|
ХАЛЬБВАКСХАЛЬБВАКС (Halbwachs) Морис (11.3.1877, Реймс,— 16.3.1945, Бухенвальд), франц. социолог, представитель социологич. школы Э. Дюркгейма. Сторонник социализма Ж. Жореса. За участие в Сопротивлении был заключён в концлагерь Бухенвальд. Начав с истории философии, X. затем исследовал гл. обр. социологич. и социально-психологич. проблемы. Осн. работы X. посвящены проблемам потребностей, потребления, образа жизни и психологии социальных классов, гл. обр. рабочего класса. Существование классов, по X., предполагает наличие классового самосознания и обществ. иерархии, которая основана на определ. системе социальных ценностей: «Классы следует определять по отношению к благам, рассматриваемым как наиболее важные в каждом типе общества» («La classe ouvriere et les niveaux de vie», P., 1913, p. 111). Подвергая критике индивидуалистич. теории потребностей и потребления, X. подчёркивал необходимость рассмотрения целостной социальной структуры. Правильно отмечая роль классового самосознания в становлении и развитии классов, он недооценивал значение форм участия в обществ. производстве для определения классовой принадлежности. X. смягчил антипсихологич. пафос Дюркгейма в анализе самоубийства, показав роль психич. факторов в этом явлении («Причины самоубийства» — «Les causes du suicide», 1930). В работах по проблемам памяти X. показал, что память — не только психофизиология., но и социальная функция. Индивидуальная память существует, по X., благодаря «коллективной памяти» (воплощённой в традициях, социальных институтах и т. д.), а социальное взаимодействие — важный фактор запоминания. Социальная среда упорядочивает воспоминания в пространстве и во времени, она — источник как самих воспоминаний, так и понятий, в которых они воплощается. Эти положения сохраняют значение для развития социальной психологии. Leibniz, nquv. ed., P., 1930; L'evolution des besoins dans lea classes sociales et ouvrieres, p., 1933; Genre de vie, P., 1939; La memoire collective, P., 1950; Les cadres socjaux de la memoire, nouv. ed., P., 1952; Esquisse d'une Psychologie des classes sociales, P., 1955; в рус. пер.— Возникновение религ. чувства по Дюркгейму, в сб.: Происхождение религии в понимании бурж. ученых, М., 1932. Совр. социологическая теория..., сост. Г. Беккер и А. Босков, пер. с англ., М., 1961, гл. 22; История бурж. социологии первой пол. 20 в., М., 1979. Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. 1983. ХАЛЬБВАКС (Halbwachs), Морис (11 марта 1877 – 16 марта 1945) – франц. социолог, последователь Дюркгейма, проф. социальной психологии ун-та в Страсбуре, Сорбонны и Коллеж де Франс. Участник Сопротивления, погиб в концлагере Бухенвальд. Вначале занимался историей философии, затем социологией и социальной психологией. Изучал проблемы потребления и социальной структуры населения ("Рабочий класс и уровень жизни" – "La classe ouvriere et les niveaux de vie", P., 1913; "Эволюция потребностей социальных и трудящихся классов" – "L'evolution des besoins dans les classes sociales et ouvrieres", P., 1933). Понятие класса, по X., связано не только с профессией и размером дохода, но и определ. системой ценностей и идеалов. X. продолжил начатое Дюркгеймом социологич. изучение проблемы самоубийства. Он усовершенствовал методику исследования и показал значение в качестве причины самоубийств неприспособленности людей к новым условиям жизни, вызванной быстрым процессом урбанизации ("Причины самоубийства" – "Las causes du suicide", P., 1930). В своих исследованиях широко применял статистич. методы. Важное место в исследованиях X. занимает проблема памяти. X. различает индивидуальную и коллективную память; первая, по X., обусловлена коллективным взаимодействием; коллективная память существует наряду с индивидуальной и развивается по своим законам (см. "La memoire collective", P., 1950, p. 36). Исходя из концепции Дюркгейма о коллективных представлениях, к-рые подчиняют себе психику индивида, X. видит явления памяти прежде всего в наличии обществ. институтов, традиций, обычаев, верований и т.д. Воспоминания возникают не сами по себе, а лишь под влиянием требований "извне", исходящих от общества: наше окружение есть источник воспоминаний, оно определяет необходимость воспроизведения, создает вехи, точки отсчета для упорядочения воспоминаний во времени и пространстве. Воспоминания других, проявляющиеся в акте коммуникации, есть опора и для воспоминаний индивида. Благодаря использованию общих понятий, в первую очередь времени и пространства (последние, согласно школе Дюркгейма, – результат обществ. сознания), человек в акте воспоминаний не может отдифференцировать образ, локализованный в месте и времени, от социального опыта своего окружения. Единств. случай – состояние сна – где появление образов не обусловлено непосредственно воздействием среды и где поэтому нет никакого их упорядочивания, есть не проявление памяти, а ее отрицание. Все это, по мнению X., ставит под сомнение традиционное представление о механизмах памяти как о репродукции следов или "перевода" воспоминания из бессознательного в сознание; по X., индивид не репродуцирует, а реконструирует прошлое при познании настоящего. "Социальные рамки памяти" ("Les cadres sociaux de la memoire", P., 1925) – это не "пустые формы", заполняемые суммой индивидуальных воспоминаний, и не только насильств. навязывание "извне", но гл. обр. механизм, инструмент, с помощью к-рого коллективное сознание воздействует на индивида. Концепция X. нашла продолжение гл. обр. в работах о памяти франц. психологов и психопатологов (П. Жане, Ж. Деле). Соч.: Leibniz, P., 1907; La theorie de l'homme moyen, essai sur Quetelet et la statistique morale, P., 1913; Les origines du sentiment religieux d'apres Durkheim, P., 1925; Morphologie sociale, P., 1938; La memoire collective, P., 1950; Esquisse d'une psychologie des classes sociales, P., 1955 (англ. пер., L., 1958); в рус. пер. – Возникновение религ. чувства по Дюркгейму, в сб.: Происхождение религии в понимании бурж. ученых, М., 1932. Лит.: Рубинштейн С. Л., Принципы и пути развития психологии, М., 1959, с. 308–31; Беккер Г., Босков ?., [сост.], Совр. социологич. теория в ее преемственности и изменении, пер. с англ., М., 1961, с. 449, 728–30; Friedmann G., M. Halbwachs, "Europe", 1946, No l, p. 45–54. M. Роговин. Москва. О. Тутунджян. Ереван. Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия. Под редакцией Ф. В. Константинова. 1960—1970. Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Философская энциклопедия Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|