человек


человек
— существо, воплощающее высшую ступень развития жизни, субъект общественно-исторической деятельности. Ч. является системой, в которой физическое и психическое, генетически обусловленное и прижизненно сформированное, природное, социальное и духовное образуют нерасторжимое единство.
Ч. выступает как: организм (наделенный психикой); индивид (что означает его принадлежность к роду homo sapiens); индивидуальность (характеризующая отличие одного индивида от другого); субъект (производящий изменения в окружающем мире, других людях и в нем самом); носитель ролей (половых, профессиональных, конвенциальных и др.); Я-образ (система представлений, самооценка, уровень притязаний и др.); личность (как системное социальное качество индивида, его персонализация, отраженная субъектность в других людях и в самом себе как в другом). Ч. является предметом изучения ряда наук: антропологии, социологии, этнографии, педагогики, анатомии, физиологии и др. Практически вся психология обращена к проблеме Ч. как индивида, включенного в социальные связи, его развития в процессах обучения и воспитания, его формирования в деятельности и общении. Объективно существующее многообразие проявлений Ч. в эволюции природы, истории общества и в его собственной жизни создали образы Ч., явно или скрыто существующие в культуре на определенных этапах ее развития. В социологических, психологических и педагогических представлениях существуют следующие «образы Ч.», оказывающие непосредственное влияние на исследование и практическую работу с людьми: 1) «ощущающий Ч.» (Ч. как сумма знаний, умений и навыков); Ч. как «устройство по переработке информации»;
2) «Ч.-потребитель» (нуждающийся Ч. как система инстинктов и потребностей);
3) «запрограммированный Ч.» (в поведенческих науках — Ч. как система реакций, в социальных — как репертуар социальных ролей);
4) «деятельностный Ч.» (Ч.
, осуществляющий выбор; Ч. как выразитель смыслов и ценностей).
Если в практическом человекознании, в т. ч. в педагогике, исходят из образа «Ч. ощущающего», то Ч. сводится к сумме знаний, его действия расцениваются как продукт прошлого опыта, а процесс воспитания Ч. подменяется убеждениями, уговорами, т. е. чисто словесными воздействиями. В результате преобладания подобного подхода в обучении и воспитании Ч. происходит процесс «обнищания души при обогащении информацией». Образ Ч. как вместилища нужд, инстинктов и влечений утвердился в ряде направлений психологии прежде всего под влиянием психоанализа. Многие направления (индивидуальная психологияА. Адлер, аналитическая психологияК. Юнг, неопсихоанализЭ. Фромм и др.) исходили в своих концепциях из образа «Ч. нуждающегося», выводя психологические закономерности из исследования динамики реализации и удовлетворения различных потребностей. Образ «запрограммированного Ч.» определяет представления о Ч. в социобиологии (развитие Ч. как развертывание генетических программ), бихевиоризме, рефлексологии и необихевиоризме (развитие Ч. как обогащение рефлекторных программ поведения), социологических и социально-психологических ролевых концепциях Ч. (поведение как разыгрывание усвоенных в ходе социализации ролевых программ и сценариев жизни). Если трактовка Ч. в психологии основывается на образе «запрограммированного Ч.», то воздействие так или иначе сводится к удачному подбору стимулов и подкреплений, на к-рые должны послушно реагировать живые социальные автоматы. Образ «Ч.-деятеля» — основа для построения культурноисторической психологии, системно-деятельностного подхода к пониманию Ч., гуманистического психоанализа и экзистенциальной логотерапии. Здесь Ч. понимается как субъект ответственного выбора, порождаемого жизнью в обществе, стремящийся к достижению целей и отстаивающий своими деяниями тот или иной социальный образ жизни. От образов Ч. в культуре и науке зависят как конкретные действия по отношению к нему, так и теоретические схемы анализа развития Ч. Преобладание образов «ощущающего Ч.», «нуждающегося Ч.» и «запрограммированного Ч.» во многом обусловили реальный факт несовпадения индивида, личности и индивидуальности и обособленное становление биоэнергетической, социогенетической и персоногенетической ориентаций человекознания. В их обособлении проявляется метафизическая схема детерминации развития Ч. под влиянием двух факторов — среды и наследственности. В рамках историко-эволюционного подхода разрабатывается принципиально иная схема детерминации развития Ч. В этой схеме свойства Ч. как индивида рассматриваются как «безличные» предпосылки развития Ч., к-рые в процессе жизненного пути могут стать продуктом этого развития. Социальная среда также представляет собой источник, а не «фактор», непосредственно определяющий поведение Ч. Будучи условием осуществления деятельности Ч., социальная среда несет те нормы, ценности, роли, церемонии, орудия, системы знаков, с к-рыми сталкивается индивид. Основаниями и движущей силой развития Ч. выступает совместная деятельность и общение, посредством к-рых осуществляется движение Ч. в мире людей, приобщение его к культуре. Через преобразование в своих поступках и деяниях мира, других людей и себя идет самоосуществление, самореализация и самоперсонализация Ч.

Краткий психологический словарь. — Ростов-на-Дону: «ФЕНИКС». . 1998.


человек
— существо, воплощающее высшую ступень развития жизни на Земле, субъект общественно-исторической деятельности. Как субъект и продукт деятельности трудовой в обществе является системой, где физическое и психическое, генетически обусловленное и прижизненно сформированное, природное и социальное образуют нерасторжимое единство. Психология изучает в человеке психику и ее развитие (см. социогенез), его индивидуально-психологические особенности (см. индивидуальность; личность), роли, выполняемые им в социальной жизни, его деятельность и общение. Практически вся психология обращена к проблеме человека как индивида, включенного в социальные связи, его развития в процессах обучения и воспитания, его формирования в деятельности и общении.

Словарь практического психолога. — М.: АСТ, Харвест. . 1998.


Синонимы:
    архантроп, аск, атлантроп, африкантроп, безенчук, бодисатва, брахикефал, венец творения, гомо сапиенс, гульбияван, двуногий, двуногое, двуногое без перьев, душа, землянин, индивид, индивидуум, йети, квартерон, кроманьонец, лицо, личность, малый, млекопитающее, муж, мужчина, мыслящий тростник, мэн, нара, неадерталец, неандерталец, некто, неоантроп, один человек, особа, официант, парень, периэк, персона, пикник, питекантроп, презинджантроп, примат, прислужник, рабочая единица, рабочая сила, рожденный женщиной, сапиенс, селфмейдмен, синантроп, синатроп, слуга, смертный, создание, субъект, существо, телантроп, тип, типаж, титан, тофалар, трихромат, троглодит, усач, услужающий, услужник, фигура, царь природы, чадатроп, чел, человече, человечек, человеческое существо, человечина, человечишка, человечище, эоантроп, юдольник, явантроп


Просмотров: 1903
Категория: Словари и энциклопедии » Психология » Большая психологическая энциклопедия





Другие новости по теме:

  • Депривация развития
  • Дислексия развития
  • Дислексия, наблюдающаяся в процессе развития
  • ЗОНЫ РАЗВИТИЯ
  • Задержка Психического Развития
  • Задержка Психического Развития
  • ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ
  • Нормы развития
  • ОБРАЗ ЖИЗНИ
  • ОБРАЗ ЖИЗНИ
  • ОБРАЗ ЖИЗНИ
  • ПСИХОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ
  • Психогенные развития личности
  • СТРАТЕГИЯ ИЗУЧЕНИЯ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
  • Стадии развития поведения ребенка (children's behavioral stages)
  • ТЕОРИЯ РАЗВИТИЯ ВОСПРИЯТИЯ ПУТЕМ ФОРМИРОВАНИЯ ПЕРЦЕПТИВНЫХ ДЕЙСТВИЙ
  • Теория Развития Эриксона
  • УРОВЕНЬ ГРУППОВОГО РАЗВИТИЯ
  • УРОВЕНЬ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
  • ЦИВИЛИЗАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ ТИПЫ
  • ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНО-ГЕНЕТИЧЕСКИЙ МЕТОД (исследования психического развития)
  • зона развития
  • сензитивные периоды развития
  • ситуация развития социальная
  • социальная ситуация развития
  • уровень группового развития
  • уровень развития умственного
  • уровень умственного развития
  • условие развития
  • фактор развития



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь