Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/init.php on line 69 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/init.php on line 69 Warning: strtotime(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/academicru/academicru_news.php on line 46 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/academicru/academicru_news.php on line 47 Warning: strtotime(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/academicru/academicru_news.php on line 49 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/academicru/academicru_news.php on line 50 ПЕРИПАТЕТИЧЕСКАЯ ШКОЛА



ПЕРИПАТЕТИЧЕСКАЯ ШКОЛА


ПЕРИПАТЕТИЧЕСКАЯ ШКОЛА
        Пеpипат(ос), или Ликей (по названию гимнасия, расположенного около храма Аполлона Ликейского, за вост. окраиной Афин), филос. школа Аристотеля. Термин «перипатетик» происходит от слова — «(крытая) галерея», служившая лекционным залом (ср. аналогичное происхождение термина «стоики» от «стоа» — «портик»), приобретённая вместе с окружающим садом в собственность Теофрастом и завещанная им школе (см. завещание Теофраста у Диогена Лаэртия V 52 слл.); ошибочно восходящее к Гермиппу объяснение от — прогуливаюсь.
        Хронологически различают: 1) перипатетиков 4—2 вв. до н. э.; 2) возрождение аристотелизма в 1 в. до н. э., связанное с именем Андроника Родосского; 3) перипатетиков 1—3 вв. н. э., частично совпадающих с понятием комментаторов Аристотеля. Под перипатетиками в узком смысле иногда понимают философов, непосредственно связанных с школьной традицией в Ликее и относящихся гл. обр. к 1-му периоду, а начиная с Андроника говорят о греч. аристотелизме и аристотеликах. Схолархи П. ш. 1-го периода: Аристотель (335/334—323/322) до н.э.; Теофраст (323/322—288/286); Стратон из Лампсака (287/286—269/268); Ликон из Троады (272/268— 228/225); Аристон из Кеоса (228/225—?); Критолай из Фаселиды (в старости участвовал в посольстве в Рим 156/155); Диодор из Тира — приблизительно до 110; Эримней — ок. 100 до н. э. К 1-му поколению перипатетиков — непосредств. учеников Аристотеля принадлежат Теофраст и Евдем (самые догматич. аристотели-ки), Гераклид Понтийский (связанный также с Древней Академией), Дикеарх и Аристоксен, к ним близок по возрасту Деметрий Фалерский; к 4—3 вв. относятся Хамелеон из Гераклеи Понтийской, Клеарх из Сол, Фаний из Эреса и Праксифан с Лесбоса; к 3 в.— Иероним из Родоса; ок. 200 — Гермипп из Смирны, 2 в.— Сотион из Александрии и Аристон Младший, ученик Критолая. Фрагменты утраченных соч. перипатетиков 4—2 вв. (кроме Теофраста) и свидетельства о них изданы с комм. в собр. Ф. Верли.
        Во времена Аристотеля и Теофраста Ликей соединял в себе функции своего рода академии наук (систематич. разработка всех областей знания на основе метода Аристотеля, координация науч. работы между отд. членами П. ш.) с функциями высшей школы афинской молодёжи; лекции Теофраста посещало до 2 тыс. слушателей (отсюда новоевроп. понятие лицея). Последним крупным систематиком н теоретиком был Стратон, затем происходит загадочное исчезновение аристотелизма из П. ш. (ср. параллельное исчезновение платонизма из эллинистич. Академии): большинство перипатетиков 3—2 вв. занимаются историч. биографиями, литературоведением и популярной этикой — феномен, который объясняют обычно судьбой библиотеки Аристотеля. Согласно Страбону («География» 13,1,54), Теофраст завещал её вместе со своими книгами Нелею из Скепсиса (М. Азия), наследники Нелея свалили её в подвал, где она пролежала ок. 200 лет, пострадав от сырости и моли; в течение всего этого времени, по Страбону, перипатетики были лишены трактатов Аристотеля и имели в своём распоряжении только опубликованные науч.-популярные («эксотерич.») диалоги. В 1 в. до н. э. свитки купил библиофил Апелликон из Теоса. После смерти Апелликона Сулла, ограбивший Афины в 86 до н. э., вывез их в Рим, где через грамматика Тиранниона они попали в руки Андронику Родосскому и были изданы, вероятно, вскоре после 43 до н. э. (традиция называет Андроника 11-м схолархом П. ш.).
        Перипатетики 1 в. до н. э. впервые основательно изучены в капитальном труде: Р. Moraux, Der Aristotelismus bei den Griechen von Andronikos bis Alexander von Aphrodisias, Bd 1: Die Renaissance des Aristotelismus im I. Jh. v. Chr., B.—N. Y., 1973. Помимо Андроника, Апелликона и Тиранниона, к ним принадлежат Аристон из Александрии, Боэт Сидонский, Ксенарх из Селевкии, Стасей из Неаполя, Кратипп из Пергама, Николай из Дамаска и в значит. мере — плодовитый доксограф Арий Дидим. Предполагаемые схолархи П. ш. после Андроника: Кратипп (ок. 45 до н. э.), Ксенарх, Менефил (кон. 1 в. до н. э.), Аспасий Афродисий-ский, Термин (ок. 160), Александр из Дамаска (ок. 170), Аристокл из Мессены, Сосиген, Александр Афродисий-ский, Аммоний (ок. 230), Проксен (ок. 270). К первым векам н. э. принадлежат также Адраст Афродисийский, Александр из Эги (учитель Нерона), Аристотель из Митилены (2в., учитель Александра Афродисийского), Птолемей Хенн из Александрии (автор биографии Аристотеля), Анатолий Александрийский (учитель Ям-влиха), автор «О декаде» (ок. 280). Все перипатетики, начиная с Андроника, занимались гл. обр. текстологией и истолкованием Аристотеля, от большинства из них, за исключением Аспасия, Птолемея Хенна, Александра Афродисийского, Анатолия, ничего не сохранилось, кроме фрагментов и косвенных свидетельств. Вершина аристотелизма первых веков н. э.— Александр Афродисийский. Начиная с 4 в. собственно перипатетич. традиция исчезает (условно причисляют к перипатетикам константинопольского ритора 4в. Фемистия), задачу комментирования Аристотеля берут на себя неоплатоники.
        Фрагменты: Die Schule des Aristoteles, Texte und Komm., hrsg. v. F. Wehrli, Bd 1 — 10, Basel — Stuttg., 1967— 19692, Suppl., Bd 1—2, 1974—78.
        Лосев А. Ф., История антич. эстетики. Аристотель и поздняя классика, М., 1975, с. 657—74 (с. 758—59 библ.); Диоген Лаэртский, М., 1979; Brink К. О., Peripatos, в кн.: RE, Suppl. VII, 1940, col. 899—949; During I., Aristotle in the ancient biographical tradition, Goteborg, 1957; Lynch J. P., Aristotle's school. A study of a Greek educational institution, Berk.— Los Ang.— L., 1972; Donini P. L., Tre studi sull' aristotelismo nel II secolo d. C., Torino, 1974.
        А. В. Лебедев.

Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. . 1983.


ПЕРИПАТЕТИЧЕСКАЯ ШКОЛА
ученики и последователи Аристотеля, к-рый имел обыкновение во время чтения лекций прогуливаться в Лицее со своими слушателями (греч. ????????? – прохаживаюсь). Хронологически можно различать несколько периодов перипатетизма. В первый п е р и о д (4–1 вв. до н.э.) главой школы был сначала Теофраст, в нее входили Эвдем Родосский, Аристоксен Тарентский, Дикеарх Мессенский. Учениками Теофраста были Деметрий Фалерейский, Дурис, Хамелеон, Праксифан. После Теофраста главой П. ш. был Стратон из Лампсака. Дальнейшими руководителями школы последовательно были Ликон, Аристон Кеосский, Критолай Ликийский, Диодор Тирский, Эримней. П. ш. этого периода свойственны довольно слабые тенденции развивать Аристотеля в области теоретич. философии и более заметная склонность к занятиям отдельными науками как философскими, так и нефилософскими. Теофраст, напр., сделал кое-что в области логики и оставил дошедшие до нас труды по ботанике. Аристоксен занимался теорией музыки, заимствуя многое у пифагорейцев. Нек-рые ученики Аристотеля в эту эпоху становились естествоиспытателями, историками, географами, теоретиками и историками литературы. Во второй п е р и о д перипатетизма (1 в. до н.э.) выступают Андроник Родосский, Боэт Сидонский, Ксенарх, Стасей Неапольский, Аристон Александрийский, Николай Дамасский. Это были по преим. издатели и редакторы аристотелевских сочинений, а также и их комментаторы. Такими же чертами характеризуется перипатетизм т р е т ь е г о п е р и о д а (1–2 вв.), хотя мы плохо осведомлены о степени оригинальности и о методах комментирования соч. Аристотеля этими перипатетиками – Александром Эгским, Сотионом, Адрастом, Гермином, Аристоклом Мессенским, Сосигеном, Александром Афродизийским, о к-ром знаем больше, чем о других. Следы аристотелизма прослеживаются у платоников, пифагорейцев и стоиков, к-рых обычно именуют эклектиками или средними платониками и к-рые участвовали в подготовке неоплатонизма. См. также Эклектизм, Платонизм, Стоицизм и Римская философия.
Источ.: Wehrli F., Die Schule des Aristoteles, Bd 1–10, Basel–Stuttg., 1944–59.
Лит.: История философии, т. 1, [M.], 1940, с. 258–68; Zeller Ed., Die Philosophie der Griechen, Tl 2, Abt. 2, 4 Aufl., Lpz., 1921, S. 806–946; Tl 3, Abt. 1, 5 Aufl., Lpz., 1923, S. 804–31.
А. Лосев. Москва.

Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия. . 1960—1970.


ПЕРИПАТЕТИЧЕСКАЯ ШКОЛА
    ПЕРИПАТЕТИЧЕСКАЯ ШКОЛА, Перипат (ос), или Ликей (???????) (по названию гимнасия, расположенного около храма Аполлона Ликейского, за восточной окраиной Афин) — философская школа Аристотеля. Термин “перипатетик” происходит от слова ????????? — “(крытая) галерея”, служившая лекционным залом (ср. аналогичное происхождение термина “стоики” от “стоа” —“портик”), приобретенная вместе с окружающим садом в собственность Теофрастом и завещанная им школе (см. завещание Теофраста у Диогена Лаэртия V 52 слл.); ошибочно восходящее к Гермиппу объяснение от ????????? — прогуливаюсь.
    Хронологически различают: 1) перипатетиков 4—2 вв. до н. э.; 2) возрождение аристотелизма в 1 в. до н. э., связанное с именем Андроника Родосского; 3) перипатетиков 1—3 вв. н. э., частично совпадающих с кругом комментаторов Аристотеля. Под перипатетиками в узком смысле иногда понимают философов, непосредственно связанных со школьной традицией в Ликее и относящихся гл. о. к 1-му периоду, а начиная с Андроника говорят о греческом аристотелизме и аристотеликах. Схолархи школы 1-го периода: Аристотель (335/4—323/2); Теофраст (323/2—288/6); Стратон из Лампсака (287/6—269/8); Дикон из Троады (272/68-228/5); Аристон с Кеоса (228/5-?); Критолай из Фаселиды (в старости участвовал в посольстве в Рим 156/5); Диодор из Тира — приблизительно до 110; Эримней — ок. 100 до н. э. К 1-му поколению перипатетиков — непосредственных учеников Аристотеля — принадлежат Теофраст и Евдем (самые догматические аристотелики), Гераклид Понтийский (связанный также с Древней Академией), Дикеарх и Аристоксен, к ним близок по возрасту Деметрий Филерский; к 4—3 вв. относятся Хамелеон из Гераклеи Понтийской, Клеарх из Сол, Фаний из Эреса и Праксифан с Лесбоса; к 3 в. — Иероним из Родоса; ок. 200 — Гермипп из Смирны, 2 в. — Сотион из Александрии и Аристон Младший, ученик Критолая. Фрагменты утраченных сочинений перипатетиков 4—2 вв. (кроме Теофраста) и свидетельства о них изданы с комментариями в собрании Ф. Верли.
    Во времена Аристотеля и Теофраста Ликей соединял в себе функции своего рода академии наук (систематическая разработка всех областей знания на основе метода Аристотеля, координация научной работы между отдельными членами школы) с функциями высшей школы афинской молодежи; лекции Теофраста посещало до 2 тыс. слушателей (отсюда новоевропейское понятие лицея). Последним крупным систематиком и теоретиком был Стратон, затем происходит загадочное исчезновение аристотелизма из Перипатетической школы (ср. параллельное исчезновение платонизма из эллинистической Академии): большинство перипатетиков 3—2 вв. занимаются историческими биографиями, литературоведением и популярной этикой — феномен, который объясняют обычно судьбой библиотеки Аристотеля. Согласно Страбону (География 13,1,54), Теофраст завещал ее вместе со своими книгами Нелею из Скепсиса (Малая Азия), наследники Нелея свалили ее в подвал, где она пролежала около 200 лет, пострадав от сырости и моли; в течение всего этого времени, по Страбону, перипатетики были лишены трактатов Аристотеля и имели в своем распоряжении только опубликованные научно-популярные (“эксотерические”) диалоги. В 1 в. до н. э. свитки купил библиофил Апелликон из Теоса. После смерти Апелликона Сулла, ограбивший Афины в 86 до н. э., вывез их в Рим, где через грамматика Тиранниона они попали в руки Андронику Родосскому и были изданы, вероятно, вскоре после 43 до н. э. (традиция называет Андроника 11-м схолархом Перипатетической школы).
    Перипатетическая традиция от Андроника до Александра основательно изучена в капитальном труде Поля Моро: Moraux Р. Der Aristotelismus bei den Griechen von Andronicos bis Alexander von Aphrodisias, Bd. 1—2,B.—N.Y, 1973—84. Помимо Андроника, Апелликона и Тиранниона, к перипатетикам 1 в. до н. э. принадлежат Аристон из Александрии, Боэт Сидонский, Ксенарх из Селевкии, Стасей из Неаполя, Кратипп из Пергама, Николай из Дамаска и в значительной мере — плодовитый доксограф Арий Дидим. Предполагаемые схолархи школы после Андроника: Кратипп (ок. 45 до н. э.), Ксенарх, Менефил (кон. 1 в. до н. э.), Аспасий Афродисийский, Гермин (ок. 160), Александр из Дамаска (ок. 170), Аристокл из Мессены, Сосиген, Александр Афродисийский, Аммоний (ок. 230), Проксен (ок. 270). К первым векам н. э. принадлежат также Адраст Афродисийский, Александр из Эг (учитель Нерона), Аристотель из Митилены (2 в., учитель Александра Афродисийского), Птолемей Хенн из Александрии (автор биографии Аристотеля), Анатолий Александрийский (учитель Ямвлиха), автор “О декаде” (ок. 280). Все перипатетики, начиная с Андроника, занимались гл. о. текстологией и истолкованием Аристотеля, от большинства из них, за исключением Аспасия, Птолемея Хенна, Александра Афродисийского, Анатолия, ничего не сохранилось, кроме фрагментов и косвенных свидетельств. Вершина аристотелизма первых веков н. э. — Александр Афродисийский. Начиная с 4 в. собственно перипатетическая традиция исчезает (условно причисляют к перипатетикам константинопольского ритора 4 в. Фемистия), задачу комментирования Аристотеля берут на себя неоплатоники.
    Фрагм.: Wehrli F. v. (hrsg.), Die Schule des Aristoteles. Texte und Kommentar, Hft. 1-10, Basel-Stuttg., 1967-1969; Suppl., Bd. 1-2, 1974-78.
    Лит.: Лосев А. Ф. История античной эстетики. Аристотель и поздняя классика. М., 1975. с. 657—674 (с. 758—759 библ.); Он же. Диоген Лаэртский. М., 1979; Brink К. О. Peripatos, RE, Suppl, VII, 1940, col. 899—949; Diiringl. Aristotle in the ancient biographical tradition. Goteborg, 1957; Lynch J. P. Aristotle's school. A study of a Greek educational institution. Berk.—Los Ang.—L., 1972; Donini P. L. Tri studi sull'aristotelismo nel II secolo d, C. Torino, 1974; Moraux P. Der Aristotelismus bei den Griechen von Andronicos bis Alexander von Aphrodisias, Bd. 1—2, В.—N. Y., 1973-84; Gottschalk H. B. Aristotelian Philosophy in the Roman World, ANRWII 36, 2, 1987, p. 1079-1174; Barnes J. Roman Aristotle.— Barnes J. and Griffin М. (eds.), Philosophia TogataII: Plat and Aristotle at Rome. Oxf., 1997, p. 1-69; А. В. Лебедев

Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль. . 2001.


Просмотров: 1521
Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Философская энциклопедия





Другие новости по теме:

  • “ТЕОЛОГИЯ АРИСТОТЕЛЯ”
  • «ТЕОЛОГИЯ АРИСТОТЕЛЯ»
  • АЛЕКСАНДР АФРОДИСИЙСКИЙ
  • АЛЕКСАНДР АФРОДИСИЙСКИЙ
  • АЛЕКСАНДР ИЗ ДАМАСКА
  • АЛЕКСАНДР из Дамаска
  • АРИСТОН АЛЕКСАНДРИЙСКИЙ
  • АРИСТОН ИЗ КЕОСА
  • АРИСТОН КЕОССКИЙ
  • АРИСТОН из Александрии
  • АРИСТОН с Кеоса
  • АРИСТОТЕЛЯ КОММЕНТАТОРЫ
  • АРИСТОТЕЛЯ КОММЕНТАТОРЫ
  • Александр Александрийский
  • Бэн Александр / Bain, Alexander
  • Запорожец Александр Владимирович / Zaporozhets, Alexander
  • Иллюзия Аристотеля
  • ПЕРИПАТЕТИЧЕСКАЯ ШКОЛА
  • ПЕРИПАТЕТИЧЕСКАЯ ШКОЛА
  • СОКРАТИЧЕСКИЕ ШКОЛЫ
  • СОКРАТИЧЕСКИЕ ШКОЛЫ
  • СОКРАТИЧЕСКИЕ ШКОЛЫ
  • ТЕОЛОГИЯ АРИСТОТЕЛЯ
  • ТЕОФРАСТ
  • ТЕОФРАСТ
  • ФИЛОСОФСКИЕ ШКОЛЫ
  • ФИЛОСОФСКИЕ ШКОЛЫ.
  • Школы пророков
  • иллюзия Аристотеля
  • после этого значит по причине этого



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь