|
НУМЕНИЙНУМЕНИЙ (2-япол. 2 в.), антич. философ, представитель неопифагореизма и среднего платонизма, один из предшественников неоплатонизма. Родом из Апамеи в Сирии. Для учения Н. характерна иерархич. структура бытия и онтологич. дуализм. Высшее место в этой иерархии занимает первый бог (или первый ум-нус), который неподвижен и есть самоблаго, отец, монада. Наряду с ним вечно сосуществует материя: неразумная, непознаваемая и хаотичная. Будучи «текучей и нрава страстного», она как бы раскалывает вторую ипостась, или второй ум, демиурга, крый, с одной стороны, созерцает первый ум и умопостигаемое, с другой — тяготеет к материи, печётся о ней и соприкасается с чувственным. В противоположность первому уму, второй ум подвижен: упорядочивая материю и связывая её узами гармонии, он творит космос, который есть третий бог. Однако, но др. источникам, третьим богом является злая мировая душа, тесно связанная с материей, от неё произошла смертная часть че-ловеч. души, или неразумная душа. Высшая часть че-ловеч. души (разумная душа) сопричастна первому уму и познаёт его «один на один». Отличит. чертой Н. является стремление включить в философию вост. мудрость — учения брахманов, иудеев, магов и египтян. Аллегорически толкуя Ветхий завет, он пытается понять его в духе платонизма. Но, несмотря на известную фразу Н. о том, что Платон — это «говорящий поаттически Моисей», не следует преувеличивать вост. влияний в философии Н., которая в основе своей остаётся в традиции др.-греческой философии. Fragments. Texte etab. et trad, par E. des Places, P., 1973. Puесh H. С., Numenius d'Aparnee et les theologies orientales au second siecle, в кн.: Melanges Bidez, Brux., 1934, p. 746—78; Martano G., Numeriio d'Apamea, Napoii, 1960; Ley de H., Marrobius and Numenius, Brux., 1972. Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. 1983. НУМЕНИЙ (?????????) и з А п а м е и (Сирия) (2-я пол. 2 в. н.э.) – античный философ, представитель платонизма. Известны заглавия нескольких его трактатов, но сами эти трактаты до нас не дошли. Он, как и его предполагаемый ученик Плотин, учил о трех осн. ипостасях бытия (Procl. in Tim. I.303,27 слл.-frg. 36 Thedinga; Euseb. Praep. Ev. XI 23,3-frg. 25 Thedinga), но учение это резко отличалось от учения Плотина. Первую ипостась Н. именовал "благом", "монадой", "отцом", "первичным богом", "принципом сущности" и рисовал ее сходно с платоновским учением о благе в "Государстве" (R. Р. VI 507A–509В). Однако вместо абсолютной трансцендентности и неразличимости платоновского "блага" Н. именовал его "умом", т.е. чем-то уже различимым, хотя и старался всячески отделить этот замкнутый в себе "ум" от всего существующего. Поэтому у Н. не получается полной замкнутости первого бога. Вторая ипостась у него – тоже "ум", но только уже как действующий демиург, вступающий в общение с материей, "сын", "вторичный бог", "принцип становления". Третья ипостась – порождение второго "ума", или космос, чем Н. тоже резко отличался от Плотина, у к-рого третья ипостась есть мировая "душа", а космос является порождением первых трех ипостасей. Следовательно, у Н. наблюдается эклектич. подход к трем платонич. ипостасям, что было весьма распространено накануне возникновения неоплатонизма. Н. хотел сблизить платонизм с Библией, египетскими и инд. учениями, полагая, напр., что Платон есть "говорящий по-аттически Моисей". Больше всего, по-видимому, Н. зависел от стоического платонизма, поскольку "ум" он понимал натуралистически, полагая, что все существующее есть результат "обсеменения" материи "умом". Это понимание материи как неопределенной текучей и зависимой от умств. семян близко к ее толкованию в платоновском "Тимее", но дуализм Н. проявлялся здесь еще больше, равно как и в его учении о душе, к-рое проповедовало две души, добрую и злую, или разумную и неразумную как во всем космосе, так и в каждом человеке. К пифагорейскому платонизму восходит также учение Н. о перевоплощении душ. Вместе с тем, судя по Немесию (De nat. hom. 2; ср. M. Владиславлев, Философия Плотина..., СПБ, 1868, с. 268, сл.), ?. и Аммонию Саккасу принадлежит целое рассуждение, четко отделяющее душу как сдерживающий и организующий принцип от тела как принципа разъединения, рассеяния и текучести; это рассуждение в дальнейшем целиком вошло в неоплатонизм. Из этого можно заключить, что демиург Н. еще более противоположен телесному миру, чем душе. Учение Н. – результат хаотич. истории платонизма, в общем эклектического, но обладавшего определенной тенденцией синтезировать Платона с натурализмом стоиков с помощью малоподходящих для этого методов неопифагорейства и восточных дуалистич. вероучений. Фрагм. в кн.: ?hеdinga F., De Numenio philosopho Platonico, Bonn, [1875 ]. Лит.: Блонский П. П., Философия Плотина, ?., 1918, с. 22–23; Guthrie К. S., Numenius of Apamea, L., [1917 ]; Thedinga F., Plotin oder Numenios?, "Hermes", 1917, Bd 52; 1919, Bd 54; 1922, Bd 57; ?e11er Ed., Die Philosophie der Griechen..., 5 Aufl., Tl 3, Abt. 2, Lpz., 1923, S. 234–41; Dodds F. R., Numenius and Ammonius, Fondation Hardt, t. 5, Les sources de Plotin, Vandoeuvres–Gen., 1957, p. 1–33. A. Лосев. Москва. Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия. Под редакцией Ф. В. Константинова. 1960—1970. НУМЕНИЙ НУМЕНИЙ (?????????) (2-я пол. 2 в. н. э.) — философ-платоник пифагорейской ориентации. Биографических сведений о нем практически нет. Родился в Апамее (Сирия). Часто упоминается вместе с Кронием, который, как и Нумений, толковал Гомера. Сочинения: “О благе” в 6 книгах (фрг. 1—22 Des Places: 1-я кн.— бестелесность подлинного бытия, блага и бога, в чем различные религии согласны с учением Платона; 2-я кн.— определение блага; 3—4 кн.— аллегорическое изложение блага в Ветхом Завете (фрг. 1с, 9) и Новом Завете (фрг. 10); 5—6 кн.— бытие в его отношении ко второму и третьему богу); “О расхождении академиков с Платоном” (фрг. 24—28); “О сокровенном учении Платона” (фрг. 23); “О нетленности души” (фрг. 29 и, вероятно, 30—35); Ориген упоминает названия сочинений Нумения “Удод”, “О числах”, “О месте” (фрг. 1с), о которых больше ничего не известно. Показывая, что представители академического скепсиса отошли от учения Платона, Нумений развивает тенденцию, начатую в платонизме Антиохом Аскалонским, противопоставившим Древней Академии скептическую (в противоположность своему учителю Филону из Ларисы, который утверждал единство в истории самой Академии — Cic. Acad. 113—43; II 11,12,16,17) и призвавшим вернуться к учению древних (т. е. академиков и к самому Платону). Восхищение Нумения вызывают Пифагор и Сократ, подлинным наследником которых был Платон (фрг. 24). Нумений приписывает Сократу учение Ксенократа о трех богах (фрг. 24, 51—53), которое сам развивает в сочинении “О благе”. Подлинное благо нельзя представить на основе чувственных вещей, оно совпадает с бытием как таковым (то цv), к которому как к предмету высшей науки мы восходим благодаря занятиям математикой (фрг. 2). Оно — ни тело, ни материя (фрг. 4); будучи изъято из сферы времени, оно вечко, устойчиво, тождественно (фрг. 5); как подлинное бытие благо умопостигаемо (фрг. 7), и именно с ним соотносится первый бог, Сущий (о ?? ветхозаветной Книги Исхода 3,14 — фрг. 13,4), чья неподвижность есть некое исходно присущее ему движение (ср. Arist. Met. L 7, 1072 а 26 — ?????? ???????? первого двигателя), благодаря которому космос получает свой порядок, вечность своего пребывания и спасение во всех своих частях (фрг. 15). Этот высший бог есть ум — причина бытия и идей, и именно как таковой он оказывается благом (фрг. 16), а в качестве блага — единым (фрг. 19,12—13). Первый бог — царь, стоящий выше любой деятельности (фрг. 12); ему подражает второй бог — благой демиург: как первый бог есть причина бытия, так второй — становления. Второй бог — всецело созерцателен: в созерцании он создает и свой собственный вид-идею, и здешний космос — подобие тамошнего (фрг. 16). Поэтому он равно связан с умопостигаемым, к которому он обращен, и с чувственно воспринимаемым, которое он создает, сочетавшись с материей-диадой: придав ей единство и связав ее гармонией (фрг. 18,8), он сам разделяется ею, забывает об умопостигаемом, забывает о себе самом и так оказывается третьим богом, хотя по существу второй бог (мировая душа) и третий бог (одушевленный ею космос) — суть один бог (фрг. 11). Этих трех богов Нумений называет “отец-создатель-создание” или “дед-сын-внук” (фрг. 21). Находящиеся в этом мире разумные и ощущающие (но не растительные) души — бессмертны (фрг. 4а), причем наша душа, происходящая от неделимой монады и делимой неопределенной двоицы (фрг. 39), имеет две части: разумную и неразумную; вмещая все уровни бытия, душа связана с ними в своих перевоплощениях (фрг. 41). Толкуя гомеровский текст о пещере нимф (Одиссея XIII 109—113), Нумений излагает пифагорейскую концепцию, согласно которой души, сходящие в этот мир, пребывают в воде, поскольку она изначально одушевлена богом, и в связи с этим ссылается на Книгу Бытия 1, 2 (“И Дух Божий носился над водою”). Души опускаются в этот мир с зодиакального круга через тропик Рака и возвращаются через тропик Козерога (фрг. 34). Зодиак — центр мира, находящийся между небом и землей, где находятся судьи, определяющие души либо на небо, либо под землю в тамошние реки (фрг. 35). Поэтому странствия Одиссея, которые должны были закончиться среди народа, не знающего моря (не знакомого с веслом), символизируют душу, прошедшую череду рождений и освободившуюся от материи (фрг. 33). Противостояние лучших душ, опекаемых Афиной, худшим, неизбежно падающим в сферу рождения, Нумений усматривал в платоновском мифе об Атлантиде, в конце концов погрузившейся в воду (фрг. 37). Нумений относится к той части средних платоников, которые считали необходимым осмыслить языческий платонизм на фоне иудео-христианского монотеизма (ср. Кельса) и восточных религий (брахманизма, митраизма, зороастризма, египетских религиозных представлений). Но Нумений обращается к Востоку не ради создания некоей синкретической философии, а ради противопоставления христианскому откровению учений, данных в откровении древнейшим народам, которые были ближе к богам (ср. Платон. Филеб 16с): именно эти учения предание донесло до Пифагора и Платона, которого, согласно Евсевию, Нумений называет “Моисеем, говорящим по-аттически” (фрг. 8,13), и чьим верным адептом он остается. Фрагм.: Thedinga F. De Numenio philosophe platonico. Bonn, 1875; Leemans E. A. Studie over den Wijsgeer Numenius van Apamea met Uitgave der Fragmenten. Brux., 1937; Numenius, Fragments, texte et. et trad. par Ed. des Places. P., 1973. Лит.: Лосев А. Ф. История античной эстетики. Поздний эллинизм. М., 1980, с. 132-?34, 740; DoddsE. R. Numenius and Ammonius.— Les Sources de Plotin. Dix Exposes et Discussions. andoeuvres—Gen., 1960, p. 1—62; Wasynk J. H. Porphyries und Numenius.— Die Philosophie des Neuplatonismus, hrsg. von С. Zintzen. Darmstadt, 1977, S. 167—207; DillonJ. The Middle Platonists. L., 1977, 2 ed., 1996, p. 361-379; Frede M. Numenius, ANRWII. 36, 2, 1987, p. 1034-1075; AlkK. Weltflucht und feltbejahung. Zur Frage des Dualismus bei Plutarch, Numenios, Plotin. Mainz-Stuttg., 1993. Ю. А. Шталин НУМЕРОЛОГИЯ — см. Сян шу чжи сюз. Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль. Под редакцией В. С. Стёпина. 2001. Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Философская энциклопедия Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|