ПЕРЕЖИТКИ


ПЕРЕЖИТКИ
        «остаточные» явления прошлого (обществ. отношения, традиции, обычаи, нормы и стандарты поведения, идеи, взгляды, представления, вкусы), сохраняющиеся в условиях нового обществ. строя, при более высоком уровне социально-экономич. развития. Наличие П. прошлых эпох отмечали ещё философы Др. Греции. Первые серьёзные попытки объяснить это явление предпринимались мыслителями нового времени. Так, представитель франц. Просвещения, исследователь архаич. культов Ш. де Брос живучесть, П. связывал с силой привычки и невежеством (см. «О фетишизме», М., 1973, с. 127).
        Науч. объяснение существования П. дано К. Марксом, Ф. Энгельсом, В. И. Лениным, которые показали, что каждая стадия обществ. развития не сразу преодолевает наследие прошлого. В частности, они отмечали, что никогда не существовало «чистого» капитализма. Даже в высокоразвитых капиталистич. странах, хотя и в модифицированном виде, сохраняются остатки прежних экономич. укладов и связанные с ними черты образа жизни, традиции, взгляды и представления. Кроме того, втягивая в свою орбиту страны с более низким уровнем социально-экономич. развития, капитализм не только разлагает, но и воспроизводит многие докапиталистич. формы обществ. жизни, опираясь на её реакц. и консервативные элементы.
        Возникающее с победой социалистич. революции новое общество не может сразу избавиться от «родимых пятен» капитализма, проявляющихся в экономич. жизни, в сознании и поведении части людей. В условиях социалистич. общества П. прошлого приходят в резкое столкновение с гл. тенденциями обществ. прогресса. На первый план выступает задача преодоления тех П., существование которых прямо противоречит содержанию социалистич. обществ. отношений, нормам социалистич. права и морали: бурж. взглядов и нравов (особенно в отношении к социалистич. собственности и общественно полезному труду), пьянства, хулиганства, бюрократизма и др. Развенчание и преодоление П. прошлого (особенно частнособственнических и националистических) — условие успешной борьбы с чуждой социализму идеологией.
        Преодолению П. способствуют: совершенствование всех сторон экономики, культуры, социального управления; развитие социалистич. демократии и укрепление законности и правопорядка; повышение уровня образования и культуры (в том числе политической и правовой) всех членов общества; усиление идейно-воспитат. работы с учётом особенностей социальных групп и слоев социалистич. общества, выработка коммунистич. мировоззрения у всех людей. Формирование нового человека и совершенствование социалистич. обществ. отношений, социалистич. образа жизни, создание атмосферы всеобщей нетерпимости по отношению к П. прошлого ведут к их полному исчезновению.

Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. . 1983.


ПЕРЕЖИТКИ
категория для обозначения явлений обществ. жизни, элементов культуры, унаследованных от предыдущих эпох. Первоначально эта категория получила распространение в конце 19 в. в социологич. и этнографич. лит-ре (в связи с проникновением в обществоведение эволюц. идей и занимала видное место в концепции обществ. развития "психологически-эволюционной" школы (Тайлор, Фрейзер, а в России – Л. Я. Штернберг). Эволюция общества рисовалась ее сторонниками как совокупность процессов изменения отд. "элементов" в рамках единого "общества". Открытие в различных явлениях культуры (обычаях, верованиях и т.д.) "наслоений" предшествующих эпох во многом способствовало распространению такой формы эволюционизма. Однако, обнаруживая в явлениях культуры их древнейшую первооснову, этот метод не позволял понять совр. действит. значение этих явлений. Вульгарно-эволюционистские концепции не учитывали внутр. организованности, системности обществ. процесса, взаимообусловленности отд. сторон жизни общества.
Резкой и во многом обоснованной критике подвергли теорию П. представители функционалистских течений (в частности, Дюркгейм, Б. Малиновский, К. Клакхон). Их работы подтвердили, что в обществ. системе нет "мертвых элементов прошлых эпох": каждое явление, элемент культуры уже по одному тому, что он существует, играет какую-то роль в наличной обществ. системе. Односторонность подобных суждений определяется общей слабостью функциональных представлений об обществе: они не принимали в расчет неустойчивость социальных систем, неодинаковую значимость их функциональных компонентов. Эта ограниченность может быть преодолена в социологич. теории лишь при введении в социальную модель представлений о различных уровнях организованности обществ. систем. В науч. обиходе термин "П." иногда употребляется в двух смыслах: а) для обозначения явлений, берущих начало от более ранних по сравнению с рассматриваемой эпохой культурного развития; б) для характеристики отд. явлений как малосущественных для данной системы.
В сов. филос. и политич. лит-ре термин "П." используется для оценки отд. явлений обществ. жизни, к-рые по своему происхождению связаны с прошедшими этапами обществ. развития (П. капитализма, П. феод. патриархальных отношений, П. общинно-родовых порядков и традиций, П. мелкособственнич. х-ва, П. методов управления и воспитания, свойственных начальным фазам социалистич. общества, и т.д.). В процессе революц. ломки старых порядков и формирования социалистич. отношений "пережиточные" явления в различ. сферах обществ. жизни (быта, нац. и идеологич. отношений, художеств. вкусов и др.) противостоят сознат. преобразующей деятельности, осуществляемой под руководством коммунистич. партий, как стихийная, косная сила "старого". Иногда в трактовке П., ограничиваются рассмотрением их как чуждых природе социалистич. строя и истинным потребностям сов. людей, а их существование связывают лишь с "отставанием сознания", влиянием зарубежной бурж. идеологии. Эта т. зр. не способствовала анализу конкретных социальных условий и совр. социального значения "пережиточных" явлений и тормозила выработку эффективных методов их преодоления, вела к переоценке адм. мер, методов индивидуального воздействия.
Науч. анализ "пережиточных" явлений предполагает учет реальной разнородности, разнопорядковости относимых к ним моментов обществ. жизни. Так, нельзя не различать: а) круга явлений, обусловленных действием старых социальных институтов, утративших свое офиц. положение в обществ. жизни (религия, патриархально-родовые порядки в нек-рых р-нах); б) негативных моментов, связанных с деятельностью новых, общественно необходимых социальных институтов (бюрократич. извращения в методах работы гос. и обществ. аппарата, нек-рые стороны влияния совр. товарно-денежных отношений и соответствующих форм распределения); в) явлений, связанных с разложением определ. звеньев обществ. (правового, морального) порядка – преступность, пьянство, хулиганство и т.д. Эта типология не полна и не предполагает абсолютного разграничения указанных групп явлений. Можно отметить непосредств. преемственность определ. старых традиций и взглядов (напр., в нац. или семейных отношениях), но для объяснения этого часто требуется конкретный анализ тех социальных групп и тех социальных и культурных условий, в к-рых возможны устойчивость и передача из поколения в поколение соответствующих традиций, несмотря на противодействующие влияния новых обществ. условий коммунистич. идеологии и политики.
За последние годы в сов. науч. лит-ре накоплен опыт социологич. исследования и интерпретации нек-рых черт пережиточных явлений, правильный подход к к-рым играет важную роль в дальнейшем развитии общества (статистич. изучение преступности, состояния семейных отношений, распределения свободного времени и др.).
Лит.: Ленин В. И., Очередные задачи Советской власти, Соч., 4 изд., т. 27; его же, Задачи союзов молодежи, там же, т. 31; Фрейд З., Тотем и табу, М.–П., [1923]; Леви-Брюль Л., Первобытное мышление, пер. с франц., М., 1930; Штернберг Л. Я., Первобытная религия в свете этнографии, Л., 1936; ?эйлор Э., Первобытная культура, пер. с англ., М., 1939; Снесарев Г. П., О некоторых причинах сохранения религиозно-бытовых пережитков у узбеков Хорезма, "Сов. этнография", 1957, No 2; Ковалев С., Пережитки капитализма в сознании людей при социализме и пути их преодоления, "Коммунист", 1957, No 3; Вопросы предупреждения преступности, вып. 1–2, М., 1964–65; Герцензон ?. ?., Введение в сов. криминологию, М., 1965; Строительство коммунизма и преодоление религиозных пережитков, М., 1966; Левада Ю., Социальная природа религии, М., 1966; Malinowski В., Szkice z teorii kultury, Warsz., 1958; Levi-Strauss С., Anthropologie structurale, P., 1958; Jung С. G., Psychology and religion, New Haven, 1960.
Ю. Левада. Москва.

Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия. . 1960—1970.


Просмотров: 1143
Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Философская энциклопедия





Другие новости по теме:

  • Бант жизни
  • ВЛЕЧЕНИЕ К ЖИЗНИ
  • ВСЕОБЩАЯ СВЯЗЬ ЯВЛЕНИЙ
  • Джексона методика семейных отношений
  • ЕДИНОГО ИНДУСТРИАЛЬНОГО ОБЩЕСТВА ТЕОРИЯ
  • ЗОДИАК ЖИЗНИ
  • Злоупотребление алкоголем без явлений зависимости
  • Злоупотребление препаратами без явлений зависимости
  • ИНДЕКС УРОВНЯ ЖИЗНИ
  • МЕЖДУНАРОДНАЯ ФЕДЕРАЦИЯ ФИЛОСОФСКИХ ОБЩЕСТВ
  • НЕРАВНОМЕРНОСТИ РАЗВИТИЯ КАПИТАЛИЗМА ЗАКОН
  • ОБРАЗ ЖИЗНИ
  • ОБРАЗ ЖИЗНИ
  • ОДНОМЕРНЫЙ ЧЕЛОВЕК. ИССЛЕДОВАНИЕ ИДЕОЛОГИИ РАЗВИТОГО ИНДУСТРИАЛЬНОГО ОБЩЕСТВА
  • Развитие на протяжении жизни (life-span development)
  • СМЫСЛ ЖИЗНИ
  • Страхи людей на разных этапах жизни (fears throughout the life span)
  • ТОЧКА ЖИЗНИ
  • Теория социальных групп
  • Теория социальных групп
  • УРОВЕНЬ ЖИЗНИ
  • ФОРМЫ ЖИЗНИ
  • Формы Жизни
  • Элементарные формы религиозной жизни
  • влечение к жизни
  • концепция представлений социальных
  • метод анализа жизни
  • социальных представлений концепция
  • формы жизни
  • формы жизни (lebensformen)



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь