|
ИОАХИМ ФЛОРСКИЙИОАХИМ ФЛОРСКИЙ (Калабрийский), Джоак-кино да Фьоре (Joachimus Florensis, Gioacchino da Fiore) (ок. 1132—1202) — ит. мыслитель. Аскет, монах Цистерцианского ордена, ок. 1177 избран аббатом, ок. 1191 основал монастырь Сан-Джованни ин Фьоре как центр нового, Флорского ордена, откуда и получил свое прозвище. Создатель мистико-диалектической концепции исторического процесса, выразившей глубокий кризис средневекового миропонимания. Эта концепция, разработанная в формах символического толкования Библии (в соч. «Согласование Нового и Ветхого Заветов» 1519 и «Пособие к Апокалипсису», 1527), исходит из деления всемирной истории натри «мировых состояния», или эры, соответствующие трем лицам христианской Троицы — Отцу, Сыну и Святому Духу. В продолжение ветхозаветной эры Отца Бог раскрывается человеку как властный господин, а человек подчиняется ему как трепещущий раб; новозаветная эра Сына превращает эти отношения в отношения отца и дитяти; наконец, грядущая эра Святого Духа сообщит им полную интимность. Каждая эра исчерпывает свое содержание в одной и той же повторяющейся последовательности этапов, что позволяет умозаключать от прошедшего к будущему. Выявление эры Святого Духа должно начаться около 1260: после периода борьбы и искушений восторжествует любовь к бедности и начало духовной свободы, властная и притязательная церковь Петрова уступит свое место церкви Иоанновой, отказавшейся от ненужного бремени мирской власти и управляемой кроткими аскетами-бессребрениками; дух свободы, любви и мира победит насилие и устранит самую его возможность. Преображение человечества должно иметь место еще в рамках посюсторонней истории; этот момент делает учение И.Ф. связующим звеном между древним хилиазмом и плебейскими ересями позднего Средневековья. Философия: Энциклопедический словарь. — М.: Гардарики. Под редакцией А.А. Ивина. 2004. ИОАХИМ ФЛОРСКИЙ (К а л а б p и й с к и й), Д ж о-аккино да Фьоре (Joachimus Florensis, Gioac-chino da Fiore) (OK. 1132—1202), итал. мыслитель. Аскет, монах Цистерцианского ордена, ок. 1177 избран аббатом, ок. 1191 основал монастырь Сан-Джованни ин Фьоре как центр нового, Флорского ордена, откуда и получил своё прозвище. Создатель мистико-диалектич. концепции историч. процесса, выразившей глубокий кризис ср.-век. миропонимания. Эта концепция, разработанная в формах симво-лич. толкования Библии (всоч. «Согласование Нового и Ветхого заветов» — «Concordia novi et veteris testamcuti», 1519, и «Пособие к Апокалипсису» — «Enchiridion in Apocalypsin», 1527), исходит из деления всемирной истории на три «мировые состояния», или эры, соответствующие трём лицам христ. Троицы — Отцу, Сыну и св. Духу. В продолжение ветхозаветной эры Отца бог раскрывается человеку как властный господин, а человек подчиняется ему как трепещущий раб; новозаветная эра Сына превращает эти отношения в отношения отца и дитяти; наконец, грядущая эра св. Духа сообщит им полную интимность. Каждая эра исчерпывает своё содержание в одной и той же повторяющейся последовательности этапов, что позволяет умозаключать от прошедшего к будущему. Выявление эры св. Духа должно начаться ок. 1260: после периода борьбы и искушений восторжествует любовь к бедности и начало духовной свободы, властная и притязательная церковь Петрова уступит своё место церкви Иоанновой, отказавшейся от ненужного бремени мирской власти и управляемой кроткими аскетами-бессребрениками; дух свободы, любви и мира победит насилие и устранит самую его возможность. Преображение человечества должно иметь место ещё в рамках посюсторонней истории; этот момент делает учение И. Ф. связующим звеном между древним хилиазмом и плебейскими ересеми позднего средневековья. Судьбы наследия И. Ф. в течение 13 — нач. 14 вв. были тесно связаны с францисканством, также учившим о «святой нищете»; создаётся обширная псевдоиоахи-мовская лит-pa. Дольчино делает из учения И. Ф. программу мятежа. Позднее идеи И. Ф. повлияли на идеологию Кола ди Риенцо, а через него — на весь дух новоевроп. политич. мессианизма; в эпоху Реформации они оказали воздействие на Мюнцера. Отголоски умозрения И. Ф. можно усматривать в филос. конструировании смысла истории у Гегеля, Шеллинга и особенно у рус. религ. философа Вл. Соловьёва. Liber figurarum, ?. 1—2,Torino, 19532. Стам С. M., Учение Иоахима Калабрийского, в кн.: Вопросы истории религии и атеизма, т. 7, М., 1950; G rundmann H., Studien uber Joachim von Floris, Lpz., 1927; его ж e, Neue Forschungen uber Joachim von Fiore, Marburg, 1950; Huck J. С h.. Joachim von Floris und die Joachimitische Literatur, Freiburg, 1938; Russo F., Bibliografia gioachimita, Firenze, 1954. Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. 1983. ИОАХИМ ФЛОРСКИЙ (Ф и о p е) (Joachim Floris) (род. ок. 1132, Целико, Калабрия – ум. 20 марта 1202, Фиоре, Калабрия) – итал. теолог, мистик и историкметафизик; положил начало мистической философии истории, которая различает на земле три царства (от сотворения мира до его конца), а именно: первое царство (Отца), начавшееся с сотворения; второе царство (Сына), начавшееся с искупления благодаря Христу; и третье царство (Святого Духа), наступление которого Иоахим, согласно хилиастическим течениям своего времени, ожидал к началу 13 в. За «тритеизм», т.е. веру в трех отдельных лиц в триединстве, его учение в 1215 было отвергнуто церковью. Философский энциклопедический словарь. 2010. ИОАХИМ ФЛОРСКИЙ (К а л а б р и й с к и й) (Joachimus Florensis, Gioacchino da Fiore) (ок. 1132–1202) – итал. мыслитель, монах. Род. в Калабрии в семье крестьянина. Пытался проповедовать свое учение в народе. Был пострижен цистерцианцами в монахи, затем избран аббатом. В 1191, порвав с Цистерцианским орденом, основал монастырь San Giovanni in Fiore и новый орден – ordo Florensis, откуда его второе имя. Католич. церковь неоднократно осуждала учение И. Ф. (на 4-м Латеранском соборе 1215, на поместном соборе в Арле, 1263), а с его последователями (иоахимитами) церковь беспощадно расправлялась. В сов. науке существуют две точки зрения на учение И. Ф., расходящиеся гл. обр. по вопросу о наличии или отсутствии социально-утопич. идей во взглядах И. Ф., по оценке идеи развития, содержащейся в его сочинениях, а также по характеристике социально-политич. сущности его учения. Ниже приводятся две статьи, отражающие эти точки зрения. 1) И. Ф. – один из наиболее ранних и оригинальных хилиастич. (см. Хилиазм) мыслителей средневековья. В своих соч., оставаясь в рамках религ. представлений, И. Ф., в противоположность августиновскому учению о неизменности земной жизни и невозможности на земле справедливого миропорядка, выдвинул свое истолкование человеч. истории как процесса прогрессивного развития от рабства к свободе, проходящего, как через необходимые стадии, через три "состояния мира" (status mundi), соответствующие трем лицам христ. троицы, и ведущего к осуществлению идеальной "эры святого духа" – "царства мира и правды на земле". И. ?. подчеркивал посюсторонний, земной характер своего хилиастич. идеала. Его осуществление мыслится И. Ф. как результат необходимо развивающегося божеств. откровения, но оно возможно только в результате некоего грандиозного вселенского переворота, к-рого И. Ф. ожидал ок. 1260 и в ходе к-рого "нечестивые будут стерты с лица земли", "будет уничтожена несправедливость и установлена вечная справедливость". Каждый новый, более совершенный статус мира зарождается в недрах старого (initiatio), затем наступает как бы критич. период борьбы (tribulatio), в итоге к-рой добрые торжествуют, а злые наказываются, и тогда утверждается новое состояние мира, период "плодоношения" (fructificatio). Соответственно стадиям развития мира развивается и человеч. знание, достигающее в грядущем третьем статусе полного постижения истины. Представление о прогрессивном развитии человечества приводит И. Ф. к идее относительности, историч. ограниченности истины: понятия добра, рабства, свободы соответствуют своему времени и "должны рассматриваться сообразно времени" (pro tempore et ad tempus). Несмотря на религ. ограниченность, применение принципа развития позволило И. Ф. обосновать жизненно важный для нар. масс феод. общества тезис об историч. ограниченности, преходящем характере существующего строя, к-рый церковь объявляла абсолютным и неизменным. Вероучение католич. церкви также утрачивало абсолютное значение, объявлялось им лишь "частичной истиной", уступающей в третьем статусе мира место полной истине, для понимания к-рой люди не будут нуждаться в посредстве каких бы то ни было "фигур", т.е. таинств, ибо будут видеть истину "лицом к лицу". С наступлением справедливого миропорядка церковь и ее вероучение должны утратить свою силу. И. Ф. обвинял церковь в алчности, корыстолюбии, стремлении "господствовать над простым народом". Он открыто выражал свои симпатии к угнетен, массам, к крепостному крестьянству. Учение И. Ф., в мистич. форме отразившее антифеод. протест юж.-итал. крестьянства, боровшегося против закрепощения, стремление нар. масс к освобождению от феод. гнета, освящаемого католич. церковью, их мечты о справедливом миропорядке – было одним из наиболее ранних проявлений крестьянско-плебейской ереси. Несмотря на черты созерцательности, хилиастич. учение И. Ф. на протяжении 13–15 вв. оказывало большое влияние на развитие нар.-еретич. движений. В нач. 14 в. иоахимит Дольчино поднял первое крупное восстание итал. крестьян против церкви и феодалов. В эпоху Реформации к учению И. Ф. проявлял значит. интерес идеолог нар. Реформации Мюнцер. Бурж. авторы католического (W. Preger, Das Evangelium Aeternum und Joachim von Floris, "Abhandlungen der Kaiser. Baier. Acad. d. Wissensch.", 1874, Bd 12, Abtl. 3; Denifle, Das Evangelium Aeternum und die Comission zu Anagni, "Arch. fur Literatur- und Kirchengeschichte des Mittelalters", 1885, Bd I, H. I; La Piana, Joachim of Floris, "Speculum", 1932, v. 7, No 2; Huch J. Chr., Joachim von Floris und die joachitische Literatur, 1938) и протестантского направлений (?. Reuter, Geschichte der religiosen Aufklarung im Mittelalter, 1877; А. Гаусрат, Средневековые реформаторы, пер. с нем., т. 2, 1900), как правило, отрицают социальный смысл и антифеод. направленность учения И. Ф. С. Стам. Саратов. 2) И. Ф. – родоначальник мистич. направления, известного под названием иоахимизма. Суть концепции иоахимизма заключается в учении о трех состояниях или эрах мирового развития, изображенных в его произв. "Согласование Нового и Ветхого заветов" ("Concordia novi et veteris testamenti", 1519), "Комментарий к Апокалипсису" ("Enchiridion in Apocalypsin", 1527) и др. Первое состояние мира – от Адама до Христа – И. Ф. определял как эру Ветхого завета, к-рую он характеризовал тем, что люди жили по плоти и покорялись богу только из чувства страха, как раб покоряется своему владельцу. Второе состояние – от Христа до 1260 – время Нового завета, характерное тем, что жизнь людей основана на принципе промежуточном, т.е. между плотью и Духом. В этот период люди покоряются богу из чувства сыновней любви. Третье состояние мира, к-рое наступит после 1260 (т.е. приблизительно через 70 лет после того, как учение И. Ф. было им изложено) и будет продолжаться до конца мира, явится эрой святого духа и вечного Евангелия. Люди будут созерцать бога непосредственно, и их отношение к нему будет свободно от принципа авторитарности. Т.о., основной в этом представлении о мировом развитии является линия, ведущая от чувства рабства к сознанию свободы. Первое и второе состояния – это разные состояния подчинения и покорности. Переход от первого ко второму – это переход от рабского подчинения внешней власти господина к сыновней покорности перед авторитетом отца. Третье же состояние – это состояние свободных отношений к богу, когда привязанность основывается на непосредств. созерцании истины. С наступлением этой третьей эры мира отпадает необходимость в буквенной форме Евангелия. Евангелие третьей эры будет чисто духовным и "вечным". Не будет нужды ни в Ветхом, ни в Новом завете. В произв. И. Ф. не говорится об изменениях в материальной жизни людей, связанных со сменами трех стадий мира. В его схеме нет вообще упоминаний о каких-либо явлениях социальной жизни, за исключением осуждения богатств церкви и роскоши духовенства. Переход к третьему, наиболее совершенному состоянию совершится, согласно этой схеме, в рамках земного существования. Однако само это состояние в своем абсолютном духовном совершенстве теряет уже всякие земные черты и завершает существование земного мира. Схема И. Ф., несмотря на свой чисто мистич. характер, занимает видное место в оппозиционной к офиц. церкви идеологии. И. Ф. говорит об исторически преходящем характере католич. "церкви Христа". Преходящим является, по концепции И. ?., не только Ветхий, но и Новый заветы. Новым у И. Ф. было также его вольное толкование текстов Священного писания, дававшего возможность "обосновывать" отступления от церк. традиции. Хотя учение И. Ф. было канонизировано Францисканским орденом, у нек-рых радикальных его последователей – у т.н. иоахимитов – "спиритуалов" 13 и начала 14 вв. (Герардо Сегарелли, Дольчино и др.) оно получило не только антикатолич., но и социальную трактовку (см. С. Д. Сказкин, Первое послание Дольчино, в сб.: "Из истории социально-политических идей", 1955, с. 124). Произв. И. Ф. изучались и позже, в эпоху Реформации. Усердно изучал их и Мюнцер, о чем он сам писал, прибавив, однако, что его собств. учение идет "значительно дальше". Ограниченный характер оппозиц. концепции И. Ф. заключался прежде всего в том, что изменения, предусматриваемые ею, совершаются богом при пассивной роли людей и притом в точные, заранее предначертанные сроки, к-рые И. Ф. выявлял путем сравнения текстов Ветхого и Нового заветов. Прогресс в развитии сознания, лежащий в основе схемы И. Ф., ни в какой мере не является прогрессом человеч. разума; это лишь прогресс в формах божеств. откровения и раскрытия истины. Само понятие развития в смысле внутр. развития историч. этапов отсутствует в концепции И. Ф. Смена стадий мира, – несмотря на то, что И. Ф. различал в каждой стадии периоды зарождения, созревания и перехода в следующую стадию, – представляется у него как результат раскрытия божеств. воли, заранее предначертанного во всех деталях божеств. плана. В концепции И. Ф. нашли свое отражение настроения оппозиц. элементов рыцарства по отношению к засилью католич. церкви и их стремления к подрыву авторитета папства. М. Смирин. Москва. Соч.: Psaltecrium decem chordarum, Venetiis, 1527; Tractatus super quattuor Evangelia, Roma, 1930. Лит.: Энгельс Ф., Крестьянская война в Германии, гл. 2, в кн.: Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 7, с. 361, 369; Энгельс Ф., Анти-Дюринг, М., 1957, отд. 2, гл. 4, с. 147; Котляревский С. ?., Францисканский орден и римская курия в XIII и XIV вв., М., 1901; Добиаш-Рождественская О. ?., Некоторые проблемы иоахимизма и петербургская рукопись сочинений Иоахима Флорского, "Ж. Мин-ва Народного просвещения", 1913, No 6, июнь; Смирин M. M., Народная реформация Томаса Мюнцера и Великая крестьянская война, 2 изд., М., 1955, ч. I, гл. 2 (пер. на польск. – 1951, нем. – 1952 и 1956, венг. – 1956); Стам С. М., Учение Иоахима Калабрийского, в кн.: Вопросы истории религии и атеизма. Сб. ст. 7, М., 1959; Hahn Chr. Ulr., Geschichte der Ketzer im Mittelalter, Bd 3, Stuttg., 1850; Fournier P., Joachim de Flore, ses doctrines, son influence, P., 1900; Grundmann H., Studien uber Joachim von Floris, Lpz., 1927; его же, Neue Forschungen uber Joachim von Fiore, Marburg, 1950; L'evangile eternel, traduc. franc... par ?. Aegerter, [t.] 1–2, P., 1928 (этот перевод не обладает научной точностью); Buonaiuti E., Die Gioaechino da Fiore, Roma, 1931; Gandev Ch. N., Joachimitske myslenky ? dile Mateje z Janova "Regulae veteris et novi testamenti", "Casopis Narodniho Musea", 1937, roc. 111, sv. 1; ?ondelli L., Da Gioachino a Dante, Torino, 1944. Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия. Под редакцией Ф. В. Константинова. 1960—1970. ИОАХИМ ФЛОРСКИЙ ИОАХИМ ФЛОРСКИЙ (Калабрийский),Джоаккинода Фьоре (Joachimus Florensis, Gioacchmo da Fiore) (ок. 1132—1202) — итальянский мыслитель. Монах-цистерцианец, ок. 1177 избран аббатом, ок. 1191 основал монастырь Сан-Джованни ин Фьоре как центр нового, Флорского ордена, откуда и получил свое прозвище. Этот аскет с репутацией личной святости, воспринимавшийся многими (напр., Данте) как пророк, навлекший на себя посмертное осуждение Латеранского собора 1215, создал мистико-диалекгическую концепцию исторического процесса, выразившую глубокий кризис средневекового миропонимания. Эта концепция, разработанная в формах символического толкования Библии (в соч. “Согласование Нового и Ветхого заветов” — Concordia novi et veteris testamenti, 1519, “Пособие к Апокалипсису” — Enchiridion in Apocalypsin, 1527, и “Псалтирь десятиструнная” — Psalterium decem cordarum), исходит из деления всемирной истории на три “мировые состояния”, или эры, соответствующие трем лицам христианской Троицы — Отцу, Сыну и Св. Духу. В продолжение ветхозаветной эры Отца бог раскрывается человеку как властный господин, а человек подчиняется ему как трепещущий раб; новозаветная эра Сына превращает эти отношения в отношения отца и дитяти; наконец, грядущая эра Св. Духа сообщает им полную интимность. Каждая эра исчерпывает свое содержание в одной и той же повторяющейся последовательности этапов, что позволяет умозаключать от прошедшего к будущему. Выявление эры Св. Духа должно начаться ок. 1260, после периода борьбы и искушений восторжествует любовь к бедности и начало духовной свободы; властная и притязательная церковь Петрова уступит свое место церкви Иоанновой, отказавшейся от ненужного бремени мирской власти и управляемой кроткими аскетами-бессребрениками; дух свободы, любви и мира победит насилие и устранит самую его возможность. Преображение человечества должно иметь место еще в рамках посюсторонней истории; этот момент делает учение Иоахима Флорского связующим звеном между древним хилиазмом и плебейскими ересями позднего средневековья. Судьбы наследия Иоахима Флорского в течение 13 — нач. 14 в. были тесно связаны с францисканством, также учившим о “святой нищете”; создается обширная псевдоиоахимовская литература. Дольчино делает из его учения программу мятежа. Позднее идеи Иоахима Флорского повлияли на идеологию Кола ди Риенцо, а через него — на весь дух новоевропейского политического мессианизма; в эпоху Реформации они оказали воздействие на Мюнцера. Отголоски умозрения Иоахима Флорского можно усматривать в философском конструировании смысла истории у Гегеля, Шеллинга и особенно у польского мыслителя А. Цешковского (“Notre Pere”), позднее у Вл. Соловьева и Бердяева. Полное отчуждение от его христианского контекста некоторые парадигмы утопизма Иоахима Флорского приобретают в тоталитарных системах мысли 20 в. Соч.: Tractatus super Quattuor Evangelis, ed. E. Buonaiuti. — “Fonti per la Storia d'Italia”, LXVI1,1930;ExpositiodeArticulisFidei,HananoHa(e, та же серия, LXXVIH, 1936; Liber figurarum, ed. L.Tondelli, M. F. Reeves, ed. 2. v. 1—2, Torino, 1953. Лит.: Стам С. М. Учение Иоахима Калабрийского. — В кн.: Вопросы истории религии и атеизма, т. 7. M., 1959; Grundmann H. Studien uber Joachim von Floris. Lpz., 1927; Idem. Neue Forschungen uber Joachim von Fiore, Mart)., 1950; Huck J. Ch. Joachim von Floris und die joahimitishe Literatur. Freib., 1938; Fobert! F., Gioacchino da Fiore e il gioacchinismo antico e modemo. Padua, 1942; Reeves M. The Influence f Prophecy in the Later Middle Ages. A Study in Joachimism. Oxf., 1969; RUSSO F. Bibliografia gioachimita. Firenze, 1954. С С. Аеериицев Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль. Под редакцией В. С. Стёпина. 2001. Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Философская энциклопедия Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|