СОЦИАЛЬНЫЙ ПРЕСТИЖ


СОЦИАЛЬНЫЙ ПРЕСТИЖ
        см. Престиж социальный.

Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. . 1983.


СОЦИАЛЬНЫЙ ПРЕСТИЖ
соотносительная оценка индивида, социальной или проф. группы, социального института, разделяемая членами данного общества или группы на основании определ. системы ценностей. В более узком смысле – признанное коллегами или согражданами превосходство индивида пли группы, вытекающее из сравнения их с другими. Объективной основой обществ. признания индивида может быть только тот реальный вклад, к-рый он вносит в общее дело, но в обществ. мнении оценка этого вклада опосредствуется социально-психологич. факторами и может подвергаться искажениям.
До конца 18 в. слово "престиж" использовалось в Зап. Европе в смысле, близком к исходному (латинскому), – необычный эффект иллюзиониста ("престижиратора"), а затем метафорически применялось к деятелям лит-ры и иск-ва. В конце 19 в. говорили о престиже политич. и др. лидеров, если их влияние основывалось на уважении и восхищении сограждан. Г. Тард объяснял движение моды и т.п. явления как результат подражания источнику С. п. Дальнейшие исследования показали, что человек действительно склонен идентифицировать себя с обладателем С. п., и это часто заставляет стремиться к престижной профессии, заимствовать вкусы и мнения носителей С. п. и т.д.
Стремление людей к С. п. объясняется различными школами по-разному, однако мн. работы свидетельствуют об обусловленности этой тенденции социальными факторами – от социальной системы общества до взаимоотношений в семье, культурными традициями. Неофрейдизм исходит из того, что, чем острее у индивида внутр. беспокойство и тревога по поводу отношения к нему окружающих, чем больше в нем подсознат. неуверенности в собств. ценности и безопасности, тем сильнее, как контр-баланс, проявляется компульсивное стремление к престижу. По мнению Дж. Мида, поскольку другие – это "зеркало", определяющее человеч. Я, С. п. обеспечивает самоутверждение личности – уважение к себе, гарантированное уважением других людей.
В идеальном случае повышение С. п. ролей социальных, для к-рых не хватает исполнителей, способствует привлечению людей для осуществления необходимых обществу функций. Господствующая в обществе система ценностей обусловливает высоту С. п. причастностью к доминирующей ценности и предопределяет критерии оценивания. Эти критерии соотносятся с ролями как непосредственно (напр., условия и содержание труда), так и через признаки соответствующих ролям социальных статусов (напр., образование или даже тип одежды), к-рые могут фетишизироваться как источник С. п.
Динамику С. п. нельзя толковать однозначно как отражение какого-то одного фактора. Однако С. п. поддается эмпирич. определению и выступает как важный показатель таких недоступных прямому наблюдению явлений, как система ценностей общества, степень социальной дифференциации и т.п. Изменение С. п. за определ. период позволяет судить о происходящих социальных изменениях. Реклама и пропаганда в бурж. обществе в значит. степени основаны на придании С. п. определ. позициям, предметам, вкусам и верованиям. Средства массовой коммуникации, находясь в руках господств. класса, способствуют перераспределению С. п. в его интересах.
Конкретные социальные исследования в СССР и др. социалистич. странах показали, что С. п. профессий, насел. пунктов и т.д. оказывает большое влияние на проф. ориентацию молодежи, отношение рабочих к труду и социальную мобильность. В результате этих исследований выявилась известная диспропорция между нуждами народного хозяйства в определ. профессиях и ориентацией молодежи, связанной с существующим распределением С. п. отд. профессий. Изучение С. п. – необходимое условие социального прогнозирования и воздействия на динамику С. п. в интересах общества.
Лит.: Шубкин В. Н., Выбор профессии в условиях коммунистич. строительства, "ВФ", 1964, No 8; его же, Молодежь вступает в жизнь, там же, 1965, No 5; его же, Нек-рые вопросы адаптации молодежи к труду, в сб.: Социальные исследования, М., 1965; Водзинская В. В., Отношение молодого рабочего к своей профессии, в сб.: Труд и развитие личности, [Л.], 1965; Замошкин Ю. ?., Кризис бурж. индивидуализма и личность, М., 1966; Здравомыслов А. Г. и Ядов В. Я., Отношение к труду и ценностные ориентации личности, в кн.: Социология в СССР, т. 2, М., 1966; Аитов ?. ?., Влияние общеобразоват. уровня рабочих на их производств. деятельность, "ВФ", 1966, No 11; Человек и общество. Сб., вып. 2, [Л.], 1967; Замошкин Ю. ?., Жилина Л. ?., Фролова H. T., Сдвиги в массовом потреблении и личность, "ВФ", 1969, No 6; Weber M., Gesammelte Aufsatze zur Wissenschaftslehre, 2 Aufl., Tubingen, 1951; Murphy G., Social motivation, в кн.: Handbook of social psychology, v. 2, Camb., 1954; Rosenberg M., Occupations and values, Glencoe, [1957]; Packard V., The status seekers, N. Y., [1959]; Identity and anxiety, Glencoe, [1960]; Garbiт A. P., Bates F. L., Occupational prestige: an empirical study of its correlates, "Social Forces", 1961, v. 40, No 2; Margоt-Duсlоt J., Le prestige, "Bull. de psychologie", 1961, t. 15, No 1 (197); Personality and social systems, ed. N. J. Smelser, W. T. Smelser, N. Y., [1963].
В. Ольшанский. Москва.

Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия. . 1960—1970.


Просмотров: 1970
Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Философская энциклопедия





Другие новости по теме:

  • Вайнлендская шкала социальной зрелости (vineland social maturity scale)
  • ГРУППЫ СОЦИАЛЬНЫЕ
  • Исследование социального климата (social climate research)
  • Исследования личности (personality research)
  • ОДНОМЕРНЫЙ ЧЕЛОВЕК. ИССЛЕДОВАНИЕ ИДЕОЛОГИИ РАЗВИТОГО ИНДУСТРИАЛЬНОГО ОБЩЕСТВА
  • Оценка личности (personality assessment)
  • ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ОБЩЕСТВА
  • ПРЕСТИЖ
  • ПРЕСТИЖ
  • ПРЕСТИЖ СОЦИАЛЬНЫЙ
  • ПРОМИТТОР Планета, к которой может быть определена дирекция сигнификатора, в результате чего образуется аспект между прогрессивным положением сигнификатора и положением при рождении промиттора, обещающий определенные события или условия, соответствую
  • Престиж языка
  • Развитие социального поведения людей (development of human social behavior)
  • СОЦИАЛЬНЫЕ ГРУППЫ
  • СОЦИАЛЬНЫЙ ПРЕСТИЖ
  • Социальное влияние (social influence)
  • Социальные вмешательства (social interventions)
  • Социальный интерес (social interest)
  • Социальный класс (social class)
  • Социальный конструкционизм (social constructionism)
  • Статус профессии (job status)
  • Стефенсона методика исследования личности
  • Теории социального научения (social learning theories)
  • Теория социального обмена (social exchange theory)
  • Тренинг социальных навыков (social skills training)
  • Шкала социальной дистанции Богардуса (Bogardus social distance scale)
  • метод исследования личности
  • модифицированный метод исследования личности
  • престиж
  • стандартизованный метод исследования личности



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь