Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/init.php on line 69 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/init.php on line 69 Warning: strtotime(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/academicru/academicru_news.php on line 46 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/academicru/academicru_news.php on line 47 Warning: strtotime(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/academicru/academicru_news.php on line 49 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/academicru/academicru_news.php on line 50 РОЛЬ СОЦИАЛЬНАЯ



РОЛЬ СОЦИАЛЬНАЯ


РОЛЬ СОЦИАЛЬНАЯ
        совокупность норм, определяющих поведение действующих в социальной системе лиц в зависимости от их статуса или позиции, и само поведение, реализующее эти нормы. В ролевом описании общество или любая социальная группа предстаёт в виде набора определ. социальных позиций (рабочий, учёный, школьник, муж, солдат и т. д.), находясь вкоторых человек обязан повиноваться «социальному заказу» или ожиданиям (экспектациям) др. людей, связанных с данной позицией. Выполняя этот «социальный заказ», человек осуществляет один из неск. возможных вариантов исполнения Р. с. (скажем, ленивого или старательного ученика и т. п.).
        Понятие Р. с. было предложено независимо друг от друга амер. социологами Р. Линтоном и Дж. Мидом в 1930-х гг., причём первый трактовал Р. с. как едини- цу обществ. структуры, описываемой в виде заданной человеку системы норм, второй — в плане непосредств. взаимодействия людей, «ролевой игры», в ходе которой, благодаря тому, что человек представляет себя в роли другого, происходит усвоение социальных норм и формируется социальное в личности. Линтоновское определение Р. с. как «динамического аспекта статуса» закрепилось в структурном функционализме и разрабатывалось Парсонсом, Радклифф-Брауном, Мертоном. Идеи Мида получили развитие в интеракционистской социологии и психологии. При всех различиях оба этих подхода объединяет представление о Р. с. как об узло-вой точке, в которой смыкаются индивид и общество, индивидуальное поведение превращается в социальное, а индивидуальные свойства и наклонности людей сопоставляются с бытующими в обществе нормативными установками, в зависимости от чего происходит отбор людей на те или иные Р. с. Разумеется, в действительности ролевые ожидания никогда не бывают однозначными. Кроме того, человек часто попадает в ситуацию ролевого конфликта, когда его разные Р. с. оказываются· плохо совместимыми. В новейших зап. социологич. и психологич. теориях заметно стремление преодолеть присущее Р. с. «робото-образное» представление о человеке как культурно и социально запрограммированном существе. Отсюда призывы вернуться к исследованию субъективных детерми-нант поведения человека, его «внутр. сущности» (Роджерс, Маслоу — США).
        Появление понятия Р. с. отражало прогрессивную тенденцию перехода от индивидуалистич. интерпретации личности к пониманию её как социального феномена. Оно употребляется и в марксистской социологии, и психологии. Маркс ещё в 19 в. подчёркивал безличноролевой характер обществ. отношений и одновременно возражал против индивидуалистич. теорий личности и самосознания. Однако марксистское понимание Р. с. отличается от функционалистского или интеракционистского. При анализе социальной структуры общества марксизм придаёт решающее значение классовой структуре, по отношению к которой др. Р. с. выступают как производные или второстепенные. Имея в своей основе статич. модель общества, ролевой подход недостаточен для описания обществ. развития и лежащей в его основе творч. преобразоват. деятельности людей. Человеч. деятельность не исчерпывается ролевым, т. е. шаблонным, поведением; за пределами Р. с. остаются разнообразные виды отклоняющегося (девиантного) и спонтанного поведения, в том числе новаторская деятельность человека, созидающая новые нормы и новые Р. с. Точно так же и структура личности не сводится к совокупности Р. с.: их интериоризация (усвоение) и соподчинение всегда предполагают конкретную индивидуальность, складывающуюся на протяжении жизненного пути индивида и отличающуюся большой устойчивостью.
        Шибутани Т., Социальная психологич. пер. с англ., М., 1969; Смирнов Г. Л., Сов. человек, M., 19803; Социальная психологич. М., 1975; Кон И. С., Открытие «Я», М., 1978; Андреева Г. М., Социальная психологич. М., 1980; Role, ed. by J. A. Jackson, Camb., 1972 (Sociological Studies, 4); Role theory: concepts and research, ed. by B. J. Biddle and E. J. Thomas, Huntington, 1979.

Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. . 1983.


РОЛЬ СОЦИАЛЬНАЯ
категория, употребляемая для выражения социального взаимодействия, функционирования индивида в группе, а также индивида или группы в обществ. организме. В бурж. социологии существует множество определений Р. с. Анализ 80 важнейших работ амер. социологов, где использовалась категория Р. с, показал трудности определения понятия Р. с. (см. L. J. Neiman and J. W. Hughes, The problem of the concept of role. A re-survey of the literature, в журн.: "Social Forces", 1951, v. 30, No 2, p. 149). Большинство определений сходилось на том, что P. c. это – ряд действий или поступков человека, соответствующий его положению (позиции, статусу) в социальной группе, это динамич. аспект социального статуса. Слова "мать", "офицер", "учитель" обозначают положение человека в определ. группе и одновременно – определ. систему поведения. Каждый, кто занимает то или иное социальное положение, вынужден принимать во внимание экспектации (ожидания – требования) группы, касающиеся соответствующей роли. Люди не всегда сознают свои Р. с., часто их исполнение осуществляется автоматически. Участвуя в различных группах, каждый исполняет неск. ролей. В связи с этим возможно противоречие между различными ролями человека.
Четкая классификация Р. с. отсутствует, хотя часто указывается на различие ролей по определенности предписанных действий (ср. "врач" и "часовой"), по широте (ср. "гражданин" и "пассажир"), по продолжительности (ср. "женщина" и "девочка"), по значению (ср. "друг" и "знакомый") и т.п. Иногда перед словом "роль" (как и перед словом "статус") ставится прилагательное, обозначающее, какой системой отношений предопределена данная роль. Нек-рые авторы разделяют Р. с. на конвенциональные, ситуационные и личностные – напр., взаимоотношения мужа и жены включают эти три "уровня" ролей. Иногда говорится о "возвратных" ролях, или контр-ролях (отец – сын). Употребляется деление Р. с. на "предписанные", к-рые предопределены человеку в силу биологич. или социо-культурных факторов (возраст, пол, происхождение) и "достигаемые" в процессе жизни и научения. Поскольку Р. с. допускает нек-рые индивидуальные вариации, различают Р. с. как некий "идеальный" тип поведения, и ролевое поведение, как его индивидуальное воплощение, опосредствованное личностными качествами человека, его пониманием ситуации, представлениями об окружающих и т.д. Ролевые отношения достигают максимума в ритуалах и минимальны в критич. ситуациях, в новых и не структурировавшихся группировках. Социальное взаимодействие требует согласия участников о содержании ролей; различное представление о взаимосвязанных ролях приводит к напряжениям и конфликтам.
В бурж. концепциях не раскрываются существ. причины, определяющие содержание Р. с, что связано с присущим бурж. социологии идеалистич. и психологич. истолкованием общества. На основе анализа объективной общественной структуры, динамики историч. развития и деятельности людей исторический материализм показывает реальные причины, определяющие отношения людей в конкретном социальном организме, пути изменения сложившихся ролевых отношений.
Лит.: Ленин В. И., Экономич. содержание народничества и критика его в книге г. Струве (часть 2), Соч., 4 изд., т. 1; Плеханов Г. В., К вопросу о роли личности в истории, Соч., т. 8, М.–П., 1923; Божович Л. И., Изучение личности школьника и проблемы воспитания, в кн.: Психологич. наука в СССР, т. 2, М., 1960; Историч. материализм и социальная философия совр. буржуазии, М., 1960; Шнирман А. Л., Коллектив и развитие личности школьника, Л., 1962; Совр. психология в капиталистич. странах, М., 1963; Новиков Н. В., Об исходных посылках и главных чертах бурж. теории "социального действия", в кн.: Марксистская и бурж. социология сегодня, М., 1964; Замошкин Ю. ?., Кризис бурж. индивидуализма и личность, М., 1966; Sargent S. and Williamson R., Social psychology, 2 ed., ?. ?., [1958]; Gross ?., Mason W. S., Mc Eachern A. W., Explorations in role analysis, N. Y.–L., [1958]; Handbook of social psychology, ed. by G. Lindzey, Reading (Mass.), [1959]; Dahrendorf R., Homo sociologicus, 4 Aufl., Koln, 1964. См. также лит. при ст. Ролей теория.
В. Ольшанский. Москва.

Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия. . 1960—1970.


Просмотров: 1286
Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Философская энциклопедия





Другие новости по теме:

  • «К ВОПРОСУ О РОЛИ ЛИЧНОСТИ В ИСТОРИИ»
  • ПОВЕДЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА
  • Психиатрическая социальная работа (psychiatric social work)
  • РОЛЬ (социальная роль)
  • РОЛЬ НАРОДНЫХ МАСС И ЛИЧНОСТИ В ИСТОРИИ
  • РОЛЬ СОЦИАЛЬНАЯ
  • РОЛЬ СОЦИАЛЬНАЯ
  • Развитие социального поведения людей (development of human social behavior)
  • Разыгрывание ролей (role playing)
  • Ролевые ожидания (role expectations)
  • СОЦИАЛЬНАЯ РОЛЬ
  • Социальная желательность (social desirability)
  • Социальная изоляция (social isolation)
  • Социальная поддержка (social support)
  • Социальная психология (social psychology)
  • Социальная психофизиология (social psychophysiology)
  • Социальная роль
  • Социальная структура общества
  • Социальная фобия (social phobia)
  • Страхи людей на разных этапах жизни (fears throughout the life span)
  • Такие подростки, как правило, зависимы от своих родителей и для них характерны социальная и психологическая незрелость и социальная изоляция.
  • Теории социального научения (social learning theories)
  • Теория социального обмена (social exchange theory)
  • Терапия фиксированных ролей (fixed-role therapy)
  • Тесты разыгрывания ролей (role-play tests)
  • концепция отношений личности
  • отношений личности концепция
  • поведение инвертированных людей
  • роль социальная
  • самоопределение личности в группе



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь