Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/init.php on line 69 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/init.php on line 69 Warning: strtotime(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/academicru/academicru_news.php on line 46 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/academicru/academicru_news.php on line 47 Warning: strtotime(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/academicru/academicru_news.php on line 49 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/academicru/academicru_news.php on line 50 АБСОЛЮТНЫЙ ИДЕАЛИЗМ



АБСОЛЮТНЫЙ ИДЕАЛИЗМ


АБСОЛЮТНЫЙ ИДЕАЛИЗМ
разновидность объективного идеализма, исходящая из ложного положения о существовании абсолютной идеи. А. и. развит в филос. системе Гегеля и его последователей.

Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия. . 1960—1970.


АБСОЛЮТНЫЙ ИДЕАЛИЗМ
    АБСОЛЮТНЫЙ ИДЕАЛИЗМ — направление в британской философии, возникшее во 2-й пол. 19 в., иногда также называемое (хотя и не совсем точно) британским неогегельянством. Абсолютный идеализм имел сторонников и в американской философии. Непосредственными предшественниками абсолютного идеализма явились английские романтики (в первую очередь С. Т. Кольридж), а также Т. Карлейль, которые стимулировали среди профессиональных философов интерес к спекулятивной объективно-идеалистической метафизике. Немецкий идеализм (причем не только в гегелевском варианте) становится популярным прежде всего в Шотландии, где в сер. 19 в. позитивизм и утилитаризм не были столь влиятельны, как в Англии. В Северной Америке распространение немецкого идеализма вначале было связано с деятельностью группы трансценденталистов, а затем продолжено СентЛуисским философским обществом во главе с У. Харрисом. Важным фактором, способствовавшим становлению абсолютного идеализма в Великобритании, явилась книга “Секрет Гегеля” (1865) Д. Стирлинга, который дал консервативную интерпретацию гегелевской философии, рассматривая ее как противоядие против позитивизма и естественнонаучного материализма, в частности дарвиновского эволюционизма. Стирлинг (а также братья Д. и Э. Кэрд) стремились доказать сугубо религиозный характер учения немецкого философа, а его диалектику представить как концепцию примирения противоположностей.
    Задачу опровержения исходных принципов британского эмпиризма и сенсуализма решал профессор Оксфордского университета Г. X. Грин, который противопоставил национальной философской традиции положения кантовского, фихтеанского и гегелевского идеализма. Он также критиковал господствовавшую в стране ассоцианистскую психологию, связанную с эмпиризмом. Если для Грина было свойственно сочетание социально-политической позиции в духе викторианского либерализма с концепцией о государстве, заботящемся об “общем благе” индивидов, то последующие представители британского абсолютного идеализма, напр. Б. Бозанкет, использовали свое объективно-идеалистическое учение о государстве как особой целостности (зачастую отождествляемой с Абсолютом) для обоснования законности полного подчинения личности государству. Абсолютный идеализм стал в конце 19 в. преобладающим философским направлением в академической среде. Решающую роль в оформлении абсолютного идеализма как самостоятельной школы сыграл оксфордский философ Ф. Брэдли. С помощью разработанного метода “негативной диалектики” он стремился показать самопротиворечивость и потому нереальность всех явлений и свойств объективного мира (в т. ч. пространства, времени и движения), которые входят в Абсолют, не сводящийся к сумме своих частей, а представляющий новое, высшее качество. Абсолют при этом трактовался как “совершенная гармония” и “конкретно-всеобщее единство”, доступное не рациональному мышлению, а мистическому переживанию. В этом вопросе позиция абсолютного идеализма наиболее сильно отличалась от позиции немецкого идеализма. Представители абсолютного идеализма (напр., Г. Иоахим и Б. Бозанкет) критиковали традиционную формальную логику, противопоставляя ей иррационалистически истолкованную диалектическую логику. Для многих из них было характерно когерентное истолкование истины как систематического единства, создаваемого существенными “внутренними отношениями” и совпадающего с Абсолютом. Вместе с тем диалектическое противоречие как источник развития заменялось простой дополнительностью противоположных сторон. Британские приверженцы абсолютного идеализма были также одними из первых критиков “психологизма” в логике.
    Монистическая интерпретация абсолютного идеализма Брэдли и некоторыми другими философами была дополнена плюралистическим, персоналистским вариантом, представленным в работах Э. Сэта и в особенности Д. Э. МакТаггарта, понимавшего Абсолют как духовное сообщество личностей-субстанций. В некоторых аспектах этому варианту абсолютного идеализма оказалась близкой концепция “абсолютного волюнтаризма” американского философа Д. Ройса, который, однако, на первый план выдвигал не онтологическое, а эпистемологическое обоснование учения об Абсолюте. В работах Ройса и других американских идеалистов, в отличие от работ их британских коллег, наиболее сильны религиозные мотивы. Философия абсолютного идеализма на всем протяжении ее эволюции была слабо связана с развитием естествознания. Ее представители по многим вопросам сознательно занимали позиции, противоположные позиции науки. В нач. 20 в. в Великобритании абсолютный идеализм становится объектом острой критики со стороны ранних представителей аналитической философии, а в США — прагматизма и неореализма и к концу 20-х гг. фактически перестает существовать в качестве самостоятельного философского направления.
    Лит.: Квитко Д. Ю. Очерки англо-американской философии. М.— Л., 1936; Хшл Т. И. Современные теории познания. М„ 1965, гл. 2; Киссеаь М. А. Учение о диалектике в буржуазной философии XX в. Л., 1970; Богомолов А. С. Английская буржуазная философия XX в. М., 1973, гл. 2; Он же. Буржуазная философия США XX в. М„ 1974, гл. l; Sichler M. The Politics of Conscience: T. H. Green and His Age. Cambr., 1964; Passmore J. A. Hundred Yeara of Philosophy. L, 1966, ch. 3,4,7; Millheim K. F. H. Bradley. Hannor.dsworth, 1969; Airaksinen T. The Ontological Criteria of Reality. Turku, 1975; Sprigge T. S. The Vindication of Absolute Idealism. Edinburgh, 1983; Marner A., Stock G. (ed.). The Philosophy of P. H. Bradley. Oxf., 1984.
    A. Ф. Грязное

Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль. . 2001.


Просмотров: 1964
Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Философская энциклопедия





Другие новости по теме:

  • "СИСТЕМА ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНОГО ИДЕАЛИЗМА"
  • “ПРОБЛЕМЫ ИДЕАЛИЗМА”
  • “СИСТЕМА ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНОГО ИДЕАЛИЗМА”
  • «МЕНЬШЕВИСТВУЮЩИЙ ИДЕАЛИЗМ»
  • «ОСНОВНОЕ ПОЛОЖЕНИЯ ФИЛОСОФИИ БУДУЩЕГО»
  • «СИСТЕМА ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНОГО ИДЕАЛИЗМА»
  • «ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЙ ИДЕАЛИЗМ»
  • «ФИЗИЧЕСКИЙ» ИДЕАЛИЗМ
  • АБСОЛЮТНЫЙ
  • АБСОЛЮТНЫЙ ДУХ
  • Абсолютный Порог
  • Абсолютный Слух
  • ГНОСЕОЛОГИЧЕСКИЕ КОРНИ ИДЕАЛИЗМА
  • ИДЕАЛИЗМ
  • ИДЕАЛИЗМ
  • ИДЕАЛИЗМ
  • ИДЕАЛИЗМ
  • ИДЕАЛИЗМ ОБЪЕКТИВНЫЙ
  • ИДЕАЛИЗМ СУБЪЕКТИВНЫЙ
  • ИДЕАЛИЗМ ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНЫЙ
  • НЕМЕЦКИЙ ИДЕАЛИЗМ
  • ОБЪЕКТИВНЫЙ ИДЕАЛИЗМ
  • ОБЪЕКТИВНЫЙ ИДЕАЛИЗМ
  • СИСТЕМА ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНОГО ИДЕАЛИЗМА
  • СУБЪЕКТИВНЫЙ ИДЕАЛИЗМ
  • ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНЫЙ ИДЕАЛИЗМ
  • ФИЛОСОФИЯ ЧУВСТВА, также философия веры
  • ЭКСТРЕМУМ АБСОЛЮТНЫЙ
  • вера в теории познания и философии науки
  • идеализм



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь