|
КАРПОВ Василий НиколаевичКАРПОВ Василий Николаевич (род. 1798- ум. 1867) рус. философ, психолог, переводчик и комментатор Платона, изучению наследия кот. посвятил половину своей жизни. Плодом этой работы являлся сначала перевод важнейших диалогов (1841), а затем 4 тт. «Соч. Платона» (1863). В мастерски написанных им введениях к каждому из диалогов и филологических, исторических и философских примечаниях к ним он выступал как блестящий критик и комментатор. Карпов понимал философию как науку, рассматривающую «все бытие как одно гармоническое целое в сверхчувственном или мыслимом, сколько оно может быть развито из сознания и выражено в системе». Ее цель – найти закон гармонического бытия Вселенной и указание в ней места, значения и отношения человека. Определение философии покоится у Карпова на двух предпосылках: 1) принципе самосознания, высказанном еще в древности и со времен Вольфа сложившемся в философское учение, т.е. психологии или антропологии; 2) принципе, требующем объединения всех наук в одно целое, и, соответственно, исследования природы в целом едином бытии. Метод или форма изложения философии определяется ее предметом и потому должен быть охарактеризован как метод систематический. Под системой же нужно понимать не внешний распорядок и распределение частей, а их внутреннюю согласованность и совместимость в одном организме науки. В решении проблемы веры и знания Карпов готов видеть ту полезность, которая оправдает отечественную философию; он задается вопросом: «Какой наукословной пользы можно ожидать от ее национального характера?» И отвечает: ни в чем ином народность не состоит, как только в православии и самодержавии. Истинная философия, по мнению Карпова, действует «между внушениями религии и политики», согласовывает существенные требования человеческой природы с законами веры и условиями отечественной жизни. Рус. оригинальная философия должна, определив место человека в мире, охарактеризовать его как тип истинно рус. жизни, т.е. в условиях общественной жизни и уставах православной церкви, «элементы которых существенно вошли в природу россиянина и сделали его субъектом народным», – и тогда, наконец, «прояснить ему его обязанности по отношению к Отечеству и Религии». Если государство имеет свою философию, то должна образоваться своя «наукословность», если же оно не проявило своей народно-философской идеи, то или довольствуется подражанием, или «еще живет одною жизнию практической». В книге «Систематическое изложение логики» (1856), за которую ему была присуждена Демидовская премия, логика рассматривается Карповым исключительно как наука о формах мышления. В своих философских воззрениях, проникнутых идеализмом, Карпов держался золотой середины. Таково его «Введение в философию» (1840), где делается попытка провести «философский корабль между бесконечным и строгим догматизмом философии». Кроме того, им написаны: «Взгляд на движение философии в Христ. мире», 1856; «Философский рационализм новейшего времени», 1860; «Вступительная лекция в психологию», 1868. Философский энциклопедический словарь. 2010. КАРПОВ Василий Николаевич (2 апр. 1798 – 8 дек. 1867) – рус. философ-идеалист. Окончил Киевскую духовную академию (1825), в к-рой с 1831 преподавал философию. Проф. филос. наук Петербургской духовной академии (с 1835). Переводчик соч. Платона (1-е изд. – ч. 1–2, СПБ, 1841–42; 2-е – ч. 1–6, 1863–79). Исходя из ложного идеалистич. положения о конечности природы и бесконечности духа, К. пытался доказать зависимость развития человеч. разума от того, насколько он просветляется верой. Соч.: Введение в философию, СПБ, 1840; Систематическое изложение логики, СПБ, 1856; Взгляд на движение философии в мире христианском..., "Ж. М-ва народного просвещения", 1856, ч. 92; О самопознании, "Странник", 1860, кн. 1; О бессмертии души – против натурализма, там же, 1861, кн. 5; Философский рационализм новейшего времени, "Христианское чтение", 1860, кн. 3–6, 12; О нравственных началах, там же, 1867, кн. 9; Вступительная лекция в психологию, там же, 1868, кн. 2. Лит.: Колубовcкий Я., Материалы для истории философии в России, "Вопр. филос. и психол.", 1890, кн. 4; Памяти В. Н. Карпова. [Сб. ст. ], СПБ, 1868 (имеется библиография). Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия. Под редакцией Ф. В. Константинова. 1960—1970. КАРПОВ Василий Николаевич КАРПОВ Василий Николаевич [2 (13) апреля 1798, с. Хреновое Бобровского у. Воронежской губ. — 3 (15) декабря 1867, Петербург] — русский философ, воспитанник киевской школы философского теизма, переводчик сочинений Платона. Окончив Киевскую духовную академию, в 1833 получает приглашение в Петербургскую духовную академию. В 1835 занимает кафедру философии, читает курсы — введение в философию, история философии, в т. ч. новейшая после Канта; по логике и психологии. Главным делом жизни считал перевод Платона, положив основные идеи античного мыслителя в основание собственного философствования. “Введение в философию” (СПб., 1840) было попыткой построения системы т. н. философского синтетизма, в котором знание и бытие, идеальное и реальное рассматривались в коренном и нераздельном их существовании, а не выводились одно из другого. Основанием философии считал сознание как факт внутреннего опыта, непосредственно известный, сам по себе ясный и всеобщий. Сознание, понимаемое конкретно, как нечто реальное, существующее, есть единственное начало всего, что человек мыслит, чувствует, желает и к чему стремится. Платонизм дает возможность избежать односторонности, когда берется какое-либо философское начало (иногда чувство, иногда ум) и ему подчиняются другие. Особой областью метафизических исследований признавал человека и окружающий его мир, который понимал трояко: как чувственный, метафизический и абсолютный (абсолютное бытие). Соответственно и человек может трояким образом входить в мир: через внешние ощущения, через “идеи”, через духовное созерцание Божества. В основании системы философского синтетизма лежал “закон гармонического бытия вселенной”. В академической среде Карпов считался идеально настроенным “христианским философом”. Соч.: Систематическое изложение логики. СПб., 1856; Взгляд на движение философии в мире христианском и на причины различных ее направлений.— “Журнал Министерства народного просвещения”, 1856, ч. 92; Философский рационализм новейшего времени.— “Христианское чтение”, 1859, № 11; 1860, № 3—6, 12; Душа и действующие в природе силы,— Там же, 1866, № 2; Систематическая форма философского рационализма, или Наукоучение Фихте.— “Радуга”, 1865, № 1; 1866, №2; О самопознании.—“Странник”, 1860, № l. Лит.: Высокоостровскии А. П. Покойный Карпов как почитатель сократо-платоновой философии. СПб., 1893; Памяти русского философа В. Н. Карпова, сб. статей. СПб, 1898. А. И. Абрамов Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль. Под редакцией В. С. Стёпина. 2001. Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Философская энциклопедия Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|