АБАЙ КУНАНБАЕВ


АБАЙ КУНАНБАЕВ
(10 авг. 1845 – 6 июля 1904) – казахский поэт-просветитель. Учился в семипалатинском медресе. Познакомившись с рус. поэзией, с идеями революц. демократов, А. К. призывал свой народ к просвещению, к освоению передовой рус. культуры. В стихах и прозаич. "Назиданиях" А. К. переплетаются убежденность в премудрости бога и стихийно-диалектические мысли о непрерывном изменении мира, вера в бога как первопричину мира и материалистич. тенденция в понимании процесса познания (см. Собр. соч. в одном томе, М., 1954, с. 355; Полное собр. соч., на казахском яз., т. 2, с. 109). Признавая объективную реальность мира, А. К. писал, что люди не выводят из себя познания, а знают о вещах, лишь увидев их глазами и познав умом. "Видя глазами, слушая ушами, держа руками, пробуя на язык, нюхая носом, человек познает мир. Эти ощущения укрепляются в сознании человека в виде положительных и отрицательных понятий" (Собрание соч. в одном томе, с. 398). Человеческий разум А. К. считал "мерилом оценки" истины (Полное собрание соч., т. 1, с. 36); он утверждал, что непрерывно развивая науку, человек может стать всемогущим. Он ратовал за развитие земледелия и ремесленного произ-ва. Приветствуя новшества в быту, А. К. показал реакционность патриархально-феод. этич. норм. "Сплетню, обман, коварство, леность, расточительство" он считал пятью врагами человечества и возвеличивал такие качества людей, как "упорство, труд, глубокое размышление, умеренность, доброту" (там же, с. 35). По его мнению, человеч. счастье – "это лишь неразлучные разум и труд" (Собрание соч. в одном томе, с. 227). Указывая на различия в положении бедных и богатых, А. К. утверждал, что каждый человек должен иметь свое призвание, должен приносить пользу народу. От поэзии он требовал правдивого изображения жизни. Рассматривая лит-ру как важнейшее средство просвещения и воспитания народа, он призывал поэтов писать стихи, в к-рых сочетаются "мастерство и правда" (там же, с. 89).
Соч.: Шы?армаларыны? екi томды? толы? жыйна?ы, т. 1–2, Алматы, 1957. Соч. в рус. пер. – Собр. соч. в одном томе. Стихотворения. Поэмы. Проза, М., 1954. Лит.: Очерки по истории философской и общественно-политической мысли народов СССР, т. 2, М., 1956, с. 794–801; Жизнь и творчество Абая Кунанбаева. Сб., Алма-Ата, 1954; Адильгиреев X. М., Абай Кунанбаев как демократический мыслитель, "Уч. зап. Алма-Атинского гос. пед. ин-та им. Абая. Сер. гуманитарных наук", 1955, т. 9; Ауэзов М. О., Абай, кн. 1–2, М., 1958; Бейсембиев К., Мировоззрение Абая Кунанбаева, Алма-Ата, 1956; Габдуллин Б. А., Этические воззрения Абая Кунанбаева, М., 1959 (Автореф. дисс.); Сильченко М. С., Творческая биография Абая, Алма-Ата, 1957; Тажибаев Т., Философские, психологические и педагогические взгляды Абая Кунанбаева, Алма-Ата, 1957; Сабитов Н., Абай. Абайды? 1889–1945 жылдары басыл?ан шы?армалары мен ол туралы жазыл?ан ?дебиеттерды? библиографиялы? к?рсеткiшi, Алматы, 1946.
К. Бейсембиев. Алма-Ата.

Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия. . 1960—1970.


Просмотров: 4087
Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Философская энциклопедия





Другие новости по теме:

  • “РАЗУМНЫЕ МЫСЛИ О БОГЕ, МИРЕ И ДУШЕ ЧЕЛОВЕКА, А ТАКЖЕ О ВСЕХ ВЕЩАХ ВООБЩЕ”
  • “СИСТЕМА ПРИРОДЫ, или О законах мира физического и мира духовного”
  • «СИСТЕМА ПРИРОДЫ, ИЛИ О ЗАКОНАХ МИРА ФИЗИЧЕСКОГО И МИРА ДУХОВНОГО»
  • «ЧТО ТАКОЕ ДРУЗЬЯ НАРОДА И КАК ОНИ ВОЮЮТ ПРОТИВ СОЦИАЛДЕМОКРАТОВ»
  • Ассамблеи Бога (Собрание Божье)
  • АТА
  • Ата
  • бог как источник и гарант познания
  • Васил ибн Ата
  • Дети как свидетели
  • знание-как и знание-что
  • как
  • Как
  • КАК БУДТО
  • КАСТРО РУС
  • красота как методологический принцип познания
  • КУНАНБАЕВ
  • МИР КАК ВОЛЯ И ПРЕДСТАВЛЕНИЕ
  • Откуда пошел, как был организован и защищен мир
  • Планы исследований на одном объекте (single-subject research designs)
  • Плюрализм как модель познания
  • полное собрание книг четырех хранилищ
  • психического как процесса концепция
  • психическое как процесс
  • Рамка как будто
  • Рамка как будто
  • СМИРЕНИЕ, покорность-добродетель, которая может возникнуть от сознания, что совершенство
  • Такие подростки, как правило, зависимы от своих родителей и для них характерны социальная и психологическая незрелость и социальная изоляция.
  • Фрейм как если бы
  • ЧЕЛОВЕК ДЛЯ СЕБЯ. ИССЛЕДОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ПРОБЛЕМ ЭТИКИ



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь