование пересмотра идейных и тактич. принципов анархизма и принятия нек-рых важнейших положений марксизма.
Анархисты-унитаристы считают, что рабочий класс может завоевать власть, лишь будучи руководимым политич. партией, и выступают за создание анархистской партии. Два других течения исп. А.-с. враждебно относятся к марксизму и коммунистич. движению. Они выступают за союз с либеральными демократич. и др. оппозиционными силами, исключая коммунистов, в борьбе против диктатуры Франко.
В целом А.-с. в наст. время продолжает оказывать тормозящее влияние на развитие междунар. рабочего движения, выступая как открытый противник коммунизма и социалистич. стран.
Теоретич. основой совр. А.-с., как и анархизма вообще, является идеалистич. философия, эклектически сочетающая традиц. положения анархистской идеологии с модными идеями совр. бурж. философии (экзистенциализма, персонализма и т.д.). Анархо-синдикалистские идеи возрождаются также совр. ревизионистами, отступившими от марксистско-ленинской теории и тактики. Совр. ревизионизм фактически борется за отказ от руководящей роли марксистско-ленинской партии в революц. рабочем движении, противопоставляя ей беспартийные рабочие организации, "производителей вообще", трудящиеся массы. Теория и тактика А.-с. разоблачены марксизмом-ленинизмом, опровергнуты практикой мирового революц. движения, практикой строительства коммунизма в Сов. Союзе, социалистич. строительства в Китае и странах нар. демократии.
Р. Мартинес, Л. Сентебов. Москва.
Лит.: Энгельс Ф., [Письмо] Т. Куно, 24 янв. 1872 г., в кн.: Маркс К., Энгельс Ф., Избр. письма, [M.], 1953; Ленин В. И., Проекты резолюций к пятому съезду РСДРП, Соч., 4 изд., т. 12; его же, Предисловие к брошюре Воинова (А. В. Луначарского)..., там же, т. 13; его же, Разногласия в европейском рабочем движении, там же, т. 16; его же, Съезд итальянских социалистов, там же, т. 18; его же, В Швейцарии, там же; его же, Английское рабочее движение в 1912 году, там же; его же, Государство и революция, там же, т. 25; его же, Удержат ли большевики государственную власть?, там же, т. 26; его же, Доклад об очередных задачах Советской власти (Заседание ВЦИК 29 апр. 1918 г. ), там же, т. 27; его же, Письмо Сильвии Панкхерст, там же, т. 29; его же, Детская болезнь "левизны" в коммунизме, там же, т. 31; его же, II Всероссийский съезд горнорабочих, там же, т. 32; его же, X съезд РКП(б) 8–16 марта 1921 г., там же; его же, Мы заплатили слишком дорого, там же, т. 33; Пятый (лондонский) съезд РСДРП, в кн.: КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК, ч. 1, М., 1954; Десятый съезд РКП(б), там же; Хрущев Н. С., О контрольных цифрах развития народного хозяйства СССР на 1959–1965 годы. Доклад на внеочередном XXI съезде КПСС 27 января 1959 г., М., 1959; Плеханов Г. В., Соч., т. 16 (Вопросы социализма и рабочего движения), М.–Л., 1928; Канев С., Как партия преодолела анархо-синдикалистский уклон, М., 1958; Кузин В. В., Борьба Коммунистической партии с анархо-синдикалистским уклоном в 1920–22 гг., М., 1958; Майданик К. Л., Испанский анархо-синдикализм в первый период национально-революционной войны 1936–1939 гг., в кн.: Из истории освободительной борьбы испанского народа, М., 1959.
Материалы по А.-с.: Коль Г., Гильдейский социализм, пер. с англ., М., 1925; Критская К., Лебедев ?., История синдикалистского движения во Франции (1789–1907), М., 1908; Маурин X., Анархо-синдикализм в Испании, М., 1925; Лагардель Г., Всеобщая стачка и социализм. Международная анкета. Мнения и документы, СПБ, 1907; Леонэ Э., Синдикализм, М., 1907; ?ато Э. и Пуже Э., Как мы совершим революцию, М.–П., 1920; Соllinеt М., L'Ouvrier francais, Esprit du syndicalisme, P., 1952. См. также литературу к ст. Анархизм.

Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия. . 1960—1970.


Просмотров: 1404
Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Философская энциклопедия





Другие новости по теме:

  • "ГОСУДАРСТВО И РЕВОЛЮЦИЯ. Учение марксизма о государстве и задачи пролетариата в революции"
  • "МАНИФЕСТ КОММУНИСТИЧЕСКОЙ ПАРТИИ"
  • “ИДЕИ К ФИЛОСОФИИ ПРИРОДЫ КАК ВВЕДЕНИЕ В ИЗУЧЕНИЕ ЭТОЙ НАУКИ”
  • “ИЗ ГЛУБИНЫ. Сборник статей о русской революции”
  • “КРИЗИС ЗАПАДНОЙ ФИЛОСОФИИ (Против позитивистов)”
  • “РАЗУМНЫЕ МЫСЛИ О БОГЕ, МИРЕ И ДУШЕ ЧЕЛОВЕКА, А ТАКЖЕ О ВСЕХ ВЕЩАХ ВООБЩЕ”
  • «ДВЕ ТАКТИКИ СОЦИАЛ-ДЕМОКРАТИИ В ДЕМОКРАТИЧЕСКОЙ РЕВОЛЮЦИИ»
  • «КЛАССОВАЯ БОРЬБА BО ФРАНЦИИ с 1848 по 1850 г.»
  • «МАНИФЕСТ КОММУНИСТИЧЕСКОЙ ПАРТИИ»
  • АНАРХО-СИНДИКАЛИЗМ
  • Анархо-феминизм
  • ДЕКЛАРАЦИЯ СОВЕЩАНИЯ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ КОММУНИСТИЧЕСКИХ И РАБОЧИХ ПАРТИЙ СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ СТРАН
  • ЕВРОПЕЙСКИЕ РЕВОЛЮЦИИ И ХАРАКТЕР НАЦИЙ
  • ЗАЯВЛЕНИЕ СОВЕЩАНИЯ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ КОММУНИСТИЧЕСКИХ И РАБОЧИХ ПАРТИЙ
  • ИНДУСТРИАЛЬНОГО ОБЩЕСТВА ТЕОРИИ
  • МАНИФЕСТ КОММУНИСТИЧЕСКОЙ ПАРТИИ
  • МАССОВОГО ОБЩЕСТВА ТЕОРИИ
  • ОБЩЕСТВА ИНДУСТРИАЛЬНОГО ТЕОРИИ
  • ОБЩЕСТВА МАССОВОГО ТЕОРИИ
  • ПАРТИИ ПОЛИТИЧЕСКИЕ
  • ПОСТИНДУСТРИАЛЬНОГО ОБЩЕСТВА ТЕОРИИ
  • ПРОМИТТОР Планета, к которой может быть определена дирекция сигнификатора, в результате чего образуется аспект между прогрессивным положением сигнификатора и положением при рождении промиттора, обещающий определенные события или условия, соответствую
  • Против метода. Очерк анархистской теории познания
  • СИНДИКАЛИЗМ
  • СОЮЗ РАБОЧЕГО КЛАССА И КРЕСТЬЯНСТВА
  • ТЕОРИИ МАССОВОГО ОБЩЕСТВА
  • ТЕОРИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
  • ФИЛОСОФСКИЕ ОБЩЕСТВА И ОРГАНИЗАЦИИ
  • Церковь Объединения (Ассоциация Святого Духа За Объединение Мирового Христианства, Движение Объединения, Мунизм)
  • Является ли знанием истинное и обоснованное мнение?



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь